СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения по теме "Опорно-двигательная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обощение знаний по теме "Опорно-двигательная система". Закрепление умений использовать свои знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по теме "Опорно-двигательная система"»

Обобщающий урок по теме:


«Опорно-двигательная система».


Цели:

  • Образовательная: систематизировать и обобщить знания по теме «Опорно-двигательная система»,

  • закрепить умения использовать свои знания на практике.

  • понять значимость опорно-двигательной системы и необходимость ведения здорового образа жизни


Коррекционно-развивающая:развивать мышление, логику, монологическую речь, пользоваться предметным языком.


Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки.


Оборудование:

  • Компьютер,

  • Мультимедиапроектор,

  • Экран,

  • Таблица «Скелет человека»,

  • Слова на карточках.


Ход урока.


I. Орг. Момент.

-Здравствуйте, ребята. Я, Алимова Лариса Алексеевна очень рада приветствовать вас у себя на уроке биологии. Я желаю вам, чтобы на уроке у вас сегодня все получалось. На столах у вас лежат карточки настроения.

Говорят, залог успеха – это хороший настрой. Выберите, пожалуйста, карточки настроения, с каким вы пришли на урок и поднимите их (красная – плохое, зеленая -хорошее).

Замечательно, настроение у вас бодрое, боевое, жизнерадостное, значит, начинаем урок.





-А начнем с таких строк. Прочитайте на доске эпиграф.


Чтоб черпать полной чашей

Труд, счастье, наслажденье.

Залогом жизни нашей

Является движение!


- Как вы понимаете эти слова? (Чем больше в жизни двигаемся, тем дольше живем).


II.Сообщение темы и цели урока.


Цели: (слайд)

  • систематизировать и обобщить знания по теме «Опорно-двигательная система»,

  • закрепить умения использовать свои знания на практике.

  • понять значимость опорно-двигательной системы и необходимость ведения здорового образа жизни


-Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Опорно-двигательная система». Урок пройдет в форме игры «Брейн-ринг», под девизом «Лучшие знатоки класса».

В нашей игре принимают участие 2 команды.

Правила игры: за каждый правильный ответ в конкурсе команда

получает жетон. Чья команда наберёт больше призовых жетонов, та и будет считаться победителем нашей игры.

Запрещается шуметь и кричать, разрешается – принимать активное участие в игре.


1. Кости — единственный твердый материал в нашем теле. Они крепкие как сталь, но в три раза легче нее. Если бы скелет человека был стальным, то вес тела доходила бы до 180-240 кг.

2. Скелет младенца состоит из 350 костей, которые постепенно срастаются. В скелете взрослого человека остается всего 206 костей.

3. Сразу после рождения, все кости новорожденного очень мягкие и гибкие. Если кости не были бы такими, то малыш не смог бы появиться на свет.
4. Если человек долго пролежит на больничной койке, кость теряет около 50% кальция. В ее структуре происходит перестройка, и она может стать тоньше.
5. Человеческий скелет полностью обновляется каждые три месяца.

6. Кости по прочности превосходят гранит в 2,5 раза, а упругость костей выше упругость дуба.

7. Бедренная кость является самой длинной костью в скелете, она составляет 1/4 часть длины тела взрослого человека, выдерживает нагрузку на давление 1500 кг.


III. Основная часть.


  1. Разминка


Нужно закончить предложение.

В быстром темпе команды отвечают по очереди, если ответ будет не правильным или вы не сможете ответить, значит, право ответа предоставляется следующей команде. В конкурсе выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Вы готовы? Значит начинаем…





  1. Функции скелета опорная и …. (двигательная)

  2. Скелет головы – это …. (череп)

  3. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и …. (лицевого)

  4. Скелет туловища состоит из грудной клетки и …. (позвоночника)

  5. Кости бывают губчатые, …….. (трубчатые, плоские)

  6. Нижняя конечность состоит их бедра ….. (голени, стопы)

  7. Верхняя конечность состоит из плеча предплечья и …. (кисти)

  8. Плечевой пояс образуют лопатка. . . (и ключица)

  9. Виды соединения костей неподвижное. . . (полуподвижное, подвижное)

  10. Привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении – это …. (осанка)

  11. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической) .

  12. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется. . . (статической) .




  1. Конкурс «Знатоков»


Каждой команде я раздаю по карточке с заданием. Перед вами табличка, которую вы должны правильно заполнить. Отделы позвоночника в первой колонке расположены беспорядочно. Вы должны во второй колонке указать правильный порядок расположения указанного отдела позвоночника, в третьей колонке надо указать число позвонков в отделе. Я даю вам 1 минуту на решение задания, чья команда справиться быстрее, той будет предоставлено право первой отвечать. По очереди называем ответ в каждом ряду таблицы.


Отделы позвоночника

Порядок расположения

Число позвонков в отделе

Грудной

2

12

Крестцовый

4

5

Шейный

1

7

Копчиковый

5

4-5

Поясничный

3

5

Следующее задание:

Заполните таблицу, поставив в нужных местах крестик.

Кости скелета

Кости черепа

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

Грудная клетка

Бедренная



=


Ребра




=

Теменные

=




Плечевая


=



Височная

=




Берцовая



=


Грудина




=

Лучевая


=





3.«Логические цепочки»


Уберите лишнее слово. Кто быстрее поднимет руку, тому предоставляется право для ответа.

  • Грудина

  • Ребро

  • Лопатка


  • Бедро

  • Голень

  • Ключица


  • Плечо

  • Предплечье

  • Череп


  • Крестец

  • Копчик

  • Кисть


  • Шов

  • Сустав

  • Скелет



  • Анатомия

  • Физиология

  • Митохондрия





4.Конкурс «Мозговой центр»


Капитаны команд по очереди вытягивают задание. На обсуждение вопроса – 1 минута.


1. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость– сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

(Прав первый ученик.Кость действительно, очень сложный живой орган имеющий особенную физическую структуру. Органические вещества придают ей гибкость, а неорганические вещества -твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обуславливают прочность костей. )


2. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся

своеобразными амортизаторами, пружинами,смягчающими механические удары, толчки.Сдавливаясь при движениях и ходьбе,межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела. )



4. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

(Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими).



6. Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки как - сутулость?

(Если близорукие люди не носят очки или контактные линзы, то они вынуждены низко склоняться при чтении и письме, что формирует такое нарушение осанки, как сутулость. В настоящее время существуют эффективные методы лечения близорукости. Сутулость излечивается комплексом физических упражнений, которые укрепляют мышцы спины. )



  1. Конкурс «Эрудитов»


- Ребята, как вы думаете, для чего нужны правила правильной осанки?(чтобы быть здоровым)

- А каким вы представляете здорового человека?

На доске записаны слова прилагательные.

Прочитайте их.


СТРОЙНЫЙ, СУТУЛЫЙ, СИЛЬНЫЙ, КРЕПКИЙ, ТОЛСТЫЙ, НЕУКЛЮЖИЙ, ЛОВКИЙ, БЛЕДНЫЙ.


Выберите слова для описания здорового человека.

- Молодцы, здоровый человек должен быть стройным, сильным, крепким, ловким.

- А что помогает человеку быть таким? (физические упражнения, занятия спортом)


-Сейчас мы проведем физкультминутку.

Выполним упражнения для поддержания правильной осанки.

Мы осанку исправляем –

Спинки дружно прогибаем.

Влево, вправо мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

Какой замечательный стишок! Действительно «улыбайся и садись». А вы знаете, ребята, чтобы наморщить лоб мы должны использовать 43 мышцы. А чтобы улыбнуться всего – 17!

Так давайте же чаще улыбаться!

Ребята, а какие вы знаете причины, которые нарушают правильную осанку?...

Дают ответ


Так давайте же придумаем профилактические правила, которые предотвращают нарушать осанку. На подготовку задания вам даётся 3 минуты.

Итак, какие же вы разработали правила.




Правила правильной осанки:

  1. Заниматься физкультурой и спортом.

  2. Правильно сидеть за столом.

  3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

  4. При переносе тяжести равномерно распределять нагрузку на руки.

  5. Каждый день смотреться в зеркало, которое подскажет какая у тебя осанка.


  1. Конкурс «Скорее-скорой».


- В различных жизненных ситуациях встречается это « вдруг». Жизнь так полна внезапностей, именно внезапно происходят несчастные случаи, а если случилась беда как поступить?

Есть на свете много повреждений

Переломов, вывихов и растяжений

Случается - это в результате

Неосторожных движений

Чтоб помочь скорее – скорой

Надо точно знать, как помощь оказать.

Какие виды повреждений скелета вы знаете? …..Отвечают (слайд на доске)


- Вам сейчас будут предложены ситуации, в которых были получены повреждения, ваша задача определить характер повреждения и предложить

первую медицинскую помощь.


1. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.

(Пострадавшему туристу от острой боли поможет холод. Для этого надо опустить ступню в лесной ручей или приложить к суставу полиэтиленовый мешок с холодной водой. Необходимо наложить на голеностопный сустав тугую повязку препятствующую развитию отека, и обеспечить ноге покой. Передвигаться придется на костылях, а если позволяют обстоятельства, то некоторое время желательно не ходить. После этого следует сменить повязку, и если опухоль не спадет,травмированное место надо защищать от загрязнения и холода).


3. В медицинский пункт “Скорой помощи”доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.

(Вывих, применение холода, обеспечение полного покоя поврежденной конечности и немедленная доставка пострадавшего в медицинское учреждение).


IV. Подведение итогов

Все члены команды, занявшие первое место, получают “5”, члены команды, занявшие второе место получают “5” и “4” (по усмотрению учителя).

Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы.Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.

Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!

Будьте стройны, красивы и здоровы.


Рефлексия


Вопросы :

-Что мы сделали для достижения поставленных целей?

- Было, ли вам интересно?

- Довольны ли, вы своим результатом?

-Где вам пригодится это умение?

Спасибо за внимание!

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!