Обобщающий урок по теме:
«Опорно-двигательная система».
Цели:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания по теме «Опорно-двигательная система»,
закрепить умения использовать свои знания на практике.
понять значимость опорно-двигательной системы и необходимость ведения здорового образа жизни
Коррекционно-развивающая:развивать мышление, логику, монологическую речь, пользоваться предметным языком.
Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
Компьютер,
Мультимедиапроектор,
Экран,
Таблица «Скелет человека»,
Слова на карточках.
Ход урока.
I. Орг. Момент.
-Здравствуйте, ребята. Я, Алимова Лариса Алексеевна очень рада приветствовать вас у себя на уроке биологии. Я желаю вам, чтобы на уроке у вас сегодня все получалось. На столах у вас лежат карточки настроения.
Говорят, залог успеха – это хороший настрой. Выберите, пожалуйста, карточки настроения, с каким вы пришли на урок и поднимите их (красная – плохое, зеленая -хорошее).
Замечательно, настроение у вас бодрое, боевое, жизнерадостное, значит, начинаем урок.
-А начнем с таких строк. Прочитайте на доске эпиграф.
Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье.
Залогом жизни нашей
Является движение!
- Как вы понимаете эти слова? (Чем больше в жизни двигаемся, тем дольше живем).
II.Сообщение темы и цели урока.
Цели: (слайд)
систематизировать и обобщить знания по теме «Опорно-двигательная система»,
закрепить умения использовать свои знания на практике.
понять значимость опорно-двигательной системы и необходимость ведения здорового образа жизни
-Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Опорно-двигательная система». Урок пройдет в форме игры «Брейн-ринг», под девизом «Лучшие знатоки класса».
В нашей игре принимают участие 2 команды.
Правила игры: за каждый правильный ответ в конкурсе команда
получает жетон. Чья команда наберёт больше призовых жетонов, та и будет считаться победителем нашей игры.
Запрещается шуметь и кричать, разрешается – принимать активное участие в игре.
1. Кости — единственный твердый материал в нашем теле. Они крепкие как сталь, но в три раза легче нее. Если бы скелет человека был стальным, то вес тела доходила бы до 180-240 кг.
2. Скелет младенца состоит из 350 костей, которые постепенно срастаются. В скелете взрослого человека остается всего 206 костей.
3. Сразу после рождения, все кости новорожденного очень мягкие и гибкие. Если кости не были бы такими, то малыш не смог бы появиться на свет.
4. Если человек долго пролежит на больничной койке, кость теряет около 50% кальция. В ее структуре происходит перестройка, и она может стать тоньше.
5. Человеческий скелет полностью обновляется каждые три месяца.
6. Кости по прочности превосходят гранит в 2,5 раза, а упругость костей выше упругость дуба.
7. Бедренная кость является самой длинной костью в скелете, она составляет 1/4 часть длины тела взрослого человека, выдерживает нагрузку на давление 1500 кг.
III. Основная часть.
Разминка
Нужно закончить предложение.
В быстром темпе команды отвечают по очереди, если ответ будет не правильным или вы не сможете ответить, значит, право ответа предоставляется следующей команде. В конкурсе выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Вы готовы? Значит начинаем…
Функции скелета опорная и …. (двигательная)
Скелет головы – это …. (череп)
Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и …. (лицевого)
Скелет туловища состоит из грудной клетки и …. (позвоночника)
Кости бывают губчатые, …….. (трубчатые, плоские)
Нижняя конечность состоит их бедра ….. (голени, стопы)
Верхняя конечность состоит из плеча предплечья и …. (кисти)
Плечевой пояс образуют лопатка. . . (и ключица)
Виды соединения костей неподвижное. . . (полуподвижное, подвижное)
Привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении – это …. (осанка)
Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической) .
Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется. . . (статической) .
Конкурс «Знатоков»
Каждой команде я раздаю по карточке с заданием. Перед вами табличка, которую вы должны правильно заполнить. Отделы позвоночника в первой колонке расположены беспорядочно. Вы должны во второй колонке указать правильный порядок расположения указанного отдела позвоночника, в третьей колонке надо указать число позвонков в отделе. Я даю вам 1 минуту на решение задания, чья команда справиться быстрее, той будет предоставлено право первой отвечать. По очереди называем ответ в каждом ряду таблицы.
Отделы позвоночника | Порядок расположения | Число позвонков в отделе |
Грудной | 2 | 12 |
Крестцовый | 4 | 5 |
Шейный | 1 | 7 |
Копчиковый | 5 | 4-5 |
Поясничный | 3 | 5 |
Следующее задание:
Заполните таблицу, поставив в нужных местах крестик.
Кости скелета | Кости черепа | Скелет верхних конечностей | Скелет нижних конечностей | Грудная клетка |
Бедренная | | | = | |
Ребра | | | | = |
Теменные | = | | | |
Плечевая | | = | | |
Височная | = | | | |
Берцовая | | | = | |
Грудина | | | | = |
Лучевая | | = | | |
3.«Логические цепочки»
Уберите лишнее слово. Кто быстрее поднимет руку, тому предоставляется право для ответа.
Анатомия
Физиология
Митохондрия
4.Конкурс «Мозговой центр»
Капитаны команд по очереди вытягивают задание. На обсуждение вопроса – 1 минута.
1. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость– сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
(Прав первый ученик.Кость действительно, очень сложный живой орган имеющий особенную физическую структуру. Органические вещества придают ей гибкость, а неорганические вещества -твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обуславливают прочность костей. )
2. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.
(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся
своеобразными амортизаторами, пружинами,смягчающими механические удары, толчки.Сдавливаясь при движениях и ходьбе,межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела. )
4. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
(Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими).
6. Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки как - сутулость?
(Если близорукие люди не носят очки или контактные линзы, то они вынуждены низко склоняться при чтении и письме, что формирует такое нарушение осанки, как сутулость. В настоящее время существуют эффективные методы лечения близорукости. Сутулость излечивается комплексом физических упражнений, которые укрепляют мышцы спины. )
Конкурс «Эрудитов»
- Ребята, как вы думаете, для чего нужны правила правильной осанки?(чтобы быть здоровым)
- А каким вы представляете здорового человека?
На доске записаны слова прилагательные.
Прочитайте их.
СТРОЙНЫЙ, СУТУЛЫЙ, СИЛЬНЫЙ, КРЕПКИЙ, ТОЛСТЫЙ, НЕУКЛЮЖИЙ, ЛОВКИЙ, БЛЕДНЫЙ.
Выберите слова для описания здорового человека.
- Молодцы, здоровый человек должен быть стройным, сильным, крепким, ловким.
- А что помогает человеку быть таким? (физические упражнения, занятия спортом)
-Сейчас мы проведем физкультминутку.
Выполним упражнения для поддержания правильной осанки.
Мы осанку исправляем –
Спинки дружно прогибаем.
Влево, вправо мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Какой замечательный стишок! Действительно «улыбайся и садись». А вы знаете, ребята, чтобы наморщить лоб мы должны использовать 43 мышцы. А чтобы улыбнуться всего – 17!
Так давайте же чаще улыбаться!
Ребята, а какие вы знаете причины, которые нарушают правильную осанку?...
Дают ответ
Так давайте же придумаем профилактические правила, которые предотвращают нарушать осанку. На подготовку задания вам даётся 3 минуты.
Итак, какие же вы разработали правила.
Правила правильной осанки:
Заниматься физкультурой и спортом.
Правильно сидеть за столом.
Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
При переносе тяжести равномерно распределять нагрузку на руки.
Каждый день смотреться в зеркало, которое подскажет какая у тебя осанка.
Конкурс «Скорее-скорой».
- В различных жизненных ситуациях встречается это « вдруг». Жизнь так полна внезапностей, именно внезапно происходят несчастные случаи, а если случилась беда как поступить?
Есть на свете много повреждений
Переломов, вывихов и растяжений
Случается - это в результате
Неосторожных движений
Чтоб помочь скорее – скорой
Надо точно знать, как помощь оказать.
Какие виды повреждений скелета вы знаете? …..Отвечают (слайд на доске)
- Вам сейчас будут предложены ситуации, в которых были получены повреждения, ваша задача определить характер повреждения и предложить
первую медицинскую помощь.
1. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.
(Пострадавшему туристу от острой боли поможет холод. Для этого надо опустить ступню в лесной ручей или приложить к суставу полиэтиленовый мешок с холодной водой. Необходимо наложить на голеностопный сустав тугую повязку препятствующую развитию отека, и обеспечить ноге покой. Передвигаться придется на костылях, а если позволяют обстоятельства, то некоторое время желательно не ходить. После этого следует сменить повязку, и если опухоль не спадет,травмированное место надо защищать от загрязнения и холода).
3. В медицинский пункт “Скорой помощи”доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.
(Вывих, применение холода, обеспечение полного покоя поврежденной конечности и немедленная доставка пострадавшего в медицинское учреждение).
IV. Подведение итогов
Все члены команды, занявшие первое место, получают “5”, члены команды, занявшие второе место получают “5” и “4” (по усмотрению учителя).
Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы.Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.
Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!
Будьте стройны, красивы и здоровы.
Рефлексия
Вопросы :
-Что мы сделали для достижения поставленных целей?
- Было, ли вам интересно?
- Довольны ли, вы своим результатом?
-Где вам пригодится это умение?
Спасибо за внимание!
11