СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщение  знаний по теме "Многообразие живых организмов"

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"»

Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"


Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов».
Задачи:
Образовательные: научить применять полученные знания в повседневной жизни; обобщить и систематизировать знания о многообразии живых организмов; определить уровень усвоения темы; откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
Развивающие: развитие логического мышления; продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; развивать практические навыки и умение делать выводы; научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные: развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся показать значимость биологических знаний; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; формирование коммуникативной компетентности и толерантности; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать особенности живых организмов разных Царств;
- знать представителей живых организмов разных Царств;
- применять полученные знания на уроке, в жизни;
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
- познавательные:
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
2. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения семени.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: в группе и индивидуальная
Методы: самостоятельная работа; аспект контроля: итоговый.
Информационно-технологические ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Как себя чувствуете? Настроение рабочее? Тогда приступаем к работе.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был...

Где мы можем услышать такие слова? Правильно в сказке. А можем ли мы такие слова услышать в биологии?

Обучающиеся: Царства живой пироды.

Задание 1.

Учитель: правильно. Какие мы царства изучили на предыдущих уроках мы узнаем сейчас работая в группах:

Каждой группе раздается по строчки

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

  1. Камень - гриб-вода-облако

  2. Гладиолус-клён - пшеница-крокодил

  3. Бактерии - вода-воздух-снег

  4. Иголка - книга-мимоза-шкаф.

Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

Вешаем таблички на доску

Учитель:

Как вы думаете, зачем мы сегодня вспоминаем названия царств?

Обучающиеся (Потому что мы будем повторять и обобщать полученные ранее знания)

  • Это и есть тема нашего урока – Обобщение по теме « Многообразие живых организмов». Запишите тему урока.

Задание 2

Давйте вспомним.

Учитель показывает презентацию с представителями живой природы,

обучающиеся отмечают на листочках.

Меняемся листочками в парах, проверяем


  • Задание 3

На столе лежат карточки с признаками живых организмов.Обучающиеся поочереди берут карточку и помещают к тому царству, описание которого дано

Царство Бактерии:

  1. Могут иметь округлую форму, форму палочек и запятой

  2. В клетке нет ядра - прокариоты

  3. Помогают получать простоквашу, сметану, квашенную капусту

  4. Помогают растениям корнями усваивать азот

Царство Растения

  1. Рисунок: мох, папоротник, хвойные, цветковые

  2. Всех вместе их называют флорой.

  3. Осуществляют фотосинтез

  4. Их тело называют слоевищем

  5. Сахар — продукт, выполненный из...

Царство Животные

  1. Активно передвигаются: плавают, летают, бегают и т.д.

  2. От них человек получает яйца, мед, молоко

  3. Имеют органы чувств.

  4. Участвуют в образовании мела и известняка

  5. Главные герои мультфильма «Ну погоди!»

Царство Грибы

  1. Дрожжи — это...

  2. Их тело состоит из гифов и плодового тела

  3. Образуют симбиоз с растениями -микоризу

  4. Рисунок: плесневые грибы мукор и пеницилл.

  5. Сырье для получения антибиотика-пенициллин

4 задание

Обучающимся раздаются карточки с заданиями, на которых выполняют работу

Учет и контроль знаний.Тестовые задания (2варианта)

Вариант 1.

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да
Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это
А) бактерии Б)растения
В) животные Г) грибы
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные,
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно
В) имеют неограниченный рост Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом
Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9.Инфузория-туфелька относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Животные
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь

Задание 2 Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
4. Кедр – цветковое растение.
5. Тело водорослей – слоевище.
6. Стрекоза – животное.
7. Грибы – автотрофы.

Вариант 2

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель
6. Грибы-сапротрофы
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируют
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники это симбиоз
А) растений и животных Б) растений и грибов В) грибов и водорослей Г) животных и грибов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Животные насчитывается
А) около 1, 5 млн видов Б) около 2 млн видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К травоядным животным относится
А) волк Б) лиса В) сова Г) заяц

Задание 2 Верны ли следующие утверждения.

1. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
2. Лишайники пища северного оленя.
3. Грибы – гетеротрофы.

4. Паук – это животное.
5. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
6. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
7. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.

Меняемся листочками с соседом, проверяем по экрану

Физкультпауза:

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

5 задание

Предлагаю ребятам решить биологическую задачу, реализуя знания графически

На чистых листах рисуем «фотороботы», ответы загадок

1)Растут, как растения, а питаются, как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми.

2)Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно!

3)они могут делать сахара, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет .

4)Сами не могут сделать себе еду, но хорошо добывают её.

Проверяем на экране.

Самооценка

Заслушивает самооценки учащихся, направляет их размышления, помогает сделать выводы о качестве проделанной работы.

А теперь давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).

- Вспомните, какая у нас была поставлена цель и была ли она достигнута? (дают объяснения выполненной работе).

-Комфортно ли вам работалось в группе? (рассказывают о своих эмоциях, впечатлениях во время работы в группе)

Считаем балы, вручаем конфеты

. Учитель подводит итог урока и даёт оценку работе класса на уроке. Благодарит за работу.

Домашнее задание

1. Выполнить рисунки представителей живых организмов

  1. Подготовить карточку по любому живому организму

  1. Составить кроссворд по теме





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!