Разработка урока для учащихся 8-го класса, пользующихся учебником О.С. Габриелян "Химия, 8-й класс". Урок обобщения и систематизации учебного материала по теме: «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС ООО.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения и систематизации учебного материала по теме: «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи»
Название материала: План-конспект урока для 8 класса по предмету химия.
Номинация, вид методической продукции: методические материалы; разработка урока для 8 класса по теме «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Наименование образовательной организации: муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Белоярская СШ».
Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория, домашний адрес, контактный телефон автора: Янковская Людмила Анатольевна учитель химии, первая квалификационная категория. 655650, Российская Федерация, Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Советская 14, тел. 8906 952 78 70.
Пояснительная записка
Разработка урока для учащихся 8-го класса, пользующихся учебником О. С. Габриелян "Химия, 8-й класс". Урок обобщения и систематизации учебного материала по теме: «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС ООО.
Цель урока: выявление уровня знаний учащихся по теме «Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи».
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы строение атомов химических элементов, первоначальные химические понятия, типы химических связей.
Развивать умения работать с информацией, самостоятельно выделять главное, сравнивать, делать выводы; составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, составлять схемы образования химической связи.
Воспитать культуру общения.
Формы реализации: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы реализации: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Материально-техническая база: Периодическая система Д. И. Менделеева, рабочие карточки.
Список использованной литературы
1. Бутурлакина Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО). Армавир, 2013. 60 с.
2. Габриелян О. С. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2014. 267 с.
Технологическая карта урока.
Предмет | Химия | Класс | 8 |
Тема урока | Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи. |
Тип урока | Урок обобщения и закрепления знаний. |
Цели | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строения атомов химических элементов, типов химических связей. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться применять полученные знания в соответствии с решаемой задачей; раскрывать смысл важнейших изученных понятий; составлять формулы бинарных соединений по известной валентности; рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества, массовую долю химических элементов в сложном веществе; определять тип химической связи по формуле вещества; составлять схемы образования ковалентной полярной и неполярной, ионной и металлической связи. | Познавательные: использовать знаковое, моделирование; осуществлять сравнение, классификацию, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения. | формирование добросовестного отношения к учению и умение управлять своей познавательной деятельностью. |
Основные понятия | Химический элемент, относительная молекулярная масса, массовая доля, относительная атомная масса, элементы-металлы, элементы-неметаллы, ионная связь, ионы, ковалентная связь, металлическая связь. |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность |
учителя | учащихся |
1 | Организационный момент | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование. 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Настраиваются на урок; готовятся к уроку |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | формулирование целей урока вместе с учащимися. | Формулируют цели урока. |
3 | Актуализация знаний. | 1) Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. 2) Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение, речевого высказывания, | Организует фронтальную беседу по вопросам: Что изучает наука химия. Назовите формы существования химического элемента. 3. Чем простое вещество отличается от сложного? 4. Какие вещества называются сложными? 5. Назовите элементы, находящиеся во 2 группе побочной подгруппе. 6. Назовите элемент, находящийся в 3 периоде 5 группе, главной подгруппе. 7. Что обозначает индекс и коэффициент в химической формуле? | Отвечают на вопросы, аргументируют, рассуждают. |
| | выполнение пробного учебного действия. 3) Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. | 8. Вспомните формулу вычисления относительной молекулярной массы. 9. Назовите относительную атомную массу элемента, находящегося в 3 периоде 6 группе. 10. Назовите количество протонов, электронов и нейтронов, содержащихся в атоме Са. 11. Какие виды химических связей вы знаете? 14. Приведите примеры веществ с различным типом связи. | |
4 | Обобщение и систематизация знаний | 1) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения | Организовывает повторение ключевых вопросов темы. Работает с обобщающими схемами: Атом0 ядро электроны Каков состав ядра? Как найти количество протонов, электронов и нейтронов в атоме? Химическая связь ионная ковал. металл. | Принимают участие в беседе, обсуждают, аргументируют, отстаивают свою точку зрения. |
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации | 2) Познавательные: Умение структурировать знания, ставить и формулировать проблему. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Организовывает работу в парах с текстами. Задание 1. Вставить пропущенные слова (работа в парах). При написание текста некоторые слова оказались пропущенными. Вам необходимо восстановить текст, вставляя термины атом или молекула. текст Воздух – это смесь, в состав которой входят____ кислорода и азота. ___ воды состоит из___ кислорода и водорода. Сладкий вкус варенья определяется содержащимися в нем___ сахара. При растворении кислорода в воде ____ кислорода распределяются между ___ воды. Организует обсуждение результатов работы, акцентирует внимание на основных вопросах. Организует индивидуальную работу, разъясняет, помогает, консультирует Задание 2. Установить соответствие. а) Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням: | Работают в парах, обсуждают, записывают в тетради. Обсуждают результаты работы, анализируют, делают выводы. Работают индивидуально в тетради. |
| | | Частица | Распределение электронов | А) Ca | 1) 2е, 8е, 8е, 2е | Б) Al3+ | 2) 2е, 8е, 2е | В) N3- | 3) 2е, 5е | Г) N | 4) 2е, 8е, 3е | | 5) 2е, 8е,18е,4е | | 6) 2е, 8е | б) Соединениями с ионной связью являются: 1) NH3 3) BaCl2 5) ZnS 2) CO2 4) Al I3 6) O2 в) Установите соответствие между формулами веществ и видом химической связи: А Ионная | 1)N2 | Б Ковалентная полярная | 2) Ca | В Ковалентная неполярная | 3) NaCl | Г Металлическая | 4) SO2 |
Задание 3. Вычислите относительную молекулярную массу для следующих веществ: NaОН, Mg(ОН)2, С3Н8 Вычислите массовые доли элементов в формуле С3Н8. Организует взаимопроверку. | Осуществляют взаимопроверку, озвучивают результаты. |
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Анализирует результаты работы, организует выявление типов заданий вызывающих затруднение у учащихся. Организовывает повторное обобщение учебного материала с целью коррекции знаний. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
7 | Рефлексия | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности | Организует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. Прием «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… | Работают с карточками. Высказывают свое мнение и отношение к уроку. |
8 | Домашнее задание | | Комментирует домашнее задание. | Записывают задание в дневник |