СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ "Производная элементарных функций""

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку алгебры для саостоятельной подготовки учащихся 10 класса к итоговому зачету

Просмотр содержимого документа
«УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ "Производная элементарных функций""»

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Геометрический смысл производной»  учитель Никулина СИ.

Обобщение и

систематизация знаний

по теме:

«Геометрический смысл

производной» учитель Никулина СИ.

Цель урока  Обобщение знаний по теме.  Формирование умений применять  теоретические знания к работе с графиком  функции и касательной к нему.  Формирование умений применять  теоретические знания к работе с графиком  производной.   Применение навыка работы с  производной при решении заданий В8  при подготовке к ЕГЭ.

Цель урока

Обобщение знаний по теме.

Формирование умений применять

теоретические знания к работе с графиком

функции и касательной к нему.

Формирование умений применять

теоретические знания к работе с графиком

производной.

Применение навыка работы с

производной при решении заданий В8

при подготовке к ЕГЭ.

1. Геометрический смысл производной. «Если продолжить одно из маленьких звеньев ломаной, составляющей кривую линию, то эта продолженная таким образом сторона будет называться касательной к кривой.» Г. Лейбниц

1. Геометрический смысл производной.

«Если продолжить одно из маленьких звеньев ломаной, составляющей кривую линию, то эта продолженная таким образом сторона будет называться касательной к кривой.»

Г. Лейбниц

1. Геометрический смысл производной. Секущая Касательная y Р 1 lim tg = = k Р β 0 х Секущая стремится занять положение касательной. То есть, касательная есть предельное положение секущей.

1. Геометрический смысл производной.

Секущая

Касательная

y

Р 1

lim

tg

=

= k

Р

β

0

х

Секущая стремится занять положение касательной. То есть, касательная есть предельное положение секущей.

Касательная y k – угловой коэффициент прямой( касательной ) х 0  Геометрический смысл производной Производная от функции в данной точке равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику функции в этой точке, а также тангенсу угла между касательной и положительным направлением оси ОХ

Касательная

y

k – угловой коэффициент прямой( касательной )

х

0

Геометрический смысл производной

Производная от функции в данной точке равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику функции в этой точке, а также тангенсу угла между касательной и положительным направлением оси ОХ

90°, то k Если α 0. у х 0 Если α = 0°, то k = 0. Касательная параллельна оси ОХ. " width="640"

Если α 90°, то k

Если α 0.

у

х

0

Если α = 0°, то k = 0. Касательная параллельна оси ОХ.

0 f ´(x₁) 0 α = 0 tg α =0 f ´(x₂) = 0 " width="640"

для дифференцируемых функций : 0° ≤ α ˂180°, α ≠ 90°

α = 90°

tg α не сущ.

f ´(x₃) не сущ.

α - тупой

tg α

f ´(x₀)

α – острый

tg α 0

f ´(x₁) 0

α = 0

tg α =0

f ´(x₂) = 0

6 : 8 = 0,75 4 :5 = 0,8  - - 0,75 Угол тупой 4 5

6 : 8 = 0,75

4 :5 = 0,8

- - 0,75

Угол тупой

4

5

Для вычисления углового коэффициента касательной, где k = tgα, достаточно найти отрезок касательной с концами в вершинах клеток и, считая его гипотенузой прямоугольного треугольника, найти отношение катетов.

Для вычисления углового коэффициента касательной, где k = tgα, достаточно найти отрезок касательной с концами в вершинах клеток и, считая его гипотенузой прямоугольного треугольника, найти отношение катетов.

Задание №2 . 6 Ответ: 8 В 8 0 , 7 5

Задание №2 .

6

Ответ:

8

В 8

0

,

7

5

Задание №3. Ответ: В 8 - 3

Задание №3.

Ответ:

В 8

-

3

Решении прототипов В8 из открытого банка заданий ЕГЭ y=f`(x)

Решении прототипов В8 из открытого банка заданий ЕГЭ

y=f`(x)

На рисунке изображен график производной функции . Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику параллельна прямой у = 2х + 5  или совпадает с ней. 2 5

На рисунке изображен график производной функции . Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику параллельна прямой у = 2х + 5 или совпадает с ней.

2

5

Задание №4. На рисунке изображён график производной функции y = f (x), определённой на интервале (-5;6). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции y = f(x) параллельна прямой у = 2х – 5 или совпадает с ней. у 2 х 0 Ответ: 5

Задание №4.

На рисунке изображён график производной функции y = f (x), определённой на интервале (-5;6). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции y = f(x) параллельна прямой у = 2х – 5 или совпадает с ней.

у

2

х

0

Ответ: 5

Задание №6 К графику функции y = f(x) проведена касательная в точке с абсциссой х₀ = 3. Определите градусную меру угла наклона касательной, если на рисунке изображён график производной этой функции. у 1 х 3 1 0 Ответ: В8 4 5

Задание №6

К графику функции y = f(x)

проведена касательная в

точке с абсциссой х₀ = 3.

Определите градусную меру

угла наклона касательной,

если на рисунке изображён

график производной этой

функции.

у

1

х

3

1

0

Ответ:

В8

4

5

На рисунке изображен график производной y= f ‘ (x) функции f(x) определенной на интервале (-3;3). Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции y=f(x) параллельна прямой у=2х или совпадает с ней.  Подумай! 1   2 Верно! 2   1 Подумай! 3   -1 Подумай! 4    0 Проверка

На рисунке изображен график производной y= f (x) функции f(x)

определенной на интервале (-3;3). Укажите абсциссу точки, в которой

касательная к графику функции y=f(x) параллельна прямой у=2х или

совпадает с ней.

Подумай!

1

2

Верно!

2

1

Подумай!

3

-1

Подумай!

4

0

Проверка

На рисунке изображен график производной y= f ‘ (x) функции f(x) определенной на интервале (-3;3). Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции y=f(x) параллельна прямой у=4+х или совпадает с ней.  Верно!   2 1 Подумай! 2   1 Подумай! 3   3 Подумай! 4    0 Проверка

На рисунке изображен график производной y= f (x) функции f(x)

определенной на интервале (-3;3). Укажите абсциссу точки, в которой

касательная к графику функции y=f(x) параллельна прямой у=4+х или

совпадает с ней.

Верно!

2

1

Подумай!

2

1

Подумай!

3

3

Подумай!

4

0

Проверка

На рисунке изображены график функции у= f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х о. Найдите значение производной в точке х о Подумай! 1   -0,6 Подумай! 2   0,8 Подумай! 3   1,25 Верно! 4    -0,8 Проверка

На рисунке изображены график функции у= f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х о. Найдите значение производной в точке х о

Подумай!

1

-0,6

Подумай!

2

0,8

Подумай!

3

1,25

Верно!

4

-0,8

Проверка

На рисунке изображены график функции у= f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х о. Найдите значение производной в точке х о Подумай! 1   2 Подумай! Подумай! 4   1 3   3 Верно! 2    0 Проверка

На рисунке изображены график функции у= f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х о. Найдите значение производной в точке х о

Подумай!

1

2

Подумай!

Подумай!

4

1

3

3

Верно!

2

0

Проверка

На рисунке изображены график функции у= f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х о. Найдите значение производной в точке 3 Верно!   2 1 Подумай!   1 2 Подумай! 3   0,5 Подумай! 4    -2 Проверка

На рисунке изображены график функции у= f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х о. Найдите значение производной в точке 3

Верно!

2

1

Подумай!

1

2

Подумай!

3

0,5

Подумай!

4

-2

Проверка

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 1 1 - 1 , 0 , 5 7 5 2 2 2 6 3 3 - 2 1 , 5 4 4 4 - 0 , 5 5 5 0 0 , , 2 5 5

Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

1

1

-

1

,

0

,

5

7

5

2

2

2

6

3

3

-

2

1

,

5

4

4

4

-

0

,

5

5

5

0

0

,

,

2

5

5

Профиль моста имеет форму параболы  с высотой центральной её части 10 метров и длиной основания 120 метров.  Какой должен быть наклон насыпи  на концах моста? 10 м 1 2 0 м

Профиль моста имеет форму параболы

с высотой центральной её части 10 метров и длиной основания 120 метров.

Какой должен быть наклон насыпи

на концах моста?

10

м

1 2 0

м

y 10 -60 x 60

y

10

-60

x

60

y 0 = а х 3600 +10 (-60;0)  Y=ax 2 +10 y´=2ax - а=- = 10 -60 x 60 y´(-60) = 2 (-1/360) (-60) = 120/360 =1 /3 tg α=1/3 α= arctg1/3 α=18,3  

y

0 = а х 3600 +10

(-60;0)

Y=ax 2 +10

y´=2ax

-

а=-

=

10

-60

x

60

y´(-60) = 2 (-1/360) (-60) = 120/360 =1 /3

tg α=1/3

α= arctg1/3

α=18,3  

Рефлексия Какие типы задач мы рассмотрели? (задачи на применение геометрического смысла производной по заданному графику функции или графику производной функции)  Какие знания использовали для решения задач? (геометрический смысл производной, значение тангенса угла наклона прямой к оси Ох, условие параллельности прямых) Какие способы мыслительной деятельности при решении задачи использовали? (анализ, синтез, обобщение, освоение техники перевода проблемы в задачу, моделирование объекта задачи, выстраивание шагов решения, конструирование способов решения)

Рефлексия

  • Какие типы задач мы рассмотрели?

(задачи на применение геометрического смысла производной по заданному графику функции или графику производной функции)

  • Какие знания использовали для решения задач?

(геометрический смысл производной, значение тангенса угла наклона прямой к оси Ох, условие параллельности прямых)

  • Какие способы мыслительной деятельности при решении задачи использовали?

(анализ, синтез, обобщение, освоение техники перевода проблемы в задачу, моделирование объекта задачи, выстраивание шагов решения, конструирование способов решения)

Домашнее задание:  Выполнить тест.   Таблица «проверь себя!»  по теме  «Геометрический смысл производной» (учебник) Стр 258

Домашнее задание:

Выполнить тест.

Таблица «проверь себя!»

по теме

«Геометрический смысл производной» (учебник)

Стр 258

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!