СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения знаний по теме: Электромагнитные явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке рассмотрены интереные вопросы и экспериментальные задачи, которые будут полезны для пополнения знаний и умений учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения знаний по теме: Электромагнитные явления"»

Обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления»

Класс: 9
Тип урока: Урок обобщения, закрепления знаний и умений.

Продолжительность: 40 мин

Цели урока:

Образовательная: закрепить умение применять знания к решению качественных и экспериментальных задач;

Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности;

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, чувство ответственности каждого за свой выбор, трудовой процесс и его результат.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Технологии: игровые, исследовательские, технологии групповой деятельности.

Оборудование: батарейка (4 шт.), кусок изолированного провода (4шт.), железный стержень (4 шт.), ключ (4 шт.), реостат (4 шт.), железные опилки, раздаточный материал для учащихся.

Подготовка: класс делим на четыре команды, выбираем капитана.

План урока:

1. Организационный момент – 1мин

2. Основной этап – 36 мин

  • Решение качественных задач – 10 мин

  • Решение графических задач, групповая экспериментальная работа учащихся – 10 мин

  • Представление результатов эксперимента – 8 мин

  • Решение кроссворда – 5 мин

  • Подведение итогов – 3 мин

3. Домашнее задание – 1 мин

4. Рефлексия –2 мин

Ход урока:

Организационный этап. Приветствие учителя.

У Киплинга есть замечательные строки:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.


Ребята, давайте сегодня на уроке, обратимся к этим слугам.

Основной этап.

Первый тур: решение качественных задач (Приложение 1).

Пояснение: вопросы задаем командам по очереди. На обсуждение – 1 мин. За верный ответ – 3б. Если команда не дает ответа или отвечает не верно, соперники могут ответить и получить 1,5 балла.

Второй тур: решение графических задач (Приложение 2).

Пояснение: приглашаем к доске по одному человеку от команды. На выполнение задания 3 мин. За верное решение – 5 б. Кто выполнит первым правильно, получает дополнительно – 0,5 б. Учащийся объясняет решение учителю. После присоединяется к выполнению эксперимента (третий тур).

Третий тур: решение экспериментальной задачи «Сборка простейшего электромагнита» (Приложение 3).

Пояснение: команда получает задание и выполняет его, в то время пока один из представителей решает у доски графическую задачу.

На отдельном листе указать название команды, записать решение, обязательно с поясняющими рисунками. По окончании сдать лист учителю продемонстрировать работу электромагнита. За верное решение – 10 б.

Четвертый тур: решение кроссворда. (Приложение 4).

В это время учитель проверяет задания третьего тура.



Пояснение: За верно угаданное слово – 0,5 б. Чем больше слов разгадаете, тем больше общий балл за этот конкурс.



Подведение итогов. Учащиеся из команды победителей получают оценку пять за урок, отмечаются хорошими отметками активные участники из других команд.

Домашнее задание: повторить строение атома и атомного ядра за курс 8-го класса.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, скажите, слуги Киплинга помогли нам сегодня на уроке? Обоснуйте свой ответ.

Возможный ответ ученика: Благодаря этим слугам мы проявили изобретательность и находчивость, показали свои знания.

































Приложение 1.

Качественные вопросы:

1. Чем отличаются стали, применяемые для постоянных магнитов и электромагнитов?

Ответ: сталь для постоянных магнитов должна обладать большим остаточным магнетизмом.

2. Можно ли на Луне ориентироваться с помощью магнитного компаса?

Ответ: нет магнитного поля.

3. Почему железные опилки, притянувшись к полюсу магнита, образуют кисти, отталкивающиеся друг от друга?

Ответ: Опилки – маленькие магнитики располагаются вдоль силовых линий магнитного поля.

4. Как при помощи магнитной стрелки узнать намагничена ли стальная полоска?

Ответ: надо подносить к одному из полюсов магнитной стрелки поочередно оба конца полоски. Если один из концов его оттолкнет полюс стрелки, значит, полоса намагничена.

5. Намагниченная спица разломана поперек оси на мелкие части. Какой из полученных обломков окажется намагниченным сильнее – находившийся ближе к концам спицы или к середине? Объясните явление.

Ответ: все обломки будут намагничены одинаково.

6. Если поднести несколько раз к часам сильный магнит, то показания часов будут неправильными. (Иногда только через несколько дней они вновь восстанавливают правильный ход.) Как можно объяснить это явление?

Ответ: стальная пружина и другие стальные детали часов намагничиваются, взаимодействуют друг с другом, вследствие чего правильный ход часов нарушается.

7. Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?

8. Почему магниты размагничиваются, если их хранить сложенными одноименными полюсами?

9. При хранении прямых магнитов их полюса замыкают железными якорями. Почему это предохраняет магниты от размагничивания?



Приложение 2.

Графические задачи:

1. Через соленоид (катушка с однослойной намот­кой провода) пропускают ток (рис. 89). Определите полюсы катушки.


Ответ: у конца А – южный полюс.



2. Какие полюсы получаются на концах электро­магнита, изображенного на рисунке 93?



Ответ: оба полюса южные.





3. Намотка катушки А (рис. 92) произведена по ходу часовой стрелки, а катушки В — против хода часовой стрелки. Одинаковые ли полюсы имеют левые концы электромагнитов?


Ответ: одинаковые – южные.



4. Намагнитится ли одно­родный кусок железа, если пу­стить ток через катушку, намо­танную так, как изображено на рисунке 185?




Ответ: да, на концах будут одноименные полюсы.















Приложение 3.

Экспериментальное задание:

Вам даны батарейка, кусок изолированного провода, железный стержень, ключ, реостат, железные опилки. Сделайте простейший электромагнит, и посмотрите, как он действует. Где у вашего электромагнита полюсы? Как вы их определили? Проверьте с помощью магнитной стрелки, на каком конце электромагнита образуется северный полюс, на каком – южный. Можно ли поменять местами полюсы? Как это сделать? Можно ли регулировать подъемную силу вашего электромагнита? Как?











































Приложение 4. Разгадайте кроссворд.


1









2






3






4






5









6








7










8







9








10










11









12


















13






Слова по горизонтали должны означать: 1. Ученый, впервые обнаруживший взаимодействие электрического тока с магнитной стрелкой. 2. Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное действие. 3. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять цепью, сила тока в которой велика. 4. Русский физик, построивший первый электродвигатель; телеграфный аппарат, печатающий буквы. 5. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность. 6. Английский физик, открывший явление электромагнитной индукции. 7. Особое устройство в обмотке якоря для автоматического изменения направления тока. 8. Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. 9. Прибор, служащий для ориентации на местности, основной частью которого является магнитная стрелка. 10. Устройство, в котором механическая энергия преобразуется в электрическую. 11. Длинная цилиндрическая катушка из некоторого числа витков проволоки намотанной по винтовой линии. 12. Приемник тока, служащий для превращения электрической энергии в механическую. 13. Вещество, из которого делают постоянные магниты.

Если все слова вами отгаданы правильно, то в выделенных клетках по вертикали получится слово, означающее катушку проводов с железным сердечником внутри.

Ответы. 1.Эрстед. 2. Полюс. 3. Реле. 4. Якоби. 5. Магнит. 6. Фарадей. 7. Коллектор. 8. Ампер. 9. Компас. 10. Генератор. 11. Соленоид. 12. Электродвигатель. 13. Сталь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя