СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение по химии "Восхождение на пик знаний"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщения по химии 10 класс. Урок в форме игры - восхождения на пик знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по химии "Восхождение на пик знаний"»

КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска»









Тема урока:

«Восхождение на пик знаний»



(обобщение знаний по химии)











Учитель химии:

Фунтова Алёна Викторовна

















Цель: закрепить и обобщить знания учащихся

Задачи урока:

1. Образовательные - систематизировать и углубить знания

учащихся по теме.;

- расширить сведения о веществах, их строении и образовании химической связи.

- углубить знания учащихся о строении атома.

2. Развивающие - активизировать познавательную

деятельность учащихся на всех этапах урока.

- развивать умение применять полученные знания при определении строения атома и на его основе определять вид химической связи.

3. Воспитательные - продолжить формирование навыков

коллективной работы, самоорганизации, чувства ответственности.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: игра

Методы и методические приемы:

фронтальный опрос, беседа, решение расчетных задач.

Литература:

  1. учебник «Химия 8класс» О.С. Габриелян .

  2. настольная книга учителя химия 8класс О.С. Габриелян.

  3. научно-методический журнал химия в школе №7 - 2000г. химия в школе №6 - 2002г. химия в школе №2 - 2001г.

  4. тематические игры по химии А.Д.Шукайло. Методическое пособие для учителя.

  5. В.Г.Денилова - Открытые уроки по химии.

Оборудование: красочно оформленный планшет, на

котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами(они пронумерованы). Карточки задания, маршрутный лист, карточки-ответы.

Домашнее задание: повторить § 10-12 , §14-15, упражнения 5,6 стр 57, 6,7 стр 61 в домашних тетрадях










ХОД УРОКА

I.

I Организационный этап

- взаимное приветствие учителя и учащихся

- определение отсутствующих

- проверка подготовленности учащихся к уроку , рабочее место, рабочая поза, внешний вид и т.д.)

- организация внимания


Этап пII Установки темы, цели и задач урока

- сообщения темы, цели и задач данного урока

- постановка перед учащимися учебной проблемы


III Этап актуализации и умений учащихся

сегоднСегодня мы с вами проводим игру «восхождение на пик знаний». Каждый из вас получает маршрутный лист, где указаны этапы нашего похода. Каждый выбирает для себя уровень на котором он будет выполнять предложенные задания. Первый уровень на «3», второй на «4», третий на «5». Если при проверке выявляются ошибки, то на каждом уровне оценка снижается на 1 балл соответственно. В графе «для заметок» вы должны поместить те вопросы, которые у вас вызывают затруднения. На каждом этапе вы можете менять уровень, согласно вашей самооценки.

ИтогОоценка выставляется как среднее арифметичекое всех оценок, заработанных на маршруте следования.

ЭпигрДевизом нашего урока будут следующие слова: «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать, а расколоть его поможет девиз «Хочу все знать»».


Подготовка учащихся к фронтальному опросу.

Фронтальный опрос.


А теперь проверим ваш багаж знаний.

Вопросы: 1.что изучает химия

2.что принято называть веществом?
Приведите примеры вещества.

3.на какие группы можно разделить вещества по составу? Приведите примеры.

4.из каких частиц состоят различные вещества?

5.что такое атом?

6.каковы современные представления о строении атома?

7.как определить состав атома химического элемента(число Р, п, е)

8. как определить, число энергетических уровней в электронной оболочке атома?

9. 9. что такое валентность с точки зрения химической связи?

10. атомы каких химических элементов могут образовать соединения?

11. что называется химической связью? Назовите виды химических связей.

12. какие частицы атома участвуют в образовании химической связи?

13. какое свойство атомов имеет в основе деление химической связи на виды?

14. что такое электроотрицательность?

15. Написать на доске формулы для массы, количества вещества, объема, числа молекул


IV Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.


Учитель: Итак, по- моему все готовы к нашему походу. Тогда вперед, к вершинам знаний.

Мы находимся в долине знаний. Посмотрите как красиво вокруг, как воздух свеж и чист. Вдохнем побольше кислорода воздуха и начнем свое восхождение, но прежде посчитайте, сколько молекул содержится в 2моль кислорода ( ответ: 12.*1023 молекул, решают усно). N = Na * ʋ. Na =6,02*1023

Молодцы!

Кислород просто необходим для деятельности нервных клеток.

« При изучении наук задачи полезнее правил» Исаак Ньютон.


Учитель: в «Долине знаний» нам необходимо решить расчетные задачи.


Решение расчетных задач.
Каждый учащийся выбирает карточку-задание. Все задачи дифференцированы по степени сложности.


Задачи первого уровня:
Какое количество вещества соответствует:

1.3.1023 молекул СО2(0,5моль)

2.12.1023 молекул СиО(2Моль)

3.12.1023 молекул 8(2моль)

4.4.1023 молекул F2 (0,5моль)

5.4,5.1023 молекул N2 (0,75моль)

6.9.1023молекул Н2 (1,5моль)

7.18.1023 молекул F2 (Змоль)

8.12.1023 молекул 02 (2моль)

9.18.10" молекул РеS(Змоль)

10.12.1023молекул N2 (2моль)

11.18.1023 молекул Н2S(Змоль)


Задачи второго уровня:

Рассчитайте массу:

4 моль Si02 0,5 мольS02 0,5мольNa2О

2 мольА12Оз 1моль02 4 мольSiO2

5 мольFe203 3 мольС1207 6 моль N205

Какое количество вещества соответствует:

306г А1203 352г FeO


Задачи третьего уровня:

m

n

N

V

вариант





1 (Н2О)

?

1,5моль

?

?

2(03)

?

?

9.1023

?

3(С02)

?

?

0,6. 1023

?

4(С02)

?

?

1,5. 1023

?

5(02)

?

?

?

11,2л

По истечении времени на доске вывешиваются карточки-ответы. Учащиеся сверяют свой ответ. Проставляют оценку соответствующую своему уровню

V Воспроизведение знаний на новом уровне

Учитель: Мы подходим с вами к небольшой опушке. Перед нами указатели направления движения. Каждый из вас выбирает свою тропинку. По первой движется группа I уровня, по второй движется группа II уровня, по третей - III уровня.

Что бы пройти по ним необходимо выполнить задание.

1 уровень – ребята направляются в сторону возрастания металлических свойств: Na,S,Al.

Далее нужно решить задачу

Найти эмпирическую формулу оксида марганца МnхОу содержащего 63,2% марганца.

2 уровень – ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: 0, Li, С.

Далее нужно решить задачу

Найти эмпирическую формулу вещества, содержащего 43,4% натрия, 11,3% углерода и 45,3% кислорода. 

3 уровень ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: Ва,Р, Mg.

Далее нужно решить задачу

Аскорбиновая кислота (витамин С) имеет молекулярную массу 176 и содержит 40,91% углерода, 4,55% водорода и 54,54% кислорода. Найдите молекулярную формулу этой кислоты.

Учащиеся проверяют своё задание, ставят оценку и в графе «для заметок»

отмечают затруднения.

Учитель: я вижу вы все благополучно поднялись. Давайте устроим привал.


«Физминутка»

Учитель: отдохнем. Если я показываю на химический знак Me - то руки поднимаем вверх, а если показываю на химический элемент знак не Me - то руки в стороны.


«Горный пик»

Проверяются задание учащихся о строении атома.


Задание I уровня.

Определите положение химического элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева, состав его атома.

Вариант

№ химического элемента

1

№ 13

2

№ 18

3

№ 17

4

№ 5

5

№15



Задание II уровня. Напишите электронную форму атома соответствующего элемента. Относится ли он к металлическим или неметаллическим? Варианты задачи из первого уровня.


Задачи III уровня. По электронной формуле определите химический элемент. Какими свойствами он обладает. Составьте электронную формулу положительно или отрицательно заряженную

Вариант

I

11

III

IV

V

VI


Электронная формула

...2S22P5

...2S1

1S22S22P63S23P63d14S2

...3S2

1S22S22P63S23P64S2

...3S23P3


По карточкам -ответам учащиеся проверяют свои знания, выставляют оценки.

Учитель: Ребята, а я что-то нашла(показывает ржавый гвоздь). Как вы думаете что с ним произошло? Образование ржавчины это какое явление?

Совершенно верно образовалось новое вещество, т.е. наблюдаем химическое явление. Вот сейчас мы и проверим как образуются новые вещества.


VI Работа над нестандартными заданиями(5-7мин).

«Привал»

Ребята берут карточки -задания проверки знаний по теме: «Химическая связь. Виды химической связи. Механизм ее образования.»

-По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.


-По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.

  1. уровень определить вид связи.

  2. уровень определить вид связи и составить схему одной из них.

3 уровень определить вид связи и составить схемы образования химической связи всех веществ.


Задание. По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.

B-I-N2,H3N,CaCl2,Ag B-II-Cl2,NaF,Cu,H20

VII. Анализ содержаний, итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Учитель: подведем итоги. Все благополучно добрались до пика горы. Как вы думаете какие вещества «населяют» ее (Ответ :сложные) из каждой экспедиции, что-то приносят для дальнейшего изучения. Вот и мы должны расшифровать карту-схему.

Собираем маршрутные листвы. Выставляем оценки.
Определяем пробелы в знаниях.

VIII. Определение разъяснение домашнего задания.


повторить § 10-12 , §14-15, упражнения 5,6 стр 57, 6,7 стр 61 в домашних тетрадях



Учитель: А закончить свой урок я хочу следующими словами:

«Человек рождается на свет,

что б творить, дерзать - и не иначе,

что б оставить в жизни добрый след.

И решить все трудные задачи .

Человек рождается на свет...

Для чего ? Ищите свой ответ.»












Маршрутный лист

Фамилия, имя__________________________________Класс____________

Этап маршрута

Ответ

Примечание

Оценка

«Долина знаний»




«Опушка»




«Горный пик»




«Привал»




Общая сумма




Средний балл




Маршрутный лист

Фамилия, имя__________________________________Класс____________

Этап маршрута

Ответ

Примечание

Оценка

«Долина знаний»




«Опушка»




«Горный пик»




«Привал»




Общая сумма




Средний балл




Маршрутный лист

Фамилия, имя__________________________________Класс____________

Этап маршрута

Ответ

Примечание

Оценка

«Долина знаний»




«Опушка»




«Горный пик»




«Привал»




Общая сумма




Средний балл




Маршрутный лист

Фамилия, имя__________________________________Класс____________

Этап маршрута

Ответ

Примечание

Оценка

«Долина знаний»




«Опушка»




«Горный пик»




«Привал»




Общая сумма




Средний балл




Маршрутный лист

Фамилия, имя__________________________________Класс____________

Этап маршрута

Ответ

Примечание

Оценка

«Долина знаний»




«Опушка»




«Горный пик»




«Привал»




Общая сумма




Средний балл




«Долина знаний»

Задачи первого уровня:
Какое количество вещества соответствует:

1.3.1023 молекул СО2

2.12.1023 молекул СиО

3.12.1023 молекул 8

4.4.1023 молекул F2

5.4,5.1023 молекул N2

6.9.1023молекул Н2

7.18.1023 молекул F2

8.12.1023 молекул 02

9.18.10" молекул FеS

10.12.1023молекул N2

11.18.1023 молекул Н2S


Задачи второго уровня:

Рассчитайте массу:

4 моль Si02 0,5 мольS02 0,5мольNa2О

2 мольА12Оз 1моль02 4 мольSiO2

5 мольFe203 3 мольС1207 6 моль N205

Какое количество вещества соответствует:

306г А1203 352г FeO

Задачи третьего уровня:


m

n

N

V

вариант





1 (H2O)

?

1,5моль

?

?

2(03)

?

?

9.1023

?

3(С02)

?

?

0,6. 1023

?

4(С02)

?

?

1,5. 1023

?

5(02)

?

?

?

11,2л


«Опушка»

1 уровень –направляйтесь в сторону возрастания металлических свойств: Na,S,Al.

Далее нужно решить задачу

Найти эмпирическую формулу оксида марганца МnхОу содержащего 63,2% марганца.

2 уровень – ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: 0, Li, С.

Далее нужно решить задачу

Найти эмпирическую формулу вещества, содержащего 43,4% натрия, 11,3% углерода и 45,3% кислорода. 

3 уровень ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: Ва,Р, Mg.

Далее нужно решить задачу

Аскорбиновая кислота (витамин С) имеет молекулярную массу 176 и содержит 40,91% углерода, 4,55% водорода и 54,54% кислорода. Найдите молекулярную формулу этой кислоты.

«Горный пик»

Задание I уровня.

Определите положение химического элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева, состав его атома.

Вариант

№ химического элемента

1

№ 13

2

№ 18

3

№ 17

4

№ 5

5

№15


Задание II уровня. Напишите электронную форму атома соответствующего элемента. Относится ли он к металлическим или неметаллическим? Варианты задачи из первого уровня.

Задачи III уровня. По электронной формуле определите химический элемент. Какими свойствами он обладает. Составьте электронную формулу положительно или отрицательно заряженную

Вариант

I

11

III

IV

V

VI

VII


Электронная формула

...2S22P5

...2S1

1S22S22P63S23P63d14S2

...3S2

1S22S22P63S23P64S2

...3S23P3



«Привал»

-По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.

  1. уровень определить вид связи.

  2. уровень определить вид связи и составить схему одной из них.

3 уровень определить вид связи и составить схемы образования химической связи всех веществ.


I-N2,H3N,CaCl2,Ag

II-Cl2,NaF,Cu,H20

«Долина знаний»

Задачи первого уровня:
Какое количество вещества соответствует:

1.3.1023 молекул СО2(0,5моль)

2.12.1023 молекул СиО(2Моль)

3.12.1023 молекул 8(2моль)

4.4.1023 молекул F2 (0,5моль)

5.4,5.1023 молекул N2 (0,75моль)

6.9.1023молекул Н2 (1,5моль)

7.18.1023 молекул F2 (Змоль)

8.12.1023 молекул 02 (2моль)

9.18.10" молекул РеS(Змоль)

10.12.1023молекул N2 (2моль)

11.18.1023 молекул Н2S(Змоль)


Задачи второго уровня:

Рассчитайте массу:

4 моль Si02 = 240г 0,5 мольS02 =32г 0,5мольNa2О= 31г

2 мольА12Оз =204г 1моль02 =32г 4 мольSiO2=240г

5 мольFe203 = 800г 3 мольС1207 =549г 6 моль N205= 648г

Какое количество вещества соответствует:

306г А1203 = 3моль 352г FeO=4,9моль

Задачи третьего уровня:

m

n

N

V

вариант





1 (Н2О)

27

1,5моль

9,03*1023

33,6

2(03)

72

1,5

9.1023

33,6

3(С02)

4,4

0,1

0,6. 1023

2,24

4(С02)

11

0,25

1,5. 1023

5,6

5(02)

16

0,5

3,01*1023

11,2л

«Опушка»

1 уровень –направляйтесь в сторону возрастания металлических свойств: S-Al- Na

Далее нужно решить задачу

Найти эмпирическую формулу оксида марганца МnхОу содержащего 63,2% марганца.

MnO2

2 уровень – ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: Li- С- 0

Далее нужно решить задачу

Найти эмпирическую формулу вещества, содержащего 43,4% натрия, 11,3% углерода и 45,3% кислорода. 

Na2CO3

3 уровень ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: Ва –Mg- Р

Далее нужно решить задачу

Аскорбиновая кислота (витамин С) имеет молекулярную массу 176 и содержит 40,91% углерода, 4,55% водорода и 54,54% кислорода. Найдите молекулярную формулу этой кислоты.

C6H8O6

«Горный пик»

Задание I уровня.

Определите положение химического элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева, состав его атома.


Вариант

№ химического элемента

1

№ 13 алюминий, р=13, е=13, п =14

2

№ 18, аргон, р=18, е=18, п=22

3

№ 17, хлор, р=17, е=17, п=18

4

№ 5, бор, р=5, е=5, п =5

5

№15 , фосфор, р=15, е=15, п=16


Задание II уровня. Напишите электронную форму атома соответствующего элемента. Относится ли он к металлическим или неметаллическим? Варианты задачи из первого уровня.

  1. 1S22S22P63S23P1

  2. 1S22S22P63S23P6

  3. 1S22S22P63S23P5

  4. 1S22S22P1

  5. 1S22S22P63S23P3

Задачи III уровня. По электронной формуле определите химический элемент. Какими свойствами он обладает. Составьте электронную формулу положительно или отрицательно заряженную

Вариант

I

11

III

IV

V

VI


Электронная формула

...2S22P5 фтор

...2S1 литий

1S22S22P63S23P63d14S2титан

...3S2 магний

1S22S22P63S23P64S2кальций

...3S23P3 фосфор



«Привал»

-По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.

  1. уровень определить вид связи.

  2. уровень определить вид связи и составить схему одной из них.

3 уровень определить вид связи и составить схемы образования химической связи всех веществ.



1 уровень

I-N2,H3N,CaCl2,Ag - ков.неполяр, ков.пол, ионн, металлич.

II-Cl2,NaF,Cu,H20 - ков.неполяр, ионн, металлич, ков.пол,


2 уровень


N = N


3 уровень


I. N = N



H-N-H


H


Cl - Ca-Cl

Ag


II. Cl-Cl


Na-F


Cu


H H

O





Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Натрий

Калий

Кальций

Железо

Фосфор

Азот

Кремний

Углерод

Цинк

Хлор

Сера

Кислород



«Долина знаний»


«Опушка»

«Горный пик»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!