СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение в 11 классе "Тема войны в отечественной литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка цикла уроков по данной теме позволит учителю систематизировать материал, включить свои произведения для изучения с учащимися. Начало - тема защиты Русской земли в "Слове о полку Игореве". Далее - изображение войны в романе Л.Н.Тостого "Война и мир", военная и послевоенная литература

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение в 11 классе "Тема войны в отечественной литературе"»

Тема войны в произведениях отечественной литературы.

Подготовка к итоговому сочинению.


Задачи. 1.Систематизировать знания обучающихся по теме войны в литературе.

2. Формировать навыки анализа литературного текста, написания сочинения.

3. Воспитывать гражданское отношение к Родине, к народу, защите Отечества.


Оборудование: выставка книг, презентация, подготовленные выступления учащихся.


Ход урока.

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова…

А.Т. Твардовский.


  1. Вступительное слово учителя.

- В истории нашего государства записано немало войн. На долю народа выпало много горя, страданий, мучений. Самая кровопролитная и бесчеловечная была Великая Отечественная война. Но наш народ всё преодолел, и вот уже 70 лет мы живём в мире. Подумайте, что помогало нашим воинам побеждать врага?

(Любовь к родной земле – Родине, мужество и стойкость защитников Отечества)

  1. Работа над эпиграфом.

- Война. За этим словом стоит многое. Запишите слова и словосочетания, которые возникают у вас, когда произносится это слово.

( Горе, трагедия, мужество народа, патриотизм, …)

- Посмотрите, как охарактеризовал безмерную трагедию войны поэт А.Т.Твардовский:

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова…

Почему поэт использовал эпитеты жестокая, печальная, святая?

  1. Вопросы, заданные войной.

- Литература неразрывно связана с жизнью, поэтому тема войны – это одна из главных в произведениях писателей, сквозная тема в отечественной литературе.

- Задача нашего урока –проследить, как тема войны раскрывается в произведениях разных веков, разных лет.

- Подумайте, какие вопросы «задавала» война и как на них «отвечала» литература.

4. Тема войны в «Слове о полку Игореве»

- А начнём мы с памятника древнерусской литературы – поэме «Слово о полку Игореве».

(Сообщение учащегося. Приложение 1)


Вывод: Величайшая патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве» закладывает на следующие девять веков представление о защитнике Родины как о человеке, который сначала думает о благе страны, а потом – о своей личной славе.


  1. Тема войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»


- Л.Н.Толстой описывает войну «со всею правдивостью гениального реалиста, не отвращая глаз от ужасных жестокостей войны , от её грязи и крови, от слабостей, пороков и ошибок многих людей, и тем не менее или, точнее, благодаря своей верности правде, как никто изобразивший героизм и победоносное величие русской народной войны».(Г.Березко)

(Сообщение учащегося. Приложение 2)


Вывод: В романе "Война и мир" Л.Н.Толстой показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков, и победил.



  1. Литература военного времени.

- Какой жанр был наиболее востребован в годы Великой Отечественной войны?Почему?

- Познакомимся с некоторыми поэтами, их произведениями. Во время сообщений заполняем таблицу.

( Сообщения учащихся К.Симонове,

А.Суркове, М.Исаковском.

Прослушивание стихотворений и

аудиозаписей).


Вывод: поэзия и песня как жанр поэзии в годы войны были наиболее востребованы, т.к. обладали такими чертами, как оперативность, эмоциональность, доходчивость патриотизм, лиризм.

- Ответим на предложенные вопросы:

1. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.

2. Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.

3. Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет вы еще знаете.

  1. Литература послевоенного времени.

- Закончилась война. Необходимо было осмыслить её итоги, причины всенародного подвига, отдать дань памяти погибшим, восстановить разрушенные города и сёла и… продолжить жить во имя павших и будущих поколений. Поэтому тема войны прочно вошла в литературу послевоенного времени.

- Произведения 60-70-х г.г. о войне, сохраняя преемственность, открывают новые духовные горизонты в освоении темы. Писатели рассматривают и художественно исследуют события минувшей войны с точки зрения реального гуманизма, высвечивая аспект подвига народа, его значения для современных и будущих судеб мира.

В произведениях осмысливаются нравственные и этические проблемы: как и во имя чего выстоял человек, каков запас его нравственной прочности, каким был духовный мир сражающегося народа.


1. Рецензия на повесть М.Шолохова «Судьба человека». (Приложение 3)

Вывод: М.А.Шолохов раскрывает весь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, гибель сына в День Победы.

Выбор у человека может быть только один - протест против войны, против насилия, политики рабства, обрекающей людей на несчастные судьбы.

2. Рецензия на повесть К.Воробьёва «Убиты под Москвой». (Приложение 4)


- Обнажённая правда К.Воробьёва, попавшего в декабре 1941г. под Клином в плен и контуженного, открывает народную трагедию в повести «Убиты под Москвой».

По словам жены писателя, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и писатель находит такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.


Вывод: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтёшь просто так, на сон грядущий, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими под Москвой» ( В. П. Астафьев).

Повесть не только сохраняет нашу историческую память, как все подлинно талантливые произведения, но и становится повестью-предупреждением. Но почему становится, а не стала? Почему льётся кровь сегодня? И что зависит от нас?


  1. Рецензия на повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» (Приложение 5)

Вывод: Страшно, что гибнут женщины, потому что обрываются юные жизни, потому что женское предназначение - в созидании, а не в разрушении. Но не менее страшно и то, что, погибнув, героини не смогут дать продолжение русской нации и русской культуре. А это значит, что под угрозой существование всего народа.

4.Рецензия на повесть Б.Васильева «В списках не значился»(Приложение 6)



5.Рецензия на повесть В.Быкова «Сотников» (Приложение 7)

Вывод: «Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: «Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» (В.Быков)

Подвиг Сотникова имеет прежде всего моральный, духовный смысл, который заключается в человечности, высокой духовности, преданности Родине; и Сотников отстаивает ее до самого конца, до последнего дыхания, подтверждая идеалы самой смертью.

Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.

6. Рецензия на повесть В.Распутина «Живи и помни» (Приложение 8)

Вывод: Повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания.



  1. Итог урока.

- Отечественная литература носит антимилитаристический характер, направлена против самой возможности несправедливых, захватнических войн. Самая главная художественная идея – идея защиты Отечества. Создан художественный образ «человека с ружьём» -освободителя.

С утратами, причинёнными войной, примириться нельзя, они незабываемы и невосполнимы. Долг живых перед мёртвыми - предотвратить саму возможность возникновения войны.





















Приложение 1


Поэма «Слово о полку Игореве» написана неизвестным автором, который, изображая битву русской дружины с половцами, призывает князей к единению.

В поэме изображены защитники Руси.

Образ защитника Родины в «Слове…» имеет несколько ипостасей. По существу, все мужчины, выведенные как действующие лица этой героической поэмы (Всеволод, Игорь, Святослав, автор), являются защитниками Руси и патриотами. Но как по-разному они понимают свои задачи, как по-разному действуют, объединенные одной и той же патриотической идеей!

Всеволод, брат князя Игоря, принявший участие в походе, поддержавший брата, не случайно назван в поэме «буйтуром». Он полагает, что защита родины – это его обязанность и долг любого русского князя. Ратные подвиги – его стихия, это реальный защитник своей Родины, физически крепкий, сильный духом и сознанием своей правоты: ведь он всегда готов драться на стороне своей семьи против ненавистных половцев: «Седлай, брат, своих борзых коней, – мои давно у Курска стоят наготове». Под стать ему и его дружина, о которой он заботится и которой очень гордится: «А мои куряне – дружина бывалая… сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы». Ради хорошей битвы этот герой готов забыть все мирные радости жизни, отчий княжеский престол в Чернигове и даже жену свою Ольгу Глебовну. Он хороший воин, истинный защитник земли русской. Куда в битве ни поскачет, там «лежат поганые головы половецкие». Он и погибает как истинный воин и защитник своей земли – в битве, под натиском половецких полчищ: «Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы…»

Второй мужчина-защитник, инициатор похода на половцев князь Игорь Святославич уже изображен несколько иначе. Он понимает свой долг защитника не только в прямом физическом смысле – с мечом в руках защищать свои земли от врагов, но и более обобщенно. Обезопасить Русь от набегов можно, не только защищая свой дом и княжество от врагов, но и одержав победу в «диком поле», далеко от дома, чтобы половцы не только ненавидели, но и боялись россичей. Этот образ выведен в поэме уже как защитник всей русской земли.

Ведя свои полки на землю половецкую за землю русскую, Игорь думает уже в отличие от брата не о хорошей драке, а размышляет более обобщенно, когда говорит своей дружине: «Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться». Но именно ему, раненному в руку, и суждено попасть в плен, бежать оттуда, именно его возвращение будет приветствовать вся русская земля: «Страны рады, города веселы». Помимо качеств защитника Родины и храброго воина, он показан в произведении как человек, обладающий сильной волей и национальной гордостью.

Величайшая патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве» закладывает на следующие девять веков представление о защитнике Родины как о человеке, который сначала думает о благе страны, а потом – о своей личной славе.

«Слово» посвящено теме защиты Родины ( Д.С.Лихачёв)







Приложение 2


В центре романа Л.Н. Толстого "Война и мир" находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей.

Каково же отношение Толстого к войне? По мнению Льва Николаевича, "война – это забава праздных и легкомысленных людей", а сам роман "Война и мир" – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о "своем Тулоне" (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным).

Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. В их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного.

Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско", "наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят".

Сражаясь за Москву, город-символ России, русские воины готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой "шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами". Они просто выполняли свою работу.

Бородино во многом стало переломным моментом в жизни Андрея Болконского. Патриот своей Родины, просто как порядочный человек , он принял на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. Князь Андрей понимал, что истинный исход сражения зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь.

По мнению Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и, несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне, полководец один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом.

В романе "Война и мир" Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков, и победил.




Приложение 3


Что несёт в себе слово «война»? Как война влияет на судьбу человека? Что такое патриотизм? Почему нужно помнить тех, кто погиб на войне? Над этими вопросами заставляет задуматься повесть М.А.Шолохова «Судьба человека».

Действие повести происходит весной 1946 года. Рассказчик встречает на речной переправе мужчину с маленьким мальчиком. Присев отдохнуть, мужчина начинает рассказывать о своей нелёгкой судьбе.

Когда-то Андрей Соколов. Герой повести, жил обычной жизнью, у него была любящая жена, трое детей и хорошая работа. Но всё изменилось, когда пришла война.

На фронте Соколов вёл себя мужественно и всегда готов был прийти на помощь своим товарищам. В плену был храбр и не позволил врагам сломать себя. Андрей Соколов готов стоять за Родину – в этом проявляется его патриотизм. Много раз пытался Андрей сбежать, но его ловили и сурово наказывали: не давали есть и пить, били. Били просто за то, что ты русский, за то, что жив ещё. А он верил, что вернётся в свой родной дом, к жене и детям.

Ему всё-таки удаётся сбежать, взяв в плен немецкого генерала. Свои товарищи напоили, накормили его. Соколову был дан отпуск . Но радость от встречи с родной землёй была омрачена известием о гибели всей его семьи. Только сын остался жив, но и того вскоре убивают на фронте. Казалось бы, зачем теперь жить?

Данный эпизод подчёркивает бесчеловечность войны, которая не щадит никого.

Но жизнь продолжается. Не отняла война у героя чувство собственного достоинства, чести, любви к людям, сострадания. Русский солдат не ожесточился, он смог преодолеть себя и найти в маленьком сироте Ванюше родственную душу.

Название рассказа важно для понимания сущности характера простого русского солдата. Жизнь конкретного человека обобщается автором и становится судьбой тысяч русских людей, переживших войну и потерявших близких, но сохранивших в себе главное – человеческую душу.

(Саранчина Е., 11)



Приложение 4

Книги могут нравиться или не нравиться. Но есть среди них такие, которые не попадают ни в одну из этих категорий, но представляют собой нечто большее, которые врезаются в память, становятся событием в жизни человека. Таким событием для меня стала книга Константина Воробьева "Убиты под Москвой". Я словно услышала тот голос:

...Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам -- все это, живые,

Нам -- отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, -

Вы должны его знать.

Эти строки взяты автором в качестве эпиграфа из стихотворения Твардовского "Я убит подо Ржевом", которое и названием, и настроением, и мыслями перекликается с повестью Константина Воробьева.

Ее автор сам прошел через войну -об этом узнаешь и без чтения биографии. Так писать невозможно с чужих слов или из воображения - так писать мог только очевидец, участник. Повесть "Убиты под Москвой", впрочем, как и все творчество Константина Воробьева, очень эмоциональна. Эта книга особенна еще тем, что в ней сочетаются, с одной стороны, реалистичность, а с другой - глубокое осмысление событий и тонкий психологический анализ поступков героев с высоты прожитых лет.

"Убиты под Москвой" - по форме короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение появляется потому, что война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее. Если в мирной жизни душа развивается, эволюционирует, то на войне в ней происходит ломка: ломаются прежние нравственные ценности, прежний взгляд на вещи. Если в литературе мирного времени символом духовных исканий становится дорога, путь, то у Константина Воробьева - беспорядочное, безысходное метание под обстрелом с воздуха.

Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать. Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: "Судьба каждого курсанта... вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины -смертью или победой". В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России.

Актом огромного гуманизма и гражданского мужества стало само слово в защиту тех, кто струсил, спасовал, проявил слабость в тяжелую минуту, "придавленный к земле отвратительным воем приближающихся бомб", вжавшийся в нее под минометным обстрелом. Они, курсанты, не думали о спасении так холодно и расчетливо, как генерал-майор, снявший знаки различия и бежавший с передовой. У них не было времени думать о долге ("Он подумал о Рюмине, но тут же забыл о нем... Мысли, образы и желания с особенной ясностью возникали и проявлялись в те мгновения, которыми разделялись взрывы..."), поскольку "тело берегло в себе лишь страх". Тот, кто переборол в себе чувство страха, безусловно, герой. Но в остальных, менее сильных духом, автор учит видеть не трусов, - а прежде всего людей. Обыкновенных. Таких же, как те, что не почувствовали еще в жизни настоящего страха, не увидели смерть вблизи, но берутся судить свысока, не имея на то морального права! На протяжении всей повести я задавала себе вопрос: "А как бы я поступила на месте героев Воробьева?" И, честно ответив на него, понимала, что не все в жизни можно разделить на черное и белое, трусость или героизм.

К тому же, говорит автор, погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезной жертвой, противно самой природе человеческой, тому, что отличает человека от зверя. Протест против этого звучит в потрясающей сцене, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.

Автор прощает своим героям страх за собственную жизнь еще потому, что жизнь человеческая была ценна для них вообще, и своя, и чужая. Преодоление любви к человеку, заложенной в них заповедью "не убий", стало для них даже мучительнее, чем борьба с трусостью. Война отбрасывает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества: доброту, гуманность, способность к сопереживанию - и превращает их в источник слабости. Ведь надо совершить единственный выбор: мы или они. Поэтому очень трудно, мучительно происходит перестройка сознания, вырабатывается ненависть к врагу. Константин Воробьев, будучи писателем-философом, гуманистом, под жертвами войны понимает не только убитых и пострадавших физически, но и духовно, тех, кто пересилил в себе ради высшей цели -справедливости - чувства добра и милосердия. В этих жертвах - тоже ужас войны.

Сначала у Алексея "сердце упрямилось" думать о фашистах "иначе как о людях". Сердцем он еще чувствовал, что убийство - преступление. Первый немец, убитый им во время ночной атаки, для него все еще такой же человек. Потом он пытался и не смог взглянуть ему в лицо, боясь, что оно будет лицом человека, а не врага. Воробьев не осуждает своего героя и не оправдывает его. Писатель не призывает к ненависти или мести - он лишь с огромной, бесконечной болью говорит, что сама жизнь учит этому: "Со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растет из сердца, как первая любовь к не знавшим ее..." Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков уцелевших после налета курсантов - все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя. В нем зарождается ненависть, освященная воспоминаниями детства. Да, он приобрел способность ненавидеть, ибо "так было легче идти", так было легче воевать. Но он при этом многое, очень многое потерял. То, как он "вяло, всхлипывающе" повторял ничего не значащие слова: "Стерва... Худая..." -было внешним выражением этой ужасной потери...

Чувство долга и ответственности есть у Алексея Ястребова и капитана Рюмина. Это чувство диктует им быть спокойными, уверенными в себе, чтобы курсанты "испытывали облегчающее чувство безотчетной надежды", требовать прежде с себя, а затем уже с остальных. "Нет, сначала я сам, надо все сперва самому... надо первым" –и в борьбе с врагом, и в борьбе с самим собой. Такое чувство ответственности - у молодых ребят, курсантов! Оно звучит гневным упреком высшему командованию, бросившему их на передовую лишь с учебными самозарядными винтовками и бутылками с бензином, без пищи, без пулеметов, бросившему на произвол судьбы. А в это время в тылу войска НКВД, сытые, одетые, вооруженные... Чувство долга -это еще то, что подвигло писателя сказать правду. И это тоже было подвигом.

Константин Воробьев - писатель-психолог. В его произведениях "говорят" даже детали. Вот курсанты хоронят погибших товарищей. Время остановилось для мертвеца, а на его руке все тикают и тикают часы. Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы.

Опустошенный страшными потерями, человеческий ум начинает болезненно подмечать подробности: вот сожжена изба, а на пепелище ходит ребенок и собирает гвозди; вот Алексей, идущий в атаку, видит оторванную ногу в сапоге. "И понял все, кроме главного для него в ту минуту: почему сапог стоит?"

И жизнь, и смерть описаны с ужасающей простотой, но сколько боли звучит в этом скупом и сжатом слоге!

С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: "Убиты! Убиты!" Под Москвой, подо Ржевом..."

И во всем этом мире

До конца его дней

Ни теплички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Сжимается сердце при мысли, что они были лишь чуть старше меня, что это они убиты, а я жива, и тотчас же оно наполняется невыразимой благодарностью за то, что мне не пришлось испытать того, что испытали они, за драгоценный дар свободы и жизни. Нам - от них.



Приложение 5


Борис Львович Васильев – писатель-фронтовик, автор замечательной повести «А зори здесь тихие…». Он один из немногих писателей, кто затронул тему женской судьбы на войне.

В произведении рассказывается о нескольких днях из жизни зенитной батареи, где старшиной был участник финской войны Федот Евграфыч Васков. Под его руководство направили «целый полк девиц». Женщины воюют наряду с мужчинами, защищая Родину от фашистов. Почему же они, такие молодые, идут на фронт? У каждой из них свой счёт к фашистам. У Риты Осяниной погиб муж, семья Жени Комельковой расстреляна, у Сони Гурвич находится в оккупации.

В один из дней было получено сообщение о появившихся вблизи батареи двух фашистских диверсантах. Взяв с собой пятерых бойцов: Галю Четвертак, Риту Осянину, Женю Комелькову, Лизу Бричкину и Соню Гурвич- Васков решает справиться с ними своими силами. Позже выясняется, что диверсантов вовсе не двое, а шестнадцать человек. Думаю, в этот момент не только молодым девочкам, но и бывалому старшине становится страшно. Девушки могли бы отступить вместе со своим командиром, но …за их плечами была Родина. Они мужественно выполняли приказ до последнего вздоха. «…Это не казаки-разбойники, это война!»

Диверсанты остановлены. Но какой ценой? Ценой жизней молодых девчонок, которым бы ещё жить и жить, рожать и воспитывать детей. Б.Васильев, обращаясь к прошлому героинь, довоенной жизни, полной надежд и радости, даёт почувствовать читателям, «как глупо и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет». Но иначе было нельзя!

(Шитьков А.)



Приложение 6

Повесть В. Быкова «Сотников» — одно из самых глубоких произведений про войну не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе. Про задумку «Сотникова» В. Быков писал: «Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: «Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Как фронтовикам, так и партизанам одинаково памятны эти вопросы из их боевого опыта, когда их приходилось решать не умственно, а практически, ценою крови, ставя на карту жизнь. Но никому не хотелось терять свою одну и поэтому дорогую жизнь. И только необходимость до конца оставаться человеком заставляла идти на смерть. В то же время находились люди, которые пробовали совместить несовместимое: сберечь жизнь и согрешить против человечности, что в трагической обстановке оказывалось невероятно тяжелым, если не совсем безнадежным.

Во многих отношениях Сотников — обычный труженик войны. Он один из рядовых представителей многомиллионной армии. Сотников по натуре совсем не герой, и когда смерть становится реальностью, то он выбирает ее прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе, искать другого выхода. Подвиг Сотникова, который имеет прежде всего моральный, духовный смысл, в том и заключается: человечность, высокая духовность, в которую как безусловная стоимость обязательно включается преданность Родине; и Сотников отстаивает ее до самого конца, до последнего дыхания, подтверждая идеалы самой смертью.
“Для меня Сотников — герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут”,— настаивает Быков. Сотников тоже “боялся иногда за свою жизнь, когда мог легко и незаметно погибнуть в бою”. “Выходя из боя живым, он таил в себе тихую радость, что и пуля миновала его”. Все это по-человечески было понятно и натурально. Известно, Сотников, как и другие герои В. Быкова. умел бороться с врагом “до последней минуты”. В партизанах он перестал бояться и смерти. Для него важно было жить, когда он был командиром в армии. Попав в плен к фашистам, он думает о смерти с оружием в руках как о большой роскоши. Тут он почти что завидовал тысячам тех счастливцев, что нашли свой конец на многочисленных полях боев. Перед повешением у Сотникова появляется вновь очень натуральная для человека ненависть к смерти, нежелание прощаться с жизнью. Сотникову перед кончиной захотелось засмеяться, но он усмехнулся напоследок своей измученной, жалкой улыбкой.
Идя на смерть. Сотников не столько думает о себе, сколько озабочен тем, чтобы что-то сделать для других. А еще чтобы смерть не была грязной.
Рыбак — это бывший товарищ по партизанской борьбе, а теперь предатель. Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном, который по-товарищески держится с Сотниковым, думает о других партизанах. В армии Рыбак благодаря своей расторопности от рядового дошел до должности старшины. Словом, очень неплохой он человек, если брать его по бытовому уровню, в обычных, человеческих обстоятельствах. Можно сказать, что тут ему нет цены. Но в том-то и дело, что война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Рыбак это понимал и пробовал держаться. Он, когда попал с Сотниковым в перестрелку и затем, когда она на некоторое время затихла, с облегчением вздыхает, думая, что все кончено, что Сотников погиб. Значит, не боль за его гибель возникла в Рыбаке в первую очередь, а чувство облегчения, вызванное тем, что в таком случае уже совсем точно не надо еще раз рисковать самому.
Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Быков писал: “Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась бы совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор — умереть или остаться жить подлецом, и каждый выбрал свой”. Духовная глухота не позволяет Рыбаку понять глубину падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, все больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой. Уже неумолимо скатываясь в бездну предательства, Рыбак все время успокаивает себя, что это еще не конец, что он еще сможет обдурить полицаев.
Быков описывает самый последний жест Сотникова: “Перед наказанием он выбивает у себя из-под ног подставку, чтобы не дать сделать это Рыбаку, который предал его”. Сотникову хочется, чтоб у Рыбака, который еще не замазал своих рук кровью, была возможность одуматься, не потерять окончательно свою душу.
Народная мораль всегда решительно осуждала предательство, тем более когда оно тянуло за собой гибель невинных людей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!