СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок образовательного модуля по литературному чтению по теме ««Унылая пора! Очей очарованье!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен во втором классе. Знакомство детей со стихотворениями о осени.

Просмотр содержимого документа
«Урок образовательного модуля по литературному чтению по теме ««Унылая пора! Очей очарованье!»»


МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







Урок образовательного модуля

по литературному чтению

по теме ««Унылая пора! Очей очарованье!»

2б класс






Подготовила:

учитель начальных классов

Куприщенко О.Г.











17.11.2016 г




Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!»

Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о творчестве русских поэтов об осени.

Задачи: показать красоту природы осенью; совершенствовать навыки сознательного, беглого, правильного, выразительного чтения.

Развивать: умение высказывать свои мысли, аргументировать их; эмоциональную сферу детей; творческие способности; мотивацию к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач.

Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели, уверенность в себе.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, компьютер, карточки, выставка книг.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.
    Вижу, класс наш хоть куда.
    Мы начнём урок, друзья.
    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести,
    Чтобы гости дорогие.
    Захотели вновь прийти!

II. Актуализация знаний.

-Прочитайте слоги. Давайте составим из них слова.

Листо ди

О пад

Дож сень

Лу жи

Замо жай

Уро розки

(Листопад, дожди, лужи, урожай, осень, заморозки.)

- Как вы думаете, чему сегодня посвятим наш урок?

(Осени.)

III. Открытие нового знания.

-Правильно. Мы в гостях у прекрасной осени. Так о ней отозвался великий поэт А. С. Пушкин: «Унылая пора! Очей очарованье! Слайд

-Это тема нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись, поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства. Понаблюдаем, как одно и то же явление природы – осень – изображали композиторы, художники и поэты.

- Сейчас мы с вами совершим прогулку по осеннему парку. В этом нам поможет композитор Анто́нио Лучо Вивальди, который посвятил музыку времени года «Осень».

Слайд

(Прослушивание аудио записи А.Вивальди « Осень».)

- Какое настроение, чувства вызвала у вас музыка А Вивальди? Почему?

- Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось тёплое время, закончились каникулы.

-Но об осени говорят и по-другому: золотая, багряная, кормилица.

-А теперь Осень зовет нас с вами в импровизированную картинную галерею на выставку картин об осени.

_Многие художники с огромной теплотой и любовью писали нашу скромную, исполненную яркой прелести русскую природу. Среди них был художник-пейзажист Иса́ак Ильи́ч Левитан.

_И. И. Левитан жил в конце прошлого века. Современники называли его поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 рисунков, эскизов.

-Самая известная картина «Золотая осень».

-Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но на какой - то миг установится сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостность. Именно это ощущаешь, глядя на эти замечательные полотна.

- Сравните два полота, какую осень изобразил в своих работах И. И. Левитан?(ранняя и поздняя)Слайд

IV. Этап первичного закрепления.

А)Чтение стихов детьми

-Осень рисовали, о ней сочиняли стихи, музыку. У художников – краски, у композиторов – звуки, у поэтов – слова.

-Сейчас послушаем, какой изображали осень поэты, попытаемся уловить настроение, которое они хотели передать.

Б) Самостоятельное чтение

А.С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

В)Слушание аудиозаписи

Г)Словарная работа

-Какие незнакомые слова встретились в произведении?

-Где мы можем узнать значение слов?

Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.

Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Очи-глаза

Очарование- чарующая сила, прелесть кого или чего-нибудь, в значении «очень красиво»

-Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение?

(Красная, жёлтая, тёмно-синяя.)

- Какие выражения, сравнения помогли в этом?

(Багрец, золото, мглой волнистою.)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

(Грусть, восхищение, радость, тоска.)

-Почему такие разные чувства вызвало стихотворение?

- Какие слова, образы передают грусть, тоску?

(Унылая пора, увяданье, седой зимы угрозы.)

- А восхищение, радость?

(«Очей очарованье», «прощальная краса».)

-Какому неживому явлению придаются, приписываются человеческие черты?

(Седая зима, в золото одетые леса.)

- В стихотворении А.С.Пушкин использует прием- олицетворение.

- Как вы понимаете последнюю строку?

(Скоро станет холодно, выпадет снег, будут дуть холодные ветры.)

-Эти строки были написаны поэтом осенью 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Осень – любимое время года Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь», - писал поэт. Не случайно одним из самых плодотворных периодов творчества у Пушкина является осень.

V. Физминутка


Мы листики осенние,

На ветках мы сидим

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

- Сейчас вы прочитаете стихотворение С.Есенина. Нивы сжаты.

- С.Есенин. Нивы сжаты.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.


Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.


- Какую картину представили вы, слушая это стихотворение?

(Грустное, тоскливое.)

-Сейчас мы с вами услышали, как изобразили осень поэты, что в стихах есть общее? (это любовь поэта к природе родной земли).

VI. Чтение стихов детьми класса

(заслушивание 3-4 человека)

-Сейчас мы с вами услышали, как изобразили осень поэты.

-Что объединяет эти произведения? (это любовь поэтов к природе родной земли).

VII. Этап самостоятельной работы. Творческое задание. Работа в группе.

-Сейчас мы с вами окунемся в мир поэзии и попробуем составить четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать Слайд

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки и груши

Очень любим кушать.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-О чем мы говорили на уроке?

- Какое произведение вам понравилось больше всего?

- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое.

IX. Домашнее задание

Загадки о осени.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!