СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознание 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознание 11 класс»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик. 
Задачи: 
• раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»; 
• развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения; 
• способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности. 
Оборудование: учебник (Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 11 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор.
Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество. 

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Раздаточный материал: кейс с вопросами.


Ход урока

I.Организационный момент

II.Мотивация . Стадия вызова. 


1.Притча

2. Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии. 

- Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода

Свобода поэзииСвобода, ведущая народ»статуя Свободы

Что объединяет эти изображения? Свобода.

О своей работе «Freedom» Зенос говорит следующее : "Я хотел создать скульптуру взглянув на которую любой человек, независимо от происхождения понял бы, что речь идет о попытке вырваться на свободу. Эта скульптура символизирует борьбу за  свободу посредством творческого процесса. Хотя для меня, это ощущение возникло из за  конкретной личной ситуации, я почувствовал, что оно присуще почти каждому человеку, который ищет выход из конкретной ситуации, преодолевая жизненные обстоятельства,  ведет внутреннюю борьбу,  и находит выход.

III. Актуализация знаний

Свобода сложный феномен. Для каждого человека имеет свои оттенки.

Что есть свобода для пирата? Захват кораблей Заключенного? Выйти из тюрьмы Школьника? Каникулы

Прием Мозговой штурм

Что есть свобода для вас?

русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии. 

О чем пойдет речь на уроке? Какие версии?

Раздача кейсов. Выберите папку любого цвета. Объясните, почему вы выбрали именно её ?

IV. Освоение новых знаний

ЗАДАНИЕ № 1 Какие вопросы необходимо рассмотреть?


1. Что такое свобода?

Работа с источниками

Существует множество различных определений свободы. Вам необходимо изучить определения свободы. Выделите общее в определениях.

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает , как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой»

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный».Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

В философии:  

Свобо́да — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д

Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);

Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

Что общего в определениях ?

Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы .


Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений )


– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением?(Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)


- Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки) внутренние и внешние ограничения

внутренние побуждения внешние обстоятельства

- Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора


Но всегда ли мы можем сделать свой выбор? Работа в группах 


ЗАДАНИЕ №2

Работа с источниками

 Буриданов осел. Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами.

Текст «Буриданов осел» 

Жил-был Буридан.. А был у того Буридана осел. Решил как-то раз Буридан своего осла покормить, и нет, чтобы положить корма в одно место, а наполнил он кормом две кормушки, да так получилось, что поровну корма-то вышло. И не было между кормушками никакой разницы, и нельзя было дать ни одной кормушке предпочтения. Посмотрит Буриданов осел на одну кормушку, посмотрит на другую – к какой подойти не знает. Долго выбирал осел, пока с голоду и не подох. Такая вот история про Буриданова осла.

В чем смысл прочитанного?

- Можем ли мы говорить о том, что чем больше у нас вариантов выбора, тем лучше? (аргументируйте свою позицию).

В буридановом парадоксе говорится об обратном. Даже если существует два варианта выбора, то человеку трудно выбрать что-нибудь определенное.

Повышение количества вариантов выбора усиливает затруднение. Если есть один вариант – мы обязательно выберем его. Как только есть список – мы начинаем теряться. Потому что проблема выбора – это словно бы отказ от жизни. Пока вы выбираете – вы не живете. Пока вы выбираете – вы голодны и хотите пить. Пока вы выбираете – вакансии на предложенных работах будет занята другими, менее сомневающимися, кандидатами

ЗАДАНИЕ №3

ПРИТЧА

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

- Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

- Чего они попросили?

- Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.
Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.  Основа выбора – ответственность.


-Обратите внимание на вопросы во тором листе. На них мы должны в течение урока ответить.

Первичное закрепление. Стадия осмысления.
ЗАДАНИЕ № 4 Индивидуальные задания.

1.Условия существования свободы:

- Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

- Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

- Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

2.Ответственность –объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность личности имеет две стороны:

– внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

– внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

3. Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

4. Вывод. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

ЗАДАНИЕ № 5

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это - чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и, взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек. Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо!

И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие плечики понуро опускались, в горле стоял комок, а на сердце ложилась печаль.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и почувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе.



Понятия, связанные со словом «свобода»

Понятия, не связанные со словом «свобода»





Выписывают в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».



2 .Свобода есть осознанная необходимость

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях;

Понятно определение? Тогда приведите пример необходимости.

(Ходить в школу для учащегося… Пища, необходимость отдыха – все физиологические потребности, то, что человек не может отменить)

Как вы понимаете словосочетание «Осознанная необходимость»?

(мы понимаем, для чего мы это делаем; иногда человеку кажется, что совершает свободный выбор, а на самом деле он отдает отчет, почему он совершает именно это действие)

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Работа с таблицей. Какие точки зрения на свободу в деятельности человека?

Вопрос об их соотношении в деятельности человека имеет огромное значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, т.к. без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если поведение человека задано только необходимостью вопрос об ответственности за свое поведение теряет всякий смысл.

Согласно третьей точке зрения, деятельность человека обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека не идентичные последствия, они преломляются во внутреннем мире людей.

Проиллюстрировать примерами из литературы, истории

Прежде чем дадим определение свободы, скажите, как вы поступаете, когда вам надо выполнить такое учебное действие?

(ищем в учебнике, пытаемся сформулировать сами опираясь на личный опыт, ищем синонимы, ассоциации и т.д.)

Фиксируем вывод – есть разные способы действий в данной ситуации. И вы можете сейчас сформулировать свое определение в тетради, а можете воспользоваться тем, что есть.(отсутствие ограничений – отсутствие внешнего принуждения, воля, наличие вариантов выбора и осознание необходимости)

Осознанность – обязательный элемент (этим мы отличаемся от животных)

Сформулируйте определение свободы

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации

Обсудили, как проще дать определение? (словари – там все понятно, просто

Проще, когда мы следуем авторитету, особенно когда мы не уверены в чем-то. «Все согласны? Все согласны) Большинство из вас не стали формулировать свое определение, а переписали то, что было на слайде. На это обратили внимание философы еще в древности.

А Эрих Фромм описал механизм «бегства от свободы»

- Мы заявляем, что свобода является ценностью, при этом в своей деятельности мы сокращаем себе осознанные варианты выбора. Нам так легче. Почему мы бежим от свободы?

(принятие решения обозначает принятие на себя ответственности за свой выбор) Свобода человека состоит в том, что он волен выбирать цели и средства


V.Первичное закрепление.


ЗАДАНИЕ № 6

Составить кластер по вариантам

1.Признаки свободы

альтернатива, выбор, возможность, воля, активность, независимость, необходимость, ответственность, осознанность



Метод ранжирования по степени важности:

Альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость

2.Составить кластер ЗАВИСИМОСТЬ 

от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег

3.Составить кластер ОГРАНИЧЕНИЯ

мораль, власть, ложь, обвинения, шаблоны, привычки 
А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит. 

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям: ЗАДАНИЕ № 7
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота. 

Мальчик: Ты кто??? 

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня. 

Мальчик: Ты – демон страха? 

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий… 

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу! 

Демон: А что для тебя свобода мальчик? 

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем. 

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен? 

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно. 

Демон: Да неужели? Как? 

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить. 

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь? 

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму. 

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю. 

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни. 

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени. 

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей. 
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит … 
Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор. 
Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь». Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы» - согласны ли вы с такой позицией Н.Бердяева?

Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя! 



Стадия рефлексииКакие из приведенных ниже определений понятие «свободы» вам представляются наиболее точными?

  1. Свобода - это отсутствие всяких преград и помех.

2) Свобода - это осознанное следование необходимости.

3) Свобода - это избавление жизни от ограничений и принуждения.

4) Свобода ( свободная воля) -это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований.



























Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием. 
Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах). 
Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 18 Конституции РФ, в которой написано: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание законов и обеспечиваются правосудием»). 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!