СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания. 11 класс. Тема: "Семья в современном обществе. Правовые основы брака и семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания по теме "Семья в современном обществе. Правовые основы брака и семьи" может быть полезен в качестве закрепления уже изученного материала, а также при изучении нового материала. 

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания. 11 класс. Тема: "Семья в современном обществе. Правовые основы брака и семьи"»

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Семья в современном обществе. Правовые основы брака и семьи»


Добрый день. Я – Чебыкина Юлия Александровна. Сегодня имею честь провести у вас урок. Надеюсь на сотрудничество. Призываю ВСЕХ присутствующих стать не просто зрителями, а активными участниками нашей встречи.

У вас на столах лежать листы успешности, обратите на них внимание, посмотрите их, позже мы к ним обратимся.

Несколько правил сегодняшнего урока: ВЫВЕСИТЬ

  1. Отвечать и не бояться. Ответы принимаются все, даже самые безумные;

  2. Работать в форме диалога. А чтобы работа шла быстро, можно не вставать и отвечать с места;

  3. Слышать, слушать друг друга, принимать разные точки зрения и другие…

  4. Оценивать себя и друга достойно и объективно, Оценочные листы вести и не забывать про них.

  5. Тетради вести свободно, но не забывать о том, что они у вас есть.

Итак, приступим…

ЭТАП Актуализации знаний.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы уже не первый урок изучаете вопросы социальной сферы жизни общества.

Фронтальный опрос:

  1. Что означает термин «социальный институт»?

Это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.


  1. Назовите основные признаки социальных институтов

1) Наличие определённой цели деятельности

2) Наличие определённых функций

3) Четкое распределение статусов и ролей

4) Нормы и правила, установки и образцы поведения

5) Система санкций

6) Символические культурные признаки;

7) Идеология и др.


  1. Приведите примеры социальных институтов


УЧИТЕЛЬ: У вас, у каждого лежат листы самооценки. Оцените себя по 5-ти бальной шкале. (Знали ли вы ответы на эти вопросы, смогли ли ответить, ответили ли) Не забывайте наши правила.



Сегодня мы продолжим изучать социальные институты. Давайте определим о каком социальном институте сегодня пойдёт речь?

Я зачитаю вам стихи, вы посмотрите на картинку (слайд), на оформление доски, и мы все вместе постараемся определить тему урока:


Какое счастье, если есть, кого обнять, прижаться и садиться на колени,

А поздним вечером с работы ожидать, и слышать шаг, считающий ступени.

Какая радость, если есть, кого любить, заботиться и обожать безмерно,

Дарить подарки в праздник, на руках носить, одним дыханьем жить одновременно. Пока вы вместе, пейте своё счастье всласть, вдыхайте эйфории ароматы,

И вкусом поцелуев нежных насладясь, не променяйте счастье на утраты!

Итак, пожалуйста, попробуем определить тему урока.

И ещё маленький фрагмент (Путин) 0 – 0:41

ТЕМА УРОКА:

«Семья в современном обществе. Правовые основы брака и семьи».

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Брак и семья считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества. Были времена, когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Всё было общим. Но те времена миновали. Семья существует уже тысячи лет. И все прекрасно знают, что жить в семье лучше, чем без семьи. Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц о семье. Сможете ли вы их назвать?

  • «Муж да жена – одна душа»;

  • «Муж и жена из одного кремня искры»;

  • В хорошей семье хорошие дети растут

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • Человек без семьи, что дерево без плодов.

Большое количество данных свидетельствуют о том, что люди, испытывающие к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишён. В человеке заложена потребность любить, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Но давайте на минуту представим себе, что мы встретили человека, который лишён этой прекрасной возможности и на наш вопрос: «Почему у него нет семьи?», этот человек ответил нам так:

БРИФИНГ

Учащийся: «А зачем мне семья? Дети? Я вношу свой вклад. А семья – экономически не выгодна. Ну, посудите сами. Живёт парень, зарплата у него небольшая. У девушки – тоже. Но им не хватает. Поженились – обоим не хватает. Семья «съедает» деньги вообще, а мужчины в особенности. Нет, мужчине семья экономически невыгодна. Да и с социально-бытовой точки зрения, семья невыгодна. Конечно, приятно, я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама с этим справляется, плюс подружки рядом – помогут. Нет, семья мужчине не выгодна»

Беседа: (Брифинг)

- Что бы вы ответили этому человеку?

- Зачем человеку нужна семья?

- Согласны ли вы с мнением, что жена нужна только для того, чтобы носки штопать и борщ варить?

- Что даёт семья государству?


Вот и появилась проблема: Нужна ли человеку семья? Нужна ли семья государству?


УЧИТЕЛЬ: Оцените своё участие в брифинге: активно ли вы участвовали, смогли ли вы ответить на эти вопросы, ответили ли вы на них (Не забывайте наши правила).


УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы будем говорить о семье в современном обществе. Какие вопросы могут встать перед нами? (отвечают)


НЕ НАДО!!! ПЛАН УРОКА (на слайде)


  1. Правовые основы брака и семьи в современном обществе.

  2. Причины кризиса современной семьи

  3. Государственная политика поддержки семьи.


ЗАДАЧИ:

  1. Определить, какие документы регулируют семейные отношения в современном обществе;

  2. Определить причины кризиса современной семьи;

  3. Узнать, что делает государство в поддержку семьи в современном обществе.


  1. Правовые основы брака и семьи в современном обществе

Учитель: В настоящее время семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ, который был принят 29 декабря 1995 года, в 1996 году вступил в силу, а затем в него были внесены изменения. Последняя редакция от 02.12.2019г. с изменениями вступила в силу с 1 января 2020 года.

Также регулируются семейные отношения Федеральным Законом «Об актах гражданского состояния» и новым гражданским Кодексом РФ, Часть 1.

В Семейном кодексе РФ сформулированы основные принципы семейного законодательства, на которых строится семья и семейные отношения. Гражданский кодекс РФ регулирует имущественные права супругов и представительство родителями несовершеннолетних детей. Семья. Материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства.

Статья 1 ч. 2 Семейного кодекса РФ гласит: «Признаётся брак, заключённый только в органах актов записи гражданского состояния».


Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека.

Фронтальный опрос:

А что такое семья

  • Семья – основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной правовой ответственностью


Семья рождается после заключения брака.

- Как вы считаете какую роль в создании семьи играет заключение брака?

- Что понимаем под словосочетанием заключение брака?, Что такое брак? И какие признаки брака вы знаете?

Брак это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины;

  • Единобрачный союз;

  • Свободный союз;

  • Равноправный союз;

  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа;

  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности.

УЧИТЕЛЬ: Оцените знание понятийного аппарата: знали ли вы понятия, смогли бы ответить, что означают эти понятия, ответили ли вы на них (Не забывайте наши правила).


Порядок и условия заключения брака.

Вопрос: Каковы же правовые основы создания семьи?

Учитель: А сейчас нам предстоит поработать с нормативно-правовым документом, а также с высказыванием философа и представить результаты работы всему сообществу. Для ответа на этот вопрос вам необходимо изучить статьи Семейного Кодекса РФ. Перед вам лежат документы с выдержками из Кодекса, а также вопросы, на которые вам надо ответить.


Весь класс делиться на 5 группы.

Работа в группах:

Учитель: Правовые основы семейной жизни регулируются Семейным кодексом

РФ. Обратимся к Семейному кодексу РФ, необходимо его проанализировать и подобрать статьи закона, согласно вашего задания.


I группа: Определить «Порядок и условия заключения брака» (ст. 11, 12 СК РФ)

II группа: Определить «Обстоятельства, препятствующие заключению брака». «Основания для прекращения брака» (ст. 14 СК РФ)

III группа: Порядок расторжения брака. (ст. 18, 21 – 23 СК РФ)

IV группа: Определить «Имущественные отношения супругов».

V группа: Работа с текстом немецкого философа Г. Гегеля.

«Брак и его нравственные основы»

Инструкция к выполнению работы: Вам выданы рабочие листы оранжевого цвета. У V группы жёлтого цвета. На этих листах Вы видите таблицу, в которой один из столбиков чист, вот его вы и должны заполнить согласно своих заданий.

Работа в группах: ПРОВЕРЯЕМ

слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18

I группа:

«Порядок и условия заключения брака»

II группа:

«Обстоятельства, препятствующие заключению брака», «Основания для прекращения брака»

III группа:

Порядок расторжения брака


IV группа:

Имущественные отношения супругов

Ст. 11 СК РФ: условия

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС.

В отдельных случаях месячный срок может быть изменён, сокращён или увеличен, но не более чем на 1 месяц.

Ст. 12 СК РФ: порядок.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (оговорить ст. 13)


• добровольное согласие на вступление в брак.

• достижение определенного возраста

• отсутствие других браков

• отсутствие близких родственных связей

• дееспособность


Ст. 14 СК РФ:

Не допускается заключение брака между:

-лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

-близкими родственниками;

-усыновителями и усыновлёнными;

-лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.


Нельзя заключить брак, если:

• Лицо состоит в другом браке

• Близкие родственники

• Усыновители и усыновленные

• Недееспособны в силу психического расстройства (данный факт признан судом)

Ст. 18, 21 – 23 СК РФ:

  1. Расторжение брака в ЗАГСе при отсутствии общих несовершеннолетних детей, и без имущественных претензий

  2. Расторжение брака в суде.


Ст. 34. Совместная собственность супругов

Ст. 36. Имущество каждого из супругов

Ст. 34. Совместная собственность супругов

Ст. 36. Имущество каждого из супругов


«Связь двух лиц различного пола, называется браком, - это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо …

Долг родителей перед детьми – заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей – повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестёр вообще – обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.

Брак мы должны, поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается всё в ней преходяще, капризно и лишь субъективно».

Вопросы и задания:

  1. Как автор приведённого текста определяет сущность брака?

  2. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов семьи.

После работы пятой группы вывод дети: Итак, брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения, взаимопомощи, это нормы морали.

Такая работа используется ф текстах ЕГЭ.

Давайте разберём пример, решив проблемную задачу. Узнаем, как это работает.

Решение проблемной задачи:

  1. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

(Ответ: Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)


УЧИТЕЛЬ: кроме законного режима владения и распоряжения имуществом, существует договорной режим.

Помните пушкинскую «Сказку о царе Салтане»? Трех девиц, которые «под окном пряли поздно вечерком»? Каждая мечтала о том, что она сделала бы, став царицей. Царь, конечно, выбрал ту, которая бы «для батюшки царя родила богатыря». А объявив ей о своем решении, поставил условие: И роди богатыря мне к исходу сентября!» Ну чем не брачный договор? А царевна - лягушка которая согласилась стать женой Ивана –царевича лишь при условии, что он не тронет лягушечью шкурку, и бросила мужа, когда он это условие нарушил… Брачный договор в современном обществе присутствует. Но это тема отдельного урока.


УЧИТЕЛЬ: Оцените свою работу в группе: активно ли вы работали в группе, смогли ли вы поработать с источником, НПА, нашли ли ответы на поставленные вопросы (Не забывайте наши правила).


2. Проблемы развития. Причины кризиса современной семьи.


Беседа: А в чём вы видите проблемы современной семьи,


1. Рост количества незарегистрированных браков.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей к детям

3. Падение рождаемости.

4. Рост разводов.

5. Материальные проблемы.

6. Проблема социального сиротства – родители бросают детей по разным причинам, т.е. они сироты при живых родителях.

САМИ ДЕЛАЮТ ЭТОТ ВЫВОД…

Современная семья – это очень сложный социальный институт. Если раньше браки заключались на всю жизнь, а разводы были редкими, то сейчас в современном обществе, разводы также часты, как и само заключение брака.


Ребята, в жизни часто так случается, что нерешённые проблемы приводят к кризису семьи.

Давайте разберёмся в причинах кризиса современной семьи. Обратимся к вашим телефонам. У вас есть выход в интернет. Пожалуйста, найдите эти причины с помощью ваших гаджетов.


(РАБОТАЮТ ИНДИВИДУАЛЬНО) Не забываем и про тетради.

А сейчас проверим, что есть у меня и что смогли найти вы.

Причины семейных кризисов

  1. Возрастной кризис. Проблемы в паре нередко связаны с адаптационным периодом (возрастным кризисом) одного из партнёров. Тяжелее такое состояние проходит при отсутствии взаимопонимания в семье, если каждый остаётся наедине со своими переживаниями.

  2. Одной из самых распространённых причин кризиса семьи является неготовность партнёров к браку. Большая страсть со временем затихает, и на поверхность всплывают все недостатки характеров, которые раньше не замечались из-за сильного эмоционального подъёма. Преодоление этого состояния возможно при совместном решении возникающих бытовых проблем с первых дней брака.

  3. Религиозные разногласия. Часто вопросы веры на первых порах не являются основополагающими, но со временем излишняя набожность или её полное отсутствие могут стать причиной частых семейных ссор. То же самое касается и национальных традиций.

  4. Долгая разлука или постоянные командировки. Говорят, что во время расставания чувства только крепнут, но для некоторых это оказывается слишком тяжёлым испытанием.

  5. Серьёзные проблемы со здоровьем. Разрывать отношения из-за болезни второй половинки кажется немыслимо, но и постоянно решать все семейные проблемы в одиночку, быть и финансовой, и моральной опорой очень непросто.

  6. Проблемы из-за денег. Редко встретишь семью, в которой супруги имеют одинаковый доход и на равных вкладываются в ведение домашнего хозяйства. Отсюда и подсчёты, кто больше принёс в дом, а кто больше потратил. А если ещё и ухудшение финансового положения произошло, то без ссор этот период точно не пройдёт.

  7. Разные взгляды на воспитание детей. Нередко супруги видят процесс воспитания по-разному, но даже если им и удаётся договориться между собой, в процесс вступают бабушки и дедушки, найти компромисс, с которыми на порядок сложнее.

  8. Статусная разница. Часто один супруг имеет лучшее образование, лучшую работу или более высокое культурное развитие. Но вместо того, чтобы расти до уровня другого, партнёры остаются при своём, в результате отставший становится неинтересен тому, кто стоит на ступеньку выше.

  9. Очень распространёнными причинами кризиса современной семьи являются неразрешённые проблемы прошлых периодов. Постоянная спешка провоцирует не работу над ситуацией, а попытки не замечать разногласий, которые копятся и выливаются в грандиозный скандал.

Учитель: Сколько бы кризисов не случалось в семье, преодолеть их можно только при наличии доверия между супругами и желания создавать друг другу комфортные условия для жизни.



УЧИТЕЛЬ: Оцените свою работу с гаджетами по вопросу об определении кризиса семьи: смогли ли вы найти материал, быстро ли вы его нашли, смогли ли вы ответить на поставленный вопрос (Не забывайте наши правила).



Учитель: В истории у разных народов складывались разные традиции семейной

жизни, виды семьи. Современная семья включает обычно 2-х родителей и их детей. Она называется нуклеарной.

В древности и ныне у многих народов была распространена семья, в которой вместе проживали и все остальные родственники – бабушки, дедушки дяди, тёти и т.п. Такая семя называется расширенной.

Мы на них сегодня и остановимся

А давайте мы с вами проведём исследование и узнаем, в каких семьях проживаете вы и присутствующие гости? В опросе могут принять участие все присутствующие, не только ученики.

- Встаньте те, кто проживает в семьях нуклеарных? (СЧИТАЕМ)

- Встаньте те, у кого семья расширенная (СЧИТАЕМ)

Вот так интересно мы с вами расслабились. Провели и физминутку, и выяснили, какие семья преобладают в нашем с вами окружении.

Количество респондентов

Нуклеарная семья

Расширенная семья

количество

%

количество

%


Беседа: А что свойственно для нуклеарной семьи, по-вашему мнению?

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определённые характеристики демографических процессов, а именно:

  • Сравнительно позднее вступление в брак;

  • Невысокая рождаемость;

  • Относительно частые разводы.

А государство все семьи поддерживает? (Совершенно верно, государство поддерживает любую семью).


3.Государственная политика поддержка семьи.

Государство в современном обществе заинтересовано в ук­реплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в Рос­сии.

(МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ) Беседа: Что делает государство для поддержки семьи?

  • учреждены дополнительные отпуска (в связи с рожде­нием ребенка, по уходу за маленькими или больными деть­ми и др.);

  • установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам);

  • введены осо­бые льготы (например, перевод беременных женщин, а так­же женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соот­ветствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

Учитель: В январе 2020 года Президент РФ В.В. Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию РФ, где определил приоритеты в развитии разных сфер жизни нашей страны, в том числе и социальной сферы, а именно о государственной поддержке семьи. Что вам известно об этих изменениях?

Внимание на экран.

Анализ видеообращения

В ходе обращения к Федеральному Собранию 15 января 2020 года Владимир Путин озвучил новые меры поддержки семей, которые будут предоставлять уже в 2020 году. Президент отметил эффективность уже предусмотренных мер поддержки семей с детьми, поэтому предложить расширить некоторые из них, а также ввести новые выплаты в 2020 году.

Владимир Путин предложил следующие изменения:

  1. Предусмотреть ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Такое пособие предлагается назначать семьям, в которых доход на каждого члена семьи ниже одного прожиточного минимума (как отметил Президент, семьям «с очень сложной ситуацией»).

    • Ввести такое пособие предлагается «задним числом» — уже с 1 января 2020 года. Размер детского пособия до 7 лет составит половину прожиточного минимума, установленного для детей.

    • А в том случае, если даже с учетом этого пособия среднедушевой доход будет ниже ПМ на человека, размер выплаты будет увеличен с 2021 года до полного прожиточного минимума.

  2. Президент напомнил, что до достижения ребенком трех лет семьям с низкими доходами назначаются ежемесячные выплаты: на первого и второго ребенка так называемые «президентские пособия» в размере прожиточного минимума, а на третьего и последующего — региональные пособия. Однако, после исполнения ребенку трех лет семья может оказать в сложной ситуации с доходами, в связи с чем и предложено новое пособие с 3 до 7 лет.

  3. Ввести программу социального контракта по всех регионах РФ. Это государственная помощь малоимущим гражданам, направленная на помощь в поиске работы, обучении, ведении подсобного хозяйства и предпринимательстве. Например, помощь в приобретении оборудования, инструментов, покупке домашних животных (коровы, козы, кур и т.д.), ремонте и постройке помещения и так далее.

  4. Продлить программу материнского капитала как минимум до конца 2026 года (сейчас она предусмотрена только до конца 2021 г.).

  5. Предоставлять право на материнский капитал уже при рождении в семье первого ребенка. Такую меру поддержки предлагается ввести уже с 1 января 2020 г. Напомним, что с 1 января 2020 г. размер маткапитала был проиндексирован на 3% и теперь составляет 466617 рублей.

  6. Также В. Путин предложил увеличивать выданный на первого ребенка мат. капитал на 150 тысяч рублей при рождении в семье второго ребенка. Итоговая сумма МК для семьи с двумя детьми составит 616617 рублей, и в дальнейшем эта сумма будет ежегодно индексироваться. Однако, если в семье уже есть один ребенок, то при рождении второго материнский капитал будут предоставлять в уже увеличенном размере — 616617 руб.

  7. Организовать бесплатное горячее питание всех учеников начальной школы. Президент предложил направить на эти цели средства федеральных, региональных и местных бюджетов, чтобы переоборудовать школьные столовые и буфеты и наладить систему снабжения продуктами. В тех школах, где такая техническая возможность уже есть, горячее питание школьников будет обеспечено уже с 1 сентября 2020 г.

Кроме того, Президент напомнил, что семьи, в которых родился третий и последующий ребенок, имеют право на получение от государства 450 тыс. руб. на погашение ипотечного кредита. Такая мера поддержки действует с 1 января 2019 года и будет предоставляться семьям и в дальнейшем.

Реализация послания Президента в 2020 году

Вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что средства на реализацию всех предложенных Президентом мер в бюджете имеются. Корректировка бюджета, а также разработка необходимых для реализации законопроектов начнется после официального опубликования поручений В. Путина по итогам обращения к Федеральному собранию.


УЧИТЕЛЬ: Оцените свою работу. Знаю ли я меры государственной поддержки семьи. Смог ли я проанализировать послание президента, нашёл ли я изменения, которые предложил Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года. смогли ли вы найти материал, быстро ли вы его нашли, смогли ли вы ответить на поставленный вопрос (Не забывайте наши правила).

Так вернёмся к нашей проблеме: Нужна ли человеку семья? Нужна ли семья государству?

ЧЕЛОВЕКУ: для чего???

1.поддержка: духовно-нравственная, эмоциональная, материальная, 2.продолжение рода,  

3. Решение личных проблем

ГОСУДАРСТВУ: для чего???

1.воспитание граждан,

2. демографическая задача,

3.здоровье народа.

4. Рабочая сила.

РЕФЛЕКСИЯ

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

На сегодняшнем уроке мы познакомились с правовыми основами брака и семьи, определили причины кризиса современной семьи и определили те изменения, которые предложил наш Президент В.В. Путин в обращении Федеральному Собранию РФ.

Давайте вместе и посмотрим, что вы уяснили сегодня

(Повторение изученного)

  1. Закончите фразы:

1. Семейные, супружеские отношения между мужчиной и женщиной называются _______________________________________ .

Ответ: Браком

  1. Тестовое задание.

  1. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?

а) Разные национальности;

б) одна из сторон уже состоит в браке;

в) отсутствие у жениха счёта в банке.

  1. Решите задачу:

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в её просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа?

Ответ: Правомерно, т.к. при заключении брака необходимым условием является личное присутствие лиц, вступающих в брак. (ст. 11 СК РФ).

А сейчас решим ещё одну задачу, она немного шуточная, а вы постарайтесь найти ошибки в этом юмористическом тексте.


«Возможно, не все знают, но традиция надевать кольцо во время свадьбы супругу на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина.

Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И, наконец, торжественное: «Именем Российской ФЕДЕРАЦИИ ОБЪЯВЛЯЮ Вас мужем и женой!» Свершилось!

Он надевает ей кольцо …! И делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему … и делает его собственностью своей. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой! …

Слайд 36

Ошибки:

1.Вступление в брак – добровольный союз. Направленный на создание семьи, а не насильственное лишение свободы;

  1. Официальная регистрация в органах ЗАГСа союза между мужчиной и женщиной порождает не только супружеские обязанности, но и права, поэтому не является актом лишения свободы;

  2. Суть свободы – не только права. Но и взаимная ответственность супругов.

Был ли полезен урок? Естественно. Урок, его содержание имеет практическую направленность. Знания пригодятся во взрослой жизни, которая у вас начнётся совсем скоро.

УЧИТЕЛЬ: Оцените свою работу в заключительной части урока. Смог ли я ответить на вопросы рефлексии, всё ли мне было понятно на уроке (Не забывайте наши правила).


УЧИТЕЛЬ: Оцените работу своих одноклассников. Напишите две фамилии самых активных участников урока. (Не забывайте наши правила).

Сейчас подсчитайте сколько баллов вы набрали за урок.


Сейчас я передам листы вашему учителю. Пока мы подводим итоги урока, она назовёт самых активных участников урока.

Проверяем записи в тетради.

Подведение итогов урока. Отметки за урок.

Домашнее задание.


  1. По семейному кодексу РФ определить права и обязанности родителей и детей;

  2. Написать мини-сочинение о роли мужчины или женщины в семье. Можно попытаться представить своё положение в будущей семье или описать те качества, которые вы бы хотели увидеть в будущем супруге.

  3. Найти ещё меры государственной поддержки семьи (из СМИ)


Вы сегодня хорошо поработали на уроке. И по итогам вашей работы вручается буклет каждому.































1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

(п. 3 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)



















1 группа:

Условия заключения брака:

• добровольное согласие на вступление в брак.

• достижение определенного возраста

• отсутствие других браков

• отсутствие близких родственных связей

• дееспособность

2 группа:

Нельзя заключить брак, если:

• Лицо состоит в другом браке

• Близкие родственники

• Усыновители и усыновленные

• Недееспособны в силу психического расстройства (данный факт признан судом)

3 группа:

Расторжение брака:

  1. Расторжение брака в ЗАГСе при отсутствии общих несовершеннолетних детей

  2. Расторжение брака в суде.

После регистрации брака у супругов возникают новые права и обязанности. Если семейная жизнь проходит спокойно и счастливо, то вопросы, связанные с имуществом решаются без разногласий. Нет необходимости в разграничений имущества на «твоё» и «мое». Но все бывает иначе, когда семья распадается или уже распалась. Поэтому Семейный кодекс делит имущество супругов на 2 категории.

4 группа:

Семейный кодекс делит имущество супругов на две категории:

1. собственность каждого из супругов.

2. совместная собственность обоих супругов.

(слайд на доске)

Имущество, составляющее первую группу, принадлежит только одному из супругов. А вещи, нажитые во время брака, относятся к числу общих, то есть принадлежат обоим. Например, статья 36 устанавливает, какое имущество относится к собственности каждого из супругов:

1. имущество, принадлежащее одному из супругов до вступления в брак.

2. имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в качестве наследства.

3. все вещи индивидуального пользования (кроме драгоценностей и предметов роскоши).

К совместной собственности относится имущество, нажитое супругами во время брака. Это доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности. Это получение пенсии, пособий и т.д. общим имуществом являются приобретенные во время брака движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации. Не имеет значения, на чье имя внесены денежные средства. Все это совместная собственность супругов. В случае расторжения барк она будет поделена в равных долях.

Комментарии: кроме законного режима владения и распоряжения имуществом, существует договорным режим (пример из сказок)

Помните пушкинскую «Сказку о царе Салтане»? Трех девиц, которые «под окном пряли поздно вечерком»? Каждая мечтала о том, что она сделала бы , став царицей. Царь, конечно, выбрал ту, которая бы «для батюшки царя родила богатыря». А объявив ей о своем решении, поставил условие: И роди богатыря мне к исходу сентября!» Ну чем не брачный договор? А царевна - лягушка которая согласилась стать женой Ивана –царевича лишь при условии, что он не тронет лягушечью шкурку, и бросила мужа, когда он это условие нарушил…



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!