2 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Включить учащихся в обсуждение проблемныхвопросов и определения цели и темы урока. | Давайте вместе с вами посмотрим отрывок из тележурнала «Ералаш» и ответим на вопросы? О чем данный фрагмент? Какие отношение между учениками показаны в данных отрывках? Что же мы сегодня должны с вами узнать? О чем мы будем говорить? Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока? Что же сегодня мы должны с вами узнать? О чем мы будем говорить? Составьте план своей деятельности. Ответ на вопрос: Может ли человек обойтись без межличностных отношений? У нас на слайде есть сейф мудрости, в него мы будем помещать все важные слова(особенности) межличностных отношений. | Формулируют тему урока и цель «Межличностные отношения». Планируют свою деятельность на уроке. Отвечают на вопрос учителя | Познавательные: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его |
3 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий | Поиск решения учебной задачи. | Предлагаю вам выяснить С чего начинаются отношения между людьми? А поможет нам в этом эпиграф нашего урока Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. А. Ривароль О чем говорится в эпиграфе? Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения. Помещаем слово общение в сейф Посмотрите на тему урока? Напишите в тетради несколько предложений со словом отношенич ( У меня хорошие отношения с одноклассниками. У меня прекрасные отношения с родителями. Мне нравятся мои отношения с друзьями. У меня плохое отношение крок музыке. Отношения нашей страны с Америкой ухудшилось. На уроке математики я находила отношение шести к двум.) Все эти высказывания относятся к определенной связи либо между -человеком и группой, либо между двумя людьми, либо величинами, а иногда и между странами. Какие отношения можно назвать межличностными? Сформулируйте свое определение, работая в парах. А теперь сверьте с Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Это отношения, которые носят обоюдный взаимный характер. Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса? Какую следующую особенность вы можете назвать Какие можно составить слова, которые начинаются со слова «Взаимо» ? Запишите на интерактивно доске эти слова. Слово взаимность определяем в сейф мудрости на доске. Все слова говорят об определенных отношениях между людьми. Что испытывают люди, когда оказывают взаимопомощь, взаимовыручку? Как можно это определить эти слова, одним словом? Итак что же является следующей особенностью межличностных отношений? Слово чувства определяем в сейф Задание в учебнике с.51. Задание по вариантам: 1вариант. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей. 2 вариант. Назовите чувства, которые людей разъединяют. 3 вариант. Проиллюстрируйте различные чувства примерами из литературных источников. Физкультсминутка. Учащиеся встают по рядам и отвечают на свой вопрос Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы. На доске есть схема положительные и отрицательные чувства и виды чувств. Используя интерактивную доску распределите чувства на положительные и отрицательные Межличностные отношения бывают разными. Стр.52 учебника, выписать в тетрадь виды межличностных отношений. Задание по группам: На интерактивной доске приведены примеры межличностных отношений. Чем они отличаются? Как вы можете назвать каждый из этих видов отношений? 1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече. 2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями. 3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу. 4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь. Вам нужно соотнести пример межличностных отношений с видом. Согласны ли вы с таким расположением видов? Чтобы вы поставили на первое место? Определяем слово дружба в сейф мудрости. | Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения. Особенности общение Составляют предложения. Ребята дают свое определение. Сверяют и записывают в тетрадь, исправляют ошибки в своем определении 2 особенность Взаимность Записывают на интерактивной доске: взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие взаимовыручка. Любовь, уважение, чувство долга, ответственность и т.п. 3 особенность- чувства Работают с текстом учебника: Сближают: доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь. Разъединяют: гнев, обида, зависть, гордость. На интерактивной доске определяют виды чувств и правильно их распределяют. Выписывают из учебника виды межличностных отношений: Знакомство Приятельство Товарищество Дружба, Называют и характеризуют их. Используя интерактивную доску соотносят пример с видом межличностных отношений. | Познавательные:Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Коммуникативные: Организовывать работу в паре (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
5 этап. Обобщение и систематизация | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Проблема. Посмотрите на наш сейф мудрости. Что является особенностями отношений между людьми? На мой взгляд, этот список не полный, здесь не хватает «Золотого правила нравственности». Кому оно уже знакомо? Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. | Вывод: 1.общение 2. взаимодействие 3. чувства 4. дружба – высшая форма Называют характеристику золотого правила нравственности | Познавательные:Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные:умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Личностные:Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор |