СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 10 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме "Трудовая деятельность и выбор профессии"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 10 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».»




Тема урока «Трудовая деятельность и выбор профессии». (11 класс)

Кружалин Алексей Михайлович, учитель истории и обществознания

МБОУ г. Иркутска СОШ №4.

Цель: Определить особенности трудовой деятельности, рассмотреть, объяснить понятия и

термины: « трудовая деятельность, профессионализм, квалификация». Продолжить формирование

умений и навыков осуществлять поиск информации, анализировать её, систематизировать, делать

выводы, формулировать свою точку зрения, публично выступать, объяснить понятия и термины:

труд, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства.

Задачи: Способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию качеств будущего специалиста.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

• Предметные: сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

• Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• Личностные: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с элементами дискуссии, интерактивных форм обучения (работа в группах).

Понятия: профессия, специальность, должность, мотив.

Оборудование и средства обучения: мультимедийный проектор с экраном; Рабочие листы с

заданиями для работы в группах.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на учебную деятельность.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Задание» 1. «На Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил три года...», или «Нузгар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет... Что, на Кавказе считать не умеют? Или по-разному оценивали односельчане насыщенность жизни данного человека?».

Составьте рассказ о некотором человеке, нашем современнике, выпускнике 2019 года, который проживет ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Желательно предлагать события, соответствующие реальности. В итоге мы подумаем, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась содержательной и какую пользу он смог принесли людям».

Пример: «Наш герой окончил среднюю школу, успешно сдал ЕГЭ, как обязательные, так и по выбору….. Назовите по очереди каждый своё событие….

А теперь немного подумайте и по очереди, просто скажите, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя.

Учащиеся работают в группах по 7-8 человек; определяется контрольное время для обсуждения проблемы, определения своей точки зрения и выстраивания системы аргументации.

III. Изучение нового материала.

1. Трудовая деятельность Трудовая деятельность - явление многогранное. Понятие трудовая деятельность включает в себя такие составляющие как структура, мотивы, социальная стратегия. Разные аспекты этого вида деятельности изучают многие общественные науки. Экономика, психология, социология, философия. Сегодня на уроке мы с вами выясним некоторые особенности трудовой деятельности и еще раз убедимся в его многогранности.

Материально производственная деятельность



Материальное производство

Непроизводственная сфера



Производство материальных благ

Производство материальных услуг

Оказание материальных услуг

Создание нематериальных благ

По ходу рассказа учитель характеризует три важных элемента производства: (учащиеся записывают в тетради)

1. Предмет труда - то, из чего можно изготовить; 2. Средства труда, то с помощью чего изготавливают; 3. Целенаправленная деятельность человека, его труд.

Вывод: материальное производство – есть процесс трудовой деятельности человека.

Учитель переходит к изучению второго вопроса. Задает вопрос: Что такое труд? Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает важность сознательной цели в трудовой деятельности (для сравнения «Сизифов труд».

Учащиеся для примера приводят пословицы и поговорки о труде. Делается вывод о важности труда в жизни человека, существовании и становлении личности.

Структуру трудовой деятельности учитель рассматривает, опираясь на схему:

Трудовая деятельность



Цель труда Предмет труда Средства труда Технология Трудовые операции

Современное сложное производство требует работников разнообразных профессий. Что такое профессия? Приводятся примеры различных профессий. Краткая беседа школьного психолога о выборе профессии.

Профессионализм – степень мастерства – результат обучения и опыта работы. Квалификация – определяет уровень профессиональной подготовки, финансируется в определенном документе. Трудовая дисциплина, Технологическая дисциплина, Договорная дисциплина, Инициатива и исполнительность. Культура труда – в научной организации труда.

Учащиеся по группам выполняют задание в рабочих листах. Установите соответствие:

1.Производство

А. Символ бессмысленной работы.

2. Материальное производство

Б. Материалы, подвергающиеся преобразованию.

3. Сизифов труд

В. Результат обучения и опыта.

4. Средства труда

Г. Процесс создания материальных благ, необходимых для общества.

5. Предмет труда

Д. Распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса.

6. Производительность труда

Е. Различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс.

7. Разделение труда

Ж. Процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

8. Профессионализм

З. Эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством продукции, произведенной в единицу времени.

9. Трудовая дисциплина

И. Соблюдение правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов.


1

2

3

4

5

6

7

8

9











Ответы:


2. Потребности общества и мир профессий.

Задание. «На строительстве Шартрского собора проходящий мимо путник спросил работающих, что они делают: Один ответил: «Камни ношу», другой ответил: «Зарабатываю деньги, чтобы было на что жить», третий восторженно воскликнул: «Мы строим собор».

Подумайте, какое отношение к труду у каждого строителя?

(1. Принудительное, 2. Как средства к существованию 3. Как сопричастность к чему-то важному)/

- Что же такое «профессия»?

Мозговой штурм «Профессия» (составление кластера и формулирование учащимися на его основе определения понятия).

- Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки

- Как вы считаете, какие факторы определили возникновение профессий? (Возникновение профессий связано с разделением труда, специализацией в различных видах хозяйственной деятельности).

- На сегодняшний день насчитывается более 20 тысяч профессий и их число постоянно растет.

- С чем, на ваш взгляд, связано появление такого огромного количества разнообразных профессий?

- Профессии могут быть дефицитными, сложными, востребованными, но малооплачиваемые.

- Как вы это понимаете?

- В профессиональной деятельности существую такие понятия и категории как «специальность», «должность». Специальность - более узкий вид деятельности в профессии. Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении.

- Попытайтесь назвать специальности, имеющиеся в такой профессии как юрист.

- Приведите свои примеры, раскрывающие отличия и взаимосвязь таких категорий как профессия, специальность, должность.

Задание по группам. Распределите профессии, должности и специальности по колонкам таблицы:

Профессия

Должность

Специальность
















1. главный бухгалтер, кассир, бухгалтер;

2. Старший инженер, инженер, инженер-системотехник;

3. Учитель, учитель начальных классов, завуч;

4. Продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров;

5. Лесник, главный лесничий, директор лесхоза

3. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

Просмотр видеофрагмента о профессиях будущего.

- Как уже отмечалось, в современном мире образование является одной из важнейших социальных ценностей.

- Сегодня, современное явление нашей жизни - «избыточное образование». Проблемы «избыточного образования»:

1) в числе безработных большое количество людей с высшим образованием;

2) растет число выпускников ВУЗов, работающих не только не по специальности, а там, где высшее образование вообще не требуется.

Сегодня количество менеджеров, эстрадных исполнителей, юристов превышает потребности общества более чем в два раза; экономистов на одну треть.

- Почему стало возможным такое явление как «избыточное образование»?

- Каким образом можно решить данные проблемы?

- Как вы понимаете выражение «конкуренция на рынке труда»?

- (Работа в парах). В течение 2-х минут попытайтесь ответить на вопросы: Что может позволить вам успешно конкурировать на рынке труда? Какие условия способствуют успешному трудоустройству? (Качество образования - дипломы престижных учебных заведений; владение практическими навыками для ряда профессий; наличие хотя бы небольшого стажа работы; положительные личные качества и др.)

- Знание этих условий, их выполнение, позволит вам более осмысленно овладевать профессией, умениями и навыками, и позволит в дальнейшем успешно трудоустроиться.

Задание по группам. Тест «Ты и твоя профессия».

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из десяти элементов. Должны быть использованы все три геометрические фигуры.

4. Решение изобретательских задач

Одной из характерных черт человеческой деятельности, в различных сферах, является ее творческий характер. Высшим проявлением творчества в трудовой деятельности считается изобретательство. Изобретательство издавна привлекает людей. Откройте любую энциклопедию, и ее страницы поведают вам о знаменитых и малоизвестных изобретателях. Имена Т.Эдисона и И.П.Кулибина знает каждый образованный человек.

Мы с вами попробуем найти решение для изобретательских задач. Вместе с решением учащиеся должны ответить на вопросы:

- что мешало группе в принятии решения?

- что помогало?

- какие качества характера участников проявились?

1 группа. Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?

2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком, вредителем сельского хозяйства. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены очень слабо. Никто не знал, например, какова температура его тела.

- Жучок маленький,- сказал один ученый,- обычным термометром не измеришь.

- Придется разработать специальный прибор,- согласился другой.

- Потеряем много времени.

А чтобы предложили вы?

3 группа. Помните, что произошло с капитаном Врунгелем во время путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень - не олень, а корова, собака же оказалась волчонком.

Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение.

IV. Итог урока

- Сегодня многие молодые люди на первое место ставят материальные стимулы при выборе будущей профессии. Вопрос этот, к сожалению, не нов... Послушайте притчу и прокомментируйте ее.

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. На деньги можно купить:

• постель - но не сон;

• еду - но не аппетит;

• лекарства - но не здоровье;

• слуг - но не друзей;

• женщин - но не любовь;

• жилище - но не домашний очаг;

• развлечения - но не радость;

• учителей - но не ум.

И даже то, что названо, не исчерпывает списка.

V. Просмотр видеофрагмента и оценивание урока учащимися.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!