Обществознание. 11 класс.
Тема «Местное самоуправление – важнейший фактор становления и развития правового государства и гражданского общества».
Сегодня мы вспомним учебный материал, изученный в 10 классе.
Обсудим важные проблемы и попытаемся доказать, что действительно в становлении и развитии правового государства и гражданского общества важную роль играют органы местного самоуправления.
Поможет нам в проведении урока и ответит на все ваши вопросы
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
1. Сначала давайте вспомним, что такое местное самоуправление?
- Это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций;
- Местное самоуправление — государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, например, национальные праздники, местные промыслы, вернисажи местных промыслов, уборка территорий, некоторые виды малого бизнеса и др., учитывая интересы всех жителей местной территории.
2. Каковы истоки местного самоуправления в России?
Давайте совершим небольшой экскурс в историю.
Исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения самоу-правления. Одни ведут отчет российского городского самоуправления с рубежа XI – XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик – Новгорода и Пскова. Они считали вече (от славянского «вет» – совет) органом народной власти, народоправства. Другие же видели в народном вече атрибут феодальной государственности.
В 1785 году 21 апреля (по старому стилю) была издана Жалованная грамота городам, подписанная Екатериной II. «Грамота» положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Полное название этого документа - «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи». Она состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей.
Жалованная грамота закрепила за населением городов единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.
Кстати, ежегодно 21 апреля, начиная с 2013 года, в России празднуется День местного самоуправления. Указ об учреждении этого нового праздника президент России Владимир Путин подписал в 2012 г.
Как говорится в этом документе, новая дата вводится в календарь
«в целях повышения роли и значения института местного самоуправления,
развития демократии и гражданского общества».
Дальнейшее развитие местного самоуправления было связано с земской и городской реформами Александра II. Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами.
Органами городского самоуправления с 1870 года стали городские думы и управы. Однако уже при Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти
был положен принцип единства системы Советов как органов государст-венной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось.
Идея самоуправления была забыта — вплоть до конца 1980-х годов,
когда в стране началась реформа государственной власти.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность.
В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.
Но реформирование и развитие местного самоуправления
продолжается и по сей день.
3. Каковы конституционно-правовые основы местного самоуправления?
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией РФ.
Конституция РФ ст. 3 (ч 1, 2), ст. 12, глава 8.
Правовую основу местного самоуправления также составляют:
- Европейская хартия местного самоуправления,
- общепризнанные принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства и иные правовые акты.
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные акты.
Итак, в гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах – местное самоуправление в городских и сельских поселениях.
Самоуправляющиеся территориальные единицы называются…
Муниципальными образованиями.
4. Каковы полномочия городского самоуправления? – это:
1. Сфера бюджета и финансов.
2. Сфера управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями
3. Сфера земельных отношений и охраны окружающей природной среды.
4. Сфера строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи.
5. Сфера социально-культурного обслуживания населения»
6. Сфера охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.
5. Какие функции выполняют органы местного самоуправления?
……………
6. В чём польза местного самоуправления для общества?
……………
7. Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?
Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера означает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Оно является особым управленческим звеном, которое осуществляется самим местным населением. Им принадлежит инициатива и самостоятельность в решении вопросов местного значения, они возлагают на себя ответственность за управление местными делами.
Их нормативные акты действуют на ограниченной территории,
А нормативные акты органов госуд. власти – на всей территории.
Существуют и другие отличия местного самоуправления от государственного:
………………
Нужно отметить, что мнения ученых разделились: одни утверждают, что местное самоуправление — это государственная власть особого рода; другие говорят о негосударственной природе местного самоуправления.
Мы полагаем, что в местном самоуправлении сочетаются два начала —
как государственное, так и общественное; иными словами, общественное самоуправление выполняет определенные государственные полномочия.
При этом государство, в соответствии со ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления, может устанавливать любой административный надзор за местными властями, если это предусмотрено конституцией или законом.
Как писал Г.В. Барабашев: "Местное самоуправление должно быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с Центром и быть вписанным в структуру федеральной власти. Неоднозначность местного самоуправления, которое одновременно является и местным управлением, порождает двойственность его идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы населения от диктата Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на одн0й территории граждан и общественный порядок".
Таким образом, местное самоуправление не отделено от государства, несмотря на наличие нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти. Данная норма означает гарантию самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Это подтверждается и тем, что данный институт предусматривается конституцией (государственно — правовым актом).
При этом в ней есть норма, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы. А принятие законов — это прерогатива именно государства, т.е. речь идет о самостоятельности местного самоуправления в пределах закона и предоставленных прав.
Государство гарантирует местное самоуправление. И отсюда вполне логично вытекает, что решения органов местного самоуправления могут быть защищены в судебном порядке. Граждане также вправе обращаться в судебные органы с жалобами на действия или бездействие органов местного самоуправления. Таким образом, в этом отношении местное самоуправление является элементом государственной организации.
Что ж, дискуссии вокруг этого вопроса и означают, что реформирование и развитие местного самоуправления продолжается и по сей день.
8. Исторический опыт показал, что путь к конституционному строю, правовому государству и гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.
Раскройте взаимосвязь самоуправления, правового государства и гражданского общества.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополага-ющего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.
Вспомним основные принципы (признаки) правового государства:
1. Верховенство права в обществе
2. Незыблемость прав человека.
3. Взаимная ответственность государства и человека.
4. Принцип разделения государственных властей.
А гражданское общество – это общество, где высока социальная активность, стремление людей совместными усилиями без попечительства государства, но при его содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче.
Всему этому и способствует развитие местного самоуправления, так как привлечение к участию в управлении местными делами самих граждан –
это есть элемент механизма социального контроля, который обязательно
должен существовать в гражданском обществе.
Таким образом, местное самоуправление придаёт гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное влияние на развитие правового государства.
Делаем вывод:
От каждого из нас с вами в какой-то степени зависит уровень жизни в нашем городе: от того, насколько мы активны, насколько грамотны, насколько серъёзно подходим к выбору кандидата на пост главы Администрации или депутатов городской думы.
Я передаю слово ______________________________________________________.
Вопросы представителю Администрации:
1. Какова структура местной администрации?
Из каких отделов состоит?
Сколько человек работают?
2. Как часто граждане обращаются к вам с жалобами?
На что чаще всего жалуются?
3. Что вы делаете для решения ситуации в городе с водой?
4. Как улучшить ситуацию с дорогами?
5. Возможен ли бесплатный проезд для школьников?
6. Какие еще культурно-спортивные объекты планируется построить?
7. Возможно ли получение у вас целевого направления в ВУЗ?
8. Какие меры предпринимаете для борьбы с коррупцией?
Как предотвратить возможные злоупотребления руководителей местного самоуправления?
9. В какой форме вы осуществляете отчет о проделанной работе перед гражданами нашего города?
10. Что бы Вы пожелали нашим выпускникам?
7