Тема: Буквы М, м и звуки[ м], [ м’].Творческая работа по сказке «Три медведя». Инсценировка «Мир + мирилка= дружба»
Цели урока:
- познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
- познакомить с понятием «дружба»;
- развивать фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас, память, внимание; умение работать с текстом, грамотно отвечать на поставленные вопросы;
-воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения; усидчивость; положительную мотивацию к обучению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву М, м; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные - УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – чтение прямых слогов, составление словосочетаний с местоимениями, выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Методы обучения:
деятельностный метод обучения;
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный.
Формы организации деятельности:
- парная;
-индивидуальная.
Средства обучения:
- учебник, ч.1
- мультимедиапроектор
- наглядные пособия
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах. Все готовы, значит можно начинать урок.
2. Актуализация знаний:
1. Беседа по теме предыдущего урока:
- Какую букву выучили на предыдущем уроке?
- Какой звук обозначает буква а?
- Ребята, посмотрите на эти буквы, что вы о них знаете? (Гласные и согласные)
- Чем гласные отличаются от согласных? (слайд 1)
- Почему после синего квадрата расположены буквы а, о, у, э, и?
- Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков (один ученик у доски работает, остальные самостоятельно на партах)
- Почему после зеленого квадрата расположены буквы и, е, ю, я? (указывают, что согласный мягкий)
Вывод. Буквы и, е, ю, я показывают, что согласные звуки произносятся мягко, а а, о, у, э указывают на их твердость.
2. Работа над загадкой.
- Он зимой в берлоге,
Потихонечку храпит,
А проснется, - ну реветь.
Как зовут его…(медведь)
- Что ещё вам известно о медведе?
(слайд 2)
3. Слушание звуков.
- Кто их издаёт?
- Как рычит взрослый медведь (громко, быстро)
- А как маленький (тихо, медленно)
3. Постановка учебной задачи.
Как мычит корова?
-Как блеет коза?
Изучение нового материала
1. Звукобуквенный анализ слов «му» и «ме» с помощью цветных карточек.
– Произнесите 1-й звук в слове «му».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Произнесите 1-й звук в слове «ме».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Взялись за руки друзья
И сказали:
- Ты да я-
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
(слайд 3 - печатная буква М)
– Из каких элементов состоит буква М?
– На что похожа буква М?
А теперь в тетрадях напечатаем букву М м.
2.Физминутка.
-У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь рычит,
Топает ногами.
3.Чтение слогов. Ма,ам, му, ум, мо, ом, мы, ым, ми, им.( слайд 3)
- Какой слог может быть словом?
4.Работа по учебнику.
Чтение слов. Лексическое значение слова метро.
5. Работа над текстом « На уроке»
а) чтение;
б) беседа по содержанию.
6. Игра «Веселый мяч»
- Для того, чтобы ваши пальцы стали сильнее, мы с вами сделаем специальную зарядку.
Кому я бросаю мяч, тот называет мне слова, которые начинаются на [м] [м’].
Мама, мир, метро, метр, март, мирный, медведь, миротворец, мирилка, мировой.
5. Составление предложений с понравившимся словом. Лексическое значение слова мирилка.
Вывод: Звук «М» бывает твердый и мягкий.
Физминутка.
Закрепление и обобщение.
1.Вспомните сказки, в которых есть медведь.
2. Чтение сказки учителем « Три медведя».
3. Беседа.
- Как звали медведя? Медведицу? А медвежонка?
- Почему Маша убежала? Правильно ли она себя вела?
Дифференцированная работа. (слайд 4)
- ( для не читающих) сосчитайте количество слов с буквой М.
- ( для читающих) прочитайте диалог, подготовьте инсценировку.
- ( для читающих) прочитать диалог и придумать сценку « Как помирить Машу и медведей»(предложить вместе убрать в доме, попросить прощения, выучить мирилки)
4. Проверка выполнения задания.
Мирилки.
Мир, миром Вам – яблочко.
Пироги с сыром, Мне грушка
Вареники в масле - Больше не буду,
Мы друзья классные. Обижать вас, мишки.
Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.
Чтобы солнце улыбалось,
Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
8. Рефлексия.
- Ребята, кто сегодня на уроке нам помогал познакомиться с новой буквой?
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук? (мягкий согласный)
- Спасибо за урок!