Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
УМК: «Перспектива»
Тема: Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]
Цель урока: знакомство детей с согласными звуками [ м] [ м ‘], формирование у обучающихся понимания смысла различительной функции фонем.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи:
Предметные:
Познакомить обучающихся со звонкими звуками [м], [м’]
Учить выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами
Учить звуковому и сравнительному анализу слов
Способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения
Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей
Способствовать развитию мыслительных операций (память, внимание, воображение)
Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать
Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Метапредметные:
Личностные УУД:
-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные УУД:
-формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
-формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
-формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формировать умение ориентироваться на развороте учебника;
-формировать умение находить ответы на вопросы текста.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- проблемно-диалогического обучения;
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звуки [м], [м'] в словах, обозначать их соответствующей буквой;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
-проявление интереса к новому содержанию занятия;
-проявление любознательности к изучаемому материалу;
-формирование умения высказывать самые простые правила;
-формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Методы контроля:
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Методы обучения:
- деятельностный метод обучения
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Формы организации деятельности:
парная
индивидуальная
групповая
Оборудование:
мультимедийное оборудование - проектор, компьютер; презентация к уроку; учебник «Азбука» 1 класс авт. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.,
«лента букв», маршрутные листы; демонстрационный материал для проектной задачи.
Список источников:
Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева, Обучение грамоте, Методическое пособие.
Волина В.В., Занимательное азбуковедение.
Электронное приложение к учебнику «Азбука» 1 класс авт. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
ЭОР: http://images.yandex.ru/yandsearch
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I Самоопределение к деятельности | - Прозвенел звонок, встали на урок. - Садитесь.Сегодня на уроке работать не ленитесь! -Дети, а знаете, что произошло сегодня утром? Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены? - Я по улице шагала и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица, Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается – менялась! (Включить отрывок из песни «От улыбки») - А у вас какое настроение? Почему? - Пусть плохое лучше станется, а хорошее останется. | Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на урок | Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; - настраиваться на учебную деятельность Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Дети, а кто вспомнит какие гласные звуки русского языка мы изучили? (а, о,у,и, ы, э) - Какие звуки называют гласными? - А как вы думаете, есть ли в русском языке ещё какие-то звуки, кроме гласных? Как они называются? (согласные) - А чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные не поются). - Давайте гласные звуки пропоём ещё раз. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы | Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: Регулятивные: - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; |
III Постановка учебной задачи | - Посмотрите на предметные картинки, назовите их. (мыло, мяч, мышка, малина, муравей, майка, молоко). - Чем похожи все эти слова? (начинаются на букву М). Молодцы! - Послушайте загадку, и угадайте, о какой букве идёт речь. Эта буква спит в берлоге, Моет руки, моет ноги, Надоедливо жужжит И по комнате кружит. (о букве м) - А как вы догадались? - Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? - - Правильно тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки [м], [м’]. [м - Какие цели поставим перед собой на уроке? (поз (познакомимся с этой буквой, узнаем новые сведения о её звуках, научимся читать слоги, слова и предложения с этой буквой) - И узнать о звуках буквы М. Итак, тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки [м], [м’]. | Называют картинки Учащиеся сравнивают слова, высказывают своё мнение | Регулятивные: - формулировать учебную задачу с помощью учителя; - планировать совместно с учителем предстоящую работу. Коммуникативные: - осознавать познавательное значение умения читать; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
IV Открытие нового знания | - Откройте учебники на стр. 78. Что изображено на «волшебном рисунке? (молния) - Где можно в жизни встретить такой замок? - А кто знает, как по-другому называется этот замок? (молния) - А что ещё называем этим словом? (природное явление) - Поставьте ладошку ко рту и произнесите первый звук в слове молния, пронаблюдайте, как проходит воздух, и обратите внимание, как ведут себя губки при произношении этого звука. (Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос)) - Можно ли этот звук назвать гласным? (нет, он не поётся) - Сделайте вывод? (При произношении звука [м]? воздух встречает преграду, значит звук этот согласный) - Какой буквой обозначается звук [м]? Найдите подсказку на «волшебном» рисунке. - Найдите глазками на ленте букв букву М. - На что похожа буква М? Взявшись за руки мы встали И на М похожи стали. Давайте с вами встанем и тоже возьмёмся за руки. Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М. Вот качели - Буква М! Здесь качаться можно всем! Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем, Получилась буква М. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - А теперь немножко отдохнём. - Дети , как вы думаете почему я включила физкультминутку про матрёшки? - А сейчас поработаем в парах. Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим) - Пусть каждая пара возьмёт себе МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ. - Составьте в парах звуковые схемы слов: Маша и Миша. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы. Когда выполните задания просигнализируйте. Можете приступать. А у доски задание будут выполнять Арина и Вадим. - Дети, сверьте с доской свои схемы. - Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв , звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука) - Чем отличаются эти схемы? (первыми и вторыми звуками) - Значит, буква М имеет два звука: твердый м и мягкий м. - Оцените свою работу в парах. - А теперь поставьте ручки на стол и ладошками закройте ушки. Произнесите эти звуки ещё раз. - Вы хорошо услышали эти звуки. - Значит, какие это звуки звонкие или глухие? Сделаем вывод: (человечек) м согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий. | Работа с учебником Характеризуют звук [м]. Делают вывод Демонстрируют букву М Работа в паре. Составляют схемы слов, сравнивают Выделяют звуки [м], [м’]. Оценивают свою работу в парах Характеризуют звук звука[м]. | Регулятивные: - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе, - делать выводы. Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности Предметные: - характеризовать звуки; - выделять указанные звуки, обозначать их буквами; - проводить звуко-буквенный анализ слова; - Наблюдать, сравнивать и делать обобщение |
V Применение нового знания | Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл». – Какую букву нашёл ёжик? (М) Прибежал веселый А, прочитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ. - Составьте слова с данными слогами. -Посмотрите на экран. Что у меня написано. (слова). - Почему вы так решили? (написаны через запятую) - Прочитайте эти слова. (мимоза, мама, у) - А теперь из этих слов составим предложение. А что вы знаете про предложение? (Первое слово с большой буквы, в конце стоит точка, предложение выражает законченную мысль) - Давайте составим схему к этому предложению на маршрутных листочках. Работаем в паре. Когда будете готовы, просигнализируйте. - А у доски составит схему предложения Арина и Вадим. - Назовите в этом предложении слова в которых есть буква М. - Какой первый звук в слове мама. Произнесите. - Какой первый звук в слове мимоза. Произнесите. -Мы ещё раз с вами убедились, что буква М имеет два звука твёрдый [м], мягкий [м,]. - А теперь давайте поиграем в «Твёрдый - мягкий»? Мальчики – будут «ловить» твёрдый звук [м]. Поймали – встали. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,]. Поймали – встали. Одно условие: вставать нужно тихо. (мыло, мел, малина, мельница, муравей, медаль) | Чтение слогов. Составляют слова с данными слогами Составляют предложение Составляют схему предложения Выделяют звуки [м], [м’]. | Регулятивные: - слушать и слышать собеседника. - адекватно восприни-мать оценку учителя, сверстника. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей; - участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации. |
VI Работа в группах. | - Сегодня у буквы М – праздник. Давайте нарядим ее и сделаем ей подарки. - Будем работать в группах. Но прежде чем приступить к её выполнению, вспомним правила работы в группе. - Каждая группа имеет свою инструкцию, выберете себе командира, прочитайте инструкцию, распределите обязанности, возьмите всё нужное для вашей группы. А когда будете готовы просигнализируйте. - Можете приступать к работе. 1 группа. Пригласит гостей. 2 группа. Приготовит угощение. 3 группа. Сделает подарки. 4 группа. Нарядит букву. - Итак, приготовились к защите проектной задаче. Приглашаю 2 группу и т.д. - Оцените работу 2 группы. - Молодцы! | Работа в группах, выполняют проектную задачу Отчет групп. | Коммуникативные: умение сотрудничать в группе. Регулятивные: самооценка своей деятельности. |
VII Рефлексия | - Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока. - С чем мы познакомились… (с буквой М) - Чему мы научились (характеризовать звук [м'], выделять звук [м] в словах) - В чём мы упражнялись (в чтении слов и слогов с этой буквой, в составлении предложений по схеме.) - Оцените свою работу на уроке. - Покажите своё настроение в конце урока. - Спасибо, вы отлично поработали! | Делают самооценку своей деятельности | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка своей деятельности. |