Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: "Звук [э], буквы Э, э"
Цель: создать условия для знакомства с новым звуком [э] и буквами Э,э
Задачи:
Образовательная: научиться правильной артикуляции изучаемого звука; научиться слышать новый звук, указывать его место в словах; научить характеризовать новый звук; научиться печатать новые буквы и читать с ними новые слова и предложения
Воспитательная: воспитывать интерес обучающихся к учебным предметам, школе через использование мотивации.
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки обучающихся, интерес к родному языку; развивать речь обучающихся через использование различных приемов и форм.
Планируемые результаты:
Предметные: читать вслух слоги и слова, различать слоги, звуки и буквы в словах, сравнивать написание букв и видеть отличия, уметь писать строчную и заглавную буквы «Э».
Метапредметные:
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, объединять части объекта по определенному признаку, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, пользоваться источниками получения информации.
Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, корректно высказывать свое мнение, строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей, оценивать свой вклад в общий результат.
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи, выстраивать последовательности выбранных действий, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Личностные результаты: проявление уважения и доброжелательности, соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни, формирование познавательных интересов, активности, любознательности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фишки, образцы печатных букв «Э» и «э», учебник «Азбука» В.Г. Горецкого, прописи.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте ребята, начнем урок.
Раз, два, три, четыре, пять-
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
– Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Делай все, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори ты четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
-Поднимите руку, кто готов начать урок.
-Проверим все ли у вас на месте (пенал, учебник, прописи, фишки)
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном (проблемном) действии
-Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку из волшебной страны букв. Откроем ее и посмотрим, что же в ней. Смотрите, здесь письмо и конверты! Предлагаю сначала открыть письмо.
«Здравствуйте ребята, меня зовут Буквоежка. Я отправляю вам конверты с заданиями и хочу, чтобы вы справились со всеми ими, показали все свои знания, а так же узнали что-то новое. Будьте внимательны, с каждым правильным выполненным заданием вы будете получать буквы-подсказки, из которых потом соберете очень важное слово!»
- Ребята, откроем первый конверт.
Задание «Знаете ли вы звуки»
Я называю слово, а вы определяете первый звук в этом слове. Аист, сыр, ослик, ветер, утка.
-Молодцы, все справились с заданием. Первая буква – подсказка «Ы»
-Откроем 2 конверт. Какое задание здесь?
Задание: «Найди-ка».
- Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы: О,У,И,Ю,Ы,А.
- Молодцы, правильно назвали.
-Скажите, какая буква тут лишняя? (Ю)
-Верно, почему вы так решили?
-Верно, потому что [Ю], обозначает два звука.
-Кто может сказать, чем отличаются гласные звуки от согласных?
-Молодцы!
Постановка познавательной задачи урока
Задание 3:
-Откроем 3 конверт! Ребята, Буквоежка просит нас ей помочь. Из ее страны убежали звуки и буквы, которые им очень нужны. Поэтому она обратилась к нам с просьбой найти их, а так же предлагает познакомиться нам с этими буквами и звуками.
-Ой, ребята, смотрите, у меня лежит необычная коробочка. Заглянем и посмотрим, что же там лежит. (сверток)
-Ребята, тут стихотворение, послушайте его.
Звук Э бывает редко.
С ним слова запомни крепко:
Электричесво, этаж,
И экран и экипаж,
Эх, экускурсия, экватор,
Элемент и эскалатор,
Этажерка, эстафета
Эти, это, этот, эта,
Эмма, Эдик, эхо, эх
Все запомни поскорей.
Определение нового звука и буквы. Постановка темы и цели урока.
-Скажите, какой звук звучал чаще всего?
-Верно, это звук э. Звук э на письме обозначается буквой Э. Так какая же тема нашего урока?
-Тема урока: Звук [э], буквы Э,э
-Цель урока: познакомиться со звуком э, буквами Э,э.
Планирование
- Предлагаю спланировать нашу работу. Что мы обычно делаем на уроках обучения грамоте?
1.Характеристика нового звука.
2.Читаем слоги и слова.
3.Читаем слова с новым звуком.
4.Учимся писать буквы.
-Ребята, а вот и еще одна буква-подсказка «Л».
Изучение нового материала
- Для того что бы произносить звук правильно, выполним речевую разминку.
Ло – ло – ло - на улице тепло.
Лу – лу – лу - стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
Работа с учебником.
- Откроем учебник на странице 48 (4 и 8). Обратите внимание на иллюстрацию, как называется это предмет. Верно, это экран. Произнесем слово экран по слогам все вместе.
-Сколько слогов в слове экран?
-Произнесем звук э.
-Как он произносится? Верно, протяжно. Значит, что мы можем сказать об этом звуке. Какой он?
Работа над звуковой схемой слова.
-Произнесем слово экран еще раз. Составим звуковую схему из фишек.
- Первый звук э, это звук гласный, поэтому каким цветом обозначим?
- Дальше звук к, какой это звук? Звук к это согласный звук, твердый или мягкий?
- Следующий звук р, он тоже согласный, какой он твердый или мягкий?
- Звук а, это звук гласный, обозначаем красным цветом.
- Последний звук, это звук н, какой он?
Снова буква-подсказка (о)
-Замечательно. Следующая буква-подсказка это буква «О»
- Кто может сказать, какой буквой мы обозначаем звук э?
- Звук э обозначает твердость предшествующего согласного звука. Значит согласные, стоящие перед и после звука [э] мы произносим твердо. Например: прочитаем слоги эн, эм, пэ, дэ, тэ.
Чтение слогов
- Обратите внимание на экран, вам нужно найти и прочитать все слоги с буквой Э.
Эм | | Ду | |
| Ту | | Бэ |
Эм | | Оп | |
| ма | | Фэ |
ве | | ца | |
Буква-подсказка (д)
-Молодцы, получаем следующую букву – подсказку (д)
Физкультминутка
Ребята предлагаю немного отдохнуть
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Чтение слов
-Обратите внимание на стихотворение в учебнике на странице 48.
Послушайте его.
- Эхо, эхо!
Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
-Скажите, о чем это стихотворение?
- Кто знает, что такое эхо? (Эхо – это отзвук, звучит только часть слова).
Игра «Эхо»
- На столе лежат карточки со словами. Я буду читать слова, а вы отзываетесь эхом.
-Урок – рок
Коля – Оля
Этаж-аж
Петушок – шок
Слон – он
Пятак – так
Поэт-эт
Определение ударности звука
- Ребята, произнесем еще раз слово поэт. Подумайте и скажите, где в этом слове мы поставим ударение, на какой звук?
- Произнесем слово этаж. Скажите, на какой звук падает ударение?
- Значит можно сделать вывод о том, что гласный звук э бывает ударный и безударный.
Работа с учебником Работа в паре Правила работы в паре
-Обратите внимание на страницу в учебнике 49. Вам нужно будет выполнить работу в паре, но для начала повторим правила работы в паре. Какие правила вы знаете?
- Я вас немного дополню.
-Слушаем задание. Подумайте и порассуждайте в паре, где какие слова, используя иллюстрации в течение 1 минуты.
-Время вышло. Проверим.
-Какое слово первое? Как вы догадались?
-Какие правила вам помогли при выполнении задания?
-Хорошо, молодцы.
- А сейчас я предлагаю выполнить задание и закрепить знания. Откроем учебник на странице 49. Подумайте и разделите буквы на две группы, в течение 1 минуты.
-Время вышло, скажите, на какие две группы вы разделили эти буквы и по какому принципу.
Буква-подсказка (м)
- Отлично, вот и последняя буква-подсказка (м)
-И теперь мы можем составить слово!
- Что это за слово?
- Это слово молодцы. Ребята, Буквоежка хвалит вас за проделанную работу и благодарит за помощь.
Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу, подведём итоги.
-Какую тему мы сегодня изучали?
-С чем мы сегодня познакомились?
-Что мы можем сказать о звуке (э)?
Рефлексия.
- Ребята, обратите внимание на смайлики. Вам нужно дорисовать человечку улыбку, если вы хорошо работали на уроке, или грустное выражение лица, если вам было не все понятно.
-Спасибо за работу.