8
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: Гласный звук [у], буквы У, у.
Подготовила:
учитель начальных классов
Кожова Анна Готлибовна
МБОУ СОШ №3
Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.
Задачи: 1) обучающие:
совершенствование умения выделять звуки в словах;
формировать навык чтения;
совершенствование умения составлять предложения и тексты по иллюстрации.
развивающие:
воспитывающие:
воспитание интереса к книге;
воспитание культуры речи;
воспитание любви и ответственности перед окружающим миром
Оборудование:
для учителя: учебник «Русская азбука»; игра «Буквы-парашютисты»; мягкая игрушка утенка; письмо от утенка; карточки с изображением печатных и письменных букв У, у, ; картинки с предметами, которые похожи на букву У; картонный домик для букв красного цвета; карточки-звуки и карточки-слияния в бело-красном варианте; наборное полотно; книга Волиной В.В.Учимся, играя. - М.: Новая школа, 1994г. –448с.; кукла Минутка с циферблатом в руках;
для учащихся: учебник «Русская азбука»; кусок бархатной бумаги и обрывки ниток разного размера (в конверте); касса букв; индивидуальные наборы карточек-звуков и карточек-слияний в бело-красном варианте (в конверте).
Ход урока
Орг. момент (2 мин)
а) Приветствие
б) Проверка готовности к уроку
- Сегодня на уроке нам потребуется учебник «Русская азбука»,
касса букв, набор для составления схем слов.
Повторение. Игра «Буквы-парашютисты» (8 мин)
Учитель готовит игру на доске во время перемены. К началу урока створки доски прикрыты.
Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы; карточки, на которых изображены: кот, акула, рак, рыбы, кит, осень, лист, мышь.; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.
- Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. После прыжка буковки долго парили в воздухе. Но им пора приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук, обозначаемой этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться.
Дети мелом соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением кота, потому что в слове [к о т] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.
- Буквы вам благодарны за успешную посадку. Они хотят спеть вам песенку.
Показываю карточки с изображением детей-звуковичков. Я буду показывать на карточку , а вы должны долго тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву.
Дети поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о].
- Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка?
Предполагаемый ответ: буквы О, о, А, а, ы, И, и обозначают гласные звуки.
Физкультминутка
Работа по теме урока (19 мин)
а) Введение в тему урока
- Ребята, перед уроками я получила письмо:
«Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я:
Удивительный ребенок,
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать».
- Кто же этот таинственный гость?
Предполагаемый ответ: утенок.
- Как догадались, что это утенок?
Предполагаемый ответ: утенок плавает и ныряет сразу после рождения.
б) Выделение звука [у] из слова
- Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия. Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.
Дети выделяют звук в слове УТЕНОК: [у]
- Какой это звук: гласный или согласный?
Предполагаемый ответ: звук [у] гласный, т.к. он тянется и поется, воздух во рту преград не встречает.
- Какое расположение принимают губы при произношении звука [у]? Показываю карточку-звуковичок.
- Вспомните, в каких еще словах мы встречаем этот гласный звук?
Дети вслух произносят слова, выделяя голосом звук [у]; определяют его местоположение в слове: начало, конец, середина.
-Как кричит филин? (ух-ух)
-Как воет волк? (уууууу)
-Как плачет малыш?
-Как перекликаются дети в лесу?
-Как кричит кукушка?
в) Упражнение в умении слышать звук [у] в словах
- Сейчас мы с вами поиграем и поучимся слышать звук [у]
Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами). Ребята поднимите руку на услышанный звук У: из ряда гласных — у, а, о, у, э, ы, а, и, у, о, у;
из ряда слогов — ту, но, ну, ку, ак, ув, об, уб, ду, до;
из ряда слов — гусь, утро, он, так, руда, стук, руки, рак.
- Послушайте рассказ и запомните слова с этим звуком. После чтения каждый ряд по очереди будет называть одно слово со звуком [у]. Выиграет тот ряд, который назовет больше слов.
Учитель зачитывает рассказ из книги В.Волиной «Учимся, играя» с.190.
Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который
больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись
над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.
«Надо доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок.
И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил
ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья, — думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!»
Но, увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…
(Г.Юдин)
Выявляется ряд-победитель.
г) Знакомство с буквами У, у
На доске появляется утенок.
- Ребята! Утенок слышал, как вы играли в какую-то интересную игру. Какое правило было в вашей игре?
Предполагаемый ответ: надо было послушать рассказ и запомнить слова со звуком [у].
- А он нам как раз принес букву, которой обозначается этот звук на письме. Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной.
Учитель показывает буквы У, у.
Где мы поселим букву У? Карточка с буквой у ставится в «кармашек» красного домика
- Чтобы вам было легче запомнить ее изображение, выучите стишок:
Буква У совсем проста.
Тянет ушки из хвоста.
- Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?
Предполагаемый ответ: ветка дерева, рогатка, рожки у улитки. Если дети затрудняются с ответами, то можно показать изображения этих предметов.
д) Работа со схемой слова
- Давайте составим, схему слова «утки».
Один учащийся составляет схему у доски на наборном полотне, а остальные на партах с помощью индивидуального набора.
Рассуждения учащихся: в слове «утки» два слога: «ут-», «-ки». Первый слог является ударным: [утки]. Первый звук в первом слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, т.к. его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом. Второй звук в первом слоге – звук [т]. Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется. На схеме звук [т] обозначаем белым квадратом.
Второй слог «-ки» является слиянием согласного звука [к’] (не тянется, не поется) с гласным звуком [и] (можно петь, тянуть[ииии]). На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником.
Чтение слова с опорой на схему.
- Очень красивая схема получилась. А нет ли в схеме места для буквы У? Подставьте ее под квадрат, обозначающий звук [у].
Дети подставляют букву У из кассы букв.
У
- Молодцы ребята!
V. Первичное закрепление по учебнику
а) ) Составление рассказа по иллюстрации, с.40-41
- Назовите одним словом, кто изображен на рисунке (домашние птицы)
-Почему этих птиц называют домашними? (люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора .(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
- Какой момент сказки изображен?
Примерный текст:
Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила.
Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом бежали утята. Все птицы поздравляли утку.
б) Упражнение в выделении звука [у]
-Назовите, какие домашние птицы изображены на иллюстрации (куры, гуси, утки, индюк, петух, утята)
- В названии каких птиц слышится звук [у]? Где звук располагается в слове: середине, начале, конце?
- Какой буквой обозначается звук [у] на письме? (буквой У)
- Найдите букву У в кассе букв. Положите ее около любой птицы, в названии которой есть звук [у].
Продолжите цепочку из букв: О-А-У-И-Ы -О-А-У______________
VI. Итог урока (2 мин)
а) Основные выводы по теме урока
- Какой звук учились слышать и выделять из слов?
- Звук [у] является гласным или согласным? Почему?
- Как на письме обозначают звук [у]?
б) Оценка работы учащихся на уроке