СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения написанию сочинения по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения написанию сочинения -рассуждения

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения написанию сочинения по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"»

Урок русского языка в 11 классе

Тема урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Содержательный анализ текста."

Цели урока: произвести содержательный анализ текста.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- совершенствование навыка комплексного анализа текста;

- подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения

-обучение составлению «скелета» сочинения

2.Развивающие:

- развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;

- развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;

- совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;
3.Воспитательные:

- способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
-прививать интерес к художественной литературе

Тип урока: урок - практикум развития речи

Оборудование:

  • компьютер и проектор;

  • презентация к уроку;

  • раздаточный материал (текст В. А. Закруткина "Сжимая в руке вилы, Мария откинула ..." , листы для заполнения, критерии оценивания сочинения - рассуждения);

  • рабочие тетради для работы над частью 2.

Ход урока

  1. Организационный момент.(1 мин)

  2. Вступительное слово учителя (1 минута)

  3. Мотивация (2 минуты)

  4. Подготовка к сочинению: композиция сочинения (2 минуты)

  5. Чтение исходного текста - 5 минут

  6. Анализ текста (информация об авторе, осмысление текста - 7 минут)

  7. Работа в группах: написание сочинения по прочитанному тексту (10 минут)

  8. Представление написанного (8 минут)

  9. Написание заключения (2 минуты)

  10. Рефлексия (1 мин)

  11. Подведение итогов урока (3 минуты)

  12. Домашнее задание (1 минута)





Ход урока:

- Здравствуйте. Я рада вас видеть. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Надеюсь, что наша встреча пройдёт в тёплой, дружественной обстановке. Садитесь.

2. Мотивационный этап

- Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова Владимира Литвинова: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» (Слайд 2). Согласны вы с этим высказыванием?

- Действительно, умение писать сочинение по прочитанному тексту, будь то большое или маленькое произведение, предполагает, прежде всего, умение вчитываться в текст, видеть проблемы, поставленные автором, видеть позицию автора, то есть основную мысль текста.

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

- Правильно, тема нашего урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Содержательный анализ текста.»

-. Записываем число, тему урока. (Подготовка к написанию -рассуждения. Содержательный анализ текста.)



- Какова будет цель урока?

-Цель: произвести содержательный анализ текста.

- Верно. Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ по русскому языку.

– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Задачи:

- формулировать основную проблему текста и комментировать ее;

- определять позицию автора и отражать ее в сочинении;

- излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов. (Слайд 3,4)

IV. Актуализация знаний.

- Для того, чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нам необходимо вспомнить основные понятия. Перед вами на карточках в два столбика записаны термины и их значения. Найдите соответствия. Работаем в парах.

Тема

-разъяснение проблемы, ее интерпретация.

Проблема

-авторская позиция, отношение автора к той или иной проблеме

Комментарий к проблеме

-предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём

Точка зрения автора

- ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию

Идея текста

-вопрос, задача, которые требуют разрешения

Тезис

-логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса

Аргумент

-последовательность предложений, объединенных общей темой и идеей, и характеризующихся смысловой завершенностью


-высказанная мысль, положение. В сочинении – это каждая из композиционных частей работы, самостоятельно сформулированная автором



- Проверим, как вы выполнили задание. (Слайд 5)

5. Подготовка к сочинению (композиция сочинения)

- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом Виталия Александровича Закруткина. Проанализировав содержание текста, взятого из его повести «Матерь человеческая », мы должны определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с автором, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания части 2 ЕГЭ. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы с текстом. Работа в парах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

- Ребята, давайте вспомним, какой должна быть композиция сочинения? Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности и запишите.

(На доске один ученик выстраивает названия частей в их строгом соответствии Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).


- Что такое проблема текста? И как её найти?


- Проблема - это вопрос, над которым размышляет автор текста.

Чтобы правильно выделить проблему, следует задать вопросы: зачем, с какой целью написан данный текст? Следует помнить, что в тексте может рассматриваться несколько проблем, но главной будет та, по которой автор высказывает свою позицию.



5. Чтение учителем исходного текста


Чтение учителем текста В.А.Закруткина "Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула."


6. Анализ текста


- Расскажите, пожалуйста, об авторе текста Виталии Александровиче Закруткине.


- Виталий Александрович Закруткин (1908 - 1984) - известный русский писатель и литературовед, лауреат Государственной и Сталинской премий. Родился в станице Кочетковская на Дону в семье народного учителя. Окончил Благовещенский педагогический институт имени М.И.Калинина, затем аспирантуру Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена, преподавал в Новгородском учительском институте. Готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н.Толстого, но началась Великая Отечественная война. Виталий Александрович Закруткин отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боёв написаны многие повести, рассказы и очерки, в том числе и повесть "Матерь Человеческая" (1969). Был лично знаком с А.С.Серафимовичем и М.А.Шолоховым. Умер 10 октября 1984 года. Похоронен в станице Кочетковской во дворе дома, где и жил.


-О чём данный текст?


- О человеке на войне.


-Что хотел сказать нам автор? Какова идея данного текста?


-Война –зло.




Определение стиля и типа речи.


- Вернёмся к тексту. К какому стилю речи относится данный текст?


-К художественному.

-– Какой тип речи преобладает?


(Текст относится к художественному стилю, так как целью его является эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – повествование с элементами рассуждения и описания.)


-Текст относится к художественному стилю, а значит позиция автора выражается не прямо, а косвенно, через оценочную лексику поступков Марии.Давайте проанализируем содержание эпизода ,чтобы правильно определить авторскую позицию.


- Мария хотела заколоть вилами немца. Почему?


- Её сердце было переполнено злобой и ненавистью к немцам, которые повесили мужа Ивана и сына Васятку, сожгли хутор, а хуторян (около 100 человек) взяли в плен и погнали в Германию.


-Зверствам фашистов на оккупированных территориях нет оправдания!


Видеофрагмент «Зверства фашистов»


- Почему же Мария не убила немца?


- Марию остановил тихий, сдавленный крик "мама", который раздался громом, а затем Мария увидела, что немец был совсем мальчишка, почти ребёнок, и он был ранен, смертельно ранен.


- Почему Мария принесла немцу-мальчику миску молока и охапку сена? А он всё время, что она была рядом, держал её за руку?


- Мария пожалела его, ведь он ещё совсем ребёнок, а значит у него тоже есть мать, которая любит его. Немец чувствует скорую смерть, ему наверняка страшно умирать, умирать одному, в темноте погреба. Ему хочется видеть рядом человека.


- Расскажите о вашем отношении к поступку Марии, касающемуся умирающего немецкого солдата.


- Какую проблему рассматривает автор в данном тексте?


- Проблему милосердия.


- Что такое милосердие?


- Милосердие - это готовность помочь страдающим людям, проявить к ним сердечное участие.


-Давайте определим позицию автора по данной проблеме?

Выберите и прочитайте предложение, в котором, на ваш взгляд, отражается позиция автора текста.


- "И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его." (20 предложение).


- В каких произведениях герои проявляют милосердие?


- Соня Мармеладова спасает детей мачехи Катерины Ивановны от голодной смерти, помогает возродиться к новой жизни Родиону Раскольникову в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".


Данко ценой собственной жизни выводит людей из леса, болота в легенде о Данко, которая является частью рассказа "Старуха Изергиль" М.Горького.


Андрей Соколов берёт мальчика Ваню, признавшись ему, что он его отец в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека".


Наташа Ростова отдаёт подводы раненым в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

В повести В.Быкова "Сотников"главный герой Сотников берёт всю вину на себя, надеясь, что немцы отпустят остальных арестованных.


- Приведите примеры милосердия в сегодняшней жизни.


- Это прежде всего работа благотворительных фондов. Например, в 2007 году Чулпан Хаматова и Дина Корзун создали благотворительный фонд "Подари жизнь" для оказания помощи онкологически больным детям. Вотонтёры помогают ухаживать за детьми, организуют благотворительные концерты, вырученные деньги от которых идут на оплату лечения. Сейчас фонд носит имя Димы Рогачёва, одного из пациентов фонда.


- Можно рассказать и о деятельности Доктора Лизы. Доктор Лиза - это Елизавета Петровна Глинка, врач-реаниматолог. Она создала общественный фонд "Справедливая помощь", в котором оказывали врачебную и материальную помощь тяжелобольным детям. Доктор Лиза доставляла медикаменты на Донбасс и в Сирию и вывозила в Москву больных, которым требовалась высококвалифицированная помощь. К сожалению, 25 декабря 2016 года она погибла в авиакатастрофе вместе с членами ансамбля имени Александрова.

Физминутка


7. Работа в группах. Написание сочинения по прочитанному тексту.


- Я предлагаю вам написать сочинение по данному тексту.

А) Начинать сочинение можно со Вступления, в котором отражена тема (О чём!)

Это желательная, но не обязательная часть при написании сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку.

(Например: Война – это …

Милосердие…Есть ли ему место на войне?)


Б) В следующем абзаце необходимо сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста. Это может быть 1-2 вопросительных предложения.

(Например:

  • В чем, по мнению В.Закруткина, заключается милосердие?

  • Кто заслуживает сострадания и гуманного отношения даже в тяжёлое военное время?

  • Что лучше: отомстить поверженному врагу, убив его, а потом носить воспоминание об этом в своем сердце долгие годы или простить, не держать зла и честно смотреть ему в глаза? Над этой проблемой размышляет (поднимает, знакомит, повествует, затрагивает и т.д.) В.Закруткин в предложенном тексте.)


В) Прокомментировать проблему (4-5 предложений) вам помогут следующие вопросы:

- Какие стороны человеческой жизни затрагивает Закруткин в предложенном отрывке из повести? (Нравственные, моральные)

- Как вы оцениваете поступок Марии, пожалевшей умирающего, беспомощного немецкого мальчика-солдата?

- Марию вначале захлестнула ненависть и слепая злоба при виде живого немца . И все-таки она жалеет его, осматривает рану, поит молоком, приносит сено, чтобы согреть его, разговаривает с ним. Почему? (они оба пострадали от войны, оба – её жертвы, оба одиноки)

N.B.! Следует помнить, что при написании комментария мы должны привести 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста.


Г) Позицию автора можно изложить своими словами или процитировать.

(Например: Позиция автора сводится к тому, что «человек должен быть милосердным к уже поверженному, а значит, уже безопасному , врагу


Д) В следующем абзаце Вам необходимо будет этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с мнением Виталия Алексеевича Закруткина и (!) объяснить почему.

Начало этого абзаца можно оформить,

- используя вводные слова (Трудно не согласиться с автором (я согласен)…во-первых,…во-вторых,…);

- употребляя СПП с придаточным причины (Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т.п., потому что…);

- применяя доказательство от противного (Попробуем не согласиться с автором текста. Что тогда получится?.. Представим, что автор текста не прав…);

- используя вопрос и ответ на него (Разве можно не согласиться с автором текста? Конечно, нет.)


Е) Как закончить сочинение?


Приступая к написанию заключительной части, необходимо перечитать свою работу. Сочинение, как правило, завершается вариативным повтором тезиса – выводом, т.е. уже известным суждением, новый момент которого заключается в том, что доказана его истинность. Можно начать заключение так:

- Автор поднимает в своем рассказе актуальную проблему и подсказывает нам …….

- Автор убеждает нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми, проявлять……..

- - Прочитав отрывок из повести В.А.Закруткина«Матерь человеческая» , я понял, что…


-Так как времени у нас мало, разделимся на группы, и поработаем над определёнными пунктами плана написания сочинения – рассуждения.



По данному тексту я бы выбрала заключение - цитату, афоризм.

Например. Война - это самое страшное, потому что несёт смерть. Но даже во время войны человек может оставаться Человеком, если, по мнению Дмитрия Ивановича Фонвизина, имеет сердце и душу.


Ученики работают под музыку московского диктора, композитора и саундпродюсера Алексея Вернера "Осенняя баллада" / Autumn Ballad/, "Нежность" /Tenderness/, "Холодный рассвет" /Cold Dawn/.



8. Представление написанного


1 группа - Вступление и проблема текста.


2 группа - Комментарий к проблеме текста.


3 группа - Авторская позиция по проблеме текста.


4 группа - Собственное мнение по проблеме текста и аргументация.


5 группа (Патимат) - Заключение.


9. Написание заключения


- Сочинение должно обязательно заканчиваться выводом. Именно вывод - заключение обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения.

- Каким может быть заключение - вывод? Как его можно оформить?


- Заключение должно быть небольшим по объёму : 1-2 предложения.

К основным способам оформления заключения относятся:


1) Обобщение основных мыслей автора.


2) Риторический вопрос, который возвращает к проблеме текста и подчёркивает её актуальность.


3) Использование цитаты, пословицы, афоризма.


4) Вопросно-ответное единство: проблема - вопрос и ответ на данный вопрос.


5) Призыв, обращение к читателю.


По данному тексту я бы выбрала заключение - цитату, афоризм.

Например. Война - это самое страшное, потому что несёт смерть. Но даже во время войны человек может оставаться Человеком, если, по мнению Дмитрия Ивановича Фонвизина, имеет сердце и душу.


10. Чтение работ


11.Рефлексия. Заполнение листа самооценки.


Вопрос

Ответ (да, нет)

Я знаю, ЧТО такое проблема?


Мне понятно, КАК искать ответ на поставленный автором вопрос?


Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод?


Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы, примеры?


Смогу ЛИ я выстроить аргументацию?


Мне понятно, КАК применять знания, полученные на других предметах, в жизни?


Мне комфортно было общаться (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)?


Я оцениваю свою работу на уроке ….



12. Подведение итога урока


- Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами вологодской поэтессы Ларисы Патраковой.


В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь,

В мир приходит женщина, чтоб очаг сберечь,

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть,

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.


- Текст для сочинения взят из повести Виталия Александровича Закруткина "Матерь Человеческая".

Самое страшное, что в основе повести лежат реальные события Великой Отечественной войны , которые произошли под Ростовом , на оккупированной фашистами территории.(слайды)

В эти дни жители Ставрополья , Дона и Кубани отмечают 75-ю годовщину освобождения своей малой родины от немецких захватчиков.


-(слайд)

Листая страницы книги, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.

Повесть «Матерь человеческая» тревожит душу, будоражит память, а значит, помогает нам оставаться людьми.


(слайд) Буктлейер к книге (видео)

- Вместе мы написали сочинение по прочитанному тексту. Я думаю, что вы убедились в правильности слов Владимира Литвинова: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» . А"Чтобы научиться писать, надо писать!", -говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Следуйте его совету,и тогда у вас обязательно всё получится! Спасибо вам за работу!


11. Домашнее задание.

- Напишите сочинение по данному тексту.

Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

- Домашнее задание: доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации.




синквейн 

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

А теперь напишем синквэйн:

1 существительное,

2 прилагательных,

3 глагола,

Предложение.

Вывод.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!