Тема | «Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б» |
Цели | Образовательные: - создавать условия для ознакомления учащихся с новыми звуками и буквой Б; -создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти, внимания. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в парах. УУД: Регулятивные: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные: читать слоги-слияния, слова с изученной буквой, читать стихотворные тексты, выполнять задания к текстам. Коммуникативные: определять и обосновывать место новой буквы на “ленте букв”, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах. |
Планируемый результат | Личностные результаты: отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Предметные результаты: выделять звук и [б], [б’] из слов, устанавливать, что звук [б] согласный, твердый, звонкий, звук [б’] согласный, мягкий, звонкий, распознавать в словах новый звук, характеризовать их, обозначать буквой. |
Основные понятия | Буква, звук, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, русский язык, развитие речи. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русская Азбука» В. Г. Горецкого. Учебная презентация, лента букв, тетради с заданием, карточки с характеристикой звука. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа. |
Название этапа урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД |
Ориентировочно - мотивацион- ный этап | | | | |
1.Организаци- онный момент. | 1.-Здравствуйте ребята! - Здравствуйте! - Что мы сделали? Поздоровались - Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? (Здоровья). - Давайте пожелаем здоровья и нашим гостям. 2. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! 3 Ключевые слова : БУКВА, ЗВУК [ ], [ ‘], СОГЛАСНЫЙ, ГЛАСНЫЙ, ТВЁРДЫЙ, МЯГКИЙ, ЗВОНКИЙ, ГЛУХОЙ | Приветствие учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока. -Прочитайте ключевые слова наших уроков обучения грамоте -Где мы их используем? | Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу. -В составление характеристики звуков | Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. |
2.Актуализа- ция знаний (работа по ленте букв). | - Что такое буква? Что такое звук? - Давайте вспомним все гласные, которые мы уже изучили. - А теперь те из них, которые обозначают 2 звука. - Теперь назовите гласные звуки, которые указывают на мягкость согласного. - Ребята, назовите все согласные, которые мы изучили. - Какие из них звонкие? -Глухие? | Предлагает ответить на вопросы по ленте букв. | Ответы детей: -а, о, у, ы, и, е -е - и, е -н, м, л, р, в, п, к, с, т -н, м, л, р, в -н, м, л, р, в | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, умение оформлять свои мысли в устной форме |
3.Целеполага- иие. | 1.- Вернёмся к нашим ключевым словам. - Что по ним можно спрогнозировать? (предположить) -Кто поможет определить тему сегодняшнего урока? 2. На доске записаны 2 слова: БАНТ БИНТ Алгоритм формирования самооценки 3. - Тема урока. «Звуки [б], [б'], буквы Б, б" 4. Задачи -Научимся характеризовать новый звук. -Научимся распознавать мягкость и твёрдость нового согласного звука. -Научимся читать слоги, слова, предложения с буквой Б, находить её в словах. | Обобщает ответы детей: -Сегодня мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквой. - Чем похожи эти слова? - Чем отличаются? - Чем ещё? Предлагаю сделать звуковую схему этих слов в тетрадь. -Удалось ли выполнить работу? Ты выполнил всё правильно или ошибался? Вывод: Назовите второе отличие? -Назовите точную тему урока. - Чему мы сегодня научимся? | Тему урока Ответы детей. -4 буквы, 1 слог, первая буква Б -гласными -согласными звуками Дети делают в тетрадях, двое у доски. звуки [б], [б']) На письме эти звуки обозначаются буквой Б. «Звуки [б], [б'], буквы Б, б" ответы детей | Регулятивные УУД: уметь определять тему и задачи урока. Познавательные УУД: формируем умение представлять информацию в виде схемы. Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Операционно – исполнитель ский этап | | | | |
1.Постановка проблемы | 1.Работа с лентой букв. Задание: -Определите место новой буквы в ленте. -Покажите сигнал, если вы готовы. Алгоритм формирования самооценки: Удалось ли выполнить работу? Почему? 2. Задание: -На парте у вас есть слова для характеристики звука: гласный – согласный; твёрдый – мягкий; звонкий – глухой. -Кто готов- сигнал. Я подойду и проверю. Проверка: Вывод: Согласный, звонкий, твёрдый, мягкий. Алгоритм: Удалось ли выполнить работу? Выполнили всё правильно или ошиблись? | Детям раздаются буквы Б -К чему нужно вернуться? -Подумайте и выберите только те, которые, по-вашему, мнению относятся к новому звуку? -Прочитайте, что у вас получилось. Докажите! | Дети работают в парах по заданию самостоятельно. Дети вставляют букву в кармашек на ленте, получаются разные ответы. -К характе- ристике звука. Работают в парах. -Согласный, звонкий, твёрдый, мягкий. | Коммуникативные УУД: формируем умение работать в паре. Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. |
2.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (интериоризация). | Давайте найдём место нашей буквы в ленте. Согласный – синее поле. Звонкий – верхний ряд Подсказка: произнесите слово гриб, какой звук слышите в конце слова? (п). Измените слово 1- грип, а много – грибы. В этом слове какой слышите звук?(Б). Что можете сказать о звуках Б – П? ( ПАРНЫЕ). Кто оказался прав - МОЛОДЦЫ! | | Определяют место буквы в ленте букв | |
| Чтение слогов: БА БО БУ БЫ БЕ БИ | - Прочитайте сначала слоги с твёрдым звуком (Б). - С мягким звуком (Б'). - Придумайте слова с этими слогами. | Работают с учебником | Познавательные УУД: читать слоги-слияния, слова с изученной буквой. |
3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Прочитайте стихотворение Боря – Боренька бычок, Боря- беленький бочок. Боря берегом бежал, Боря бабочек бодал. - Найди в словах все буквы Б и подчеркните. Проверка по эталону. Алгоритм формирования самооценки. - Какое было задание? Удалось ли тебе выполнить работу? Кто не ошибся, поднимите – синий кружок, у какого были ошибки – красный. Возьмите 2 карандаша (синий и зелёный) – работа с маркерами на доске по желанию, остальные в тетради. | | Работают с текстом в тетради. | Познавательные УУД: читать стихотворные тексты, выполнять задания к текстам. |
Рефлексивно – оценочный этап | | | | |
Физминутка для глаз | | Выполняется стоя. Нужно следить за точкой. | Выполнение физминутки. | |
1.Итог | -Какая была тема урока? –Что нового мы узнали? – Какие знания повторили? – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? – Чему научились на уроке? -Научимся характеризовать новый звук. -Научимся распознавать мягкость и твёрдость нового согласного звука. -Научимся читать слоги, слова, предложения с буквой Б, находить её в словах. –– Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Молодцы! | | -Научились характеризовать новый звук. -Научились распознавать мягкость и твёрдость нового согласного звука. -Научились читать слоги, слова, предложения с буквой Б, находить её в словах. Оценивают работу на уроке. | Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
2. Рефлексия учебной деятельности. | Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность. - Если ты хорошо работал и все понял, нарисуй жёлтую звездочку; - Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй красную звездочку. | | | |
Домашнее задание | 1.Стр. 96 выучить отрывок из сказки А.С.Пушкина (10 строк). 2.Стр.97 Текст «Белка» (сделать задание после текста). | | | |