Урок обучения грамоте
УМК системы Л.В.Занкова Учитель-ЛоншаковаН.Д.
Тема: Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Цель: создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я.
Задачи: способствовать усвоению новых знаний о буквах е, ё, я, ю: могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; развивать фонематический слух учащихся; познавательные процессы; воспитыватьбережное отношение к окружающей природе.
Результаты:
Личностные УУД: формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; иметь представление о языке как средстве общения;
Метапредметные УУД.
Регулятивные: принимать учебную задачу;находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Познавательные: искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: иметь представление о правилах общения в классе.
Предметные УУД: расширение представлений о «работе» букв е, ё, ю, я; формирование умения характеризовать звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слова.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Я,Е,Ё,Ю – «хитрые буквы». Объяснить, почему. /Эти буквы особенные, они обозначают два звука, когда стоят в начале слова или после букв гласных звуков и обозначают один звук, когда стоят после букв согласных звуков/
Цель нашего урока – вспомнить особенности этих букв.
III. Актуализация знаний. Открытие нового знания.
Буква Я. Найди на картине как можно больше слов на звук –йа.
Чтение слов /на доске, столбики/ -
Я - Что прочитали? /букву, слог, слово/ Я доложить готова, что она буква, слог и слово!
як Зоя молния красная сеял
яма Рая заяц милая лаял
язык /имена /кто,что? /какая? /что делал?
ягода собственные/ предмет/ признак/ действие/
яблоко
ящерица
- Найдите многозначное слово – язык.
Работа по Азбуке, стр.84 – рисунки, пословицы.
Печатание буквы– Я,я
У Яны яркая лента. – Что можете сказать про букву я?
Загадка – Он в своей лесной палате носит пестренький халатик. Он деревья лечит, постучит и легче /дятел/
Рассматривание рисунка дятла /есть пестрый, красноголовый –желна/
Описание дятла /черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор/
- Почему дятла называют лесным доктором?
4. Чтение слогов: ня, дя, бя, ся, зя, мя, тя, ря. – найдите слог, с которого начинается слово дятел /дя/
5. Рассматривание картинок птиц. Чтение названий.
Беседа о бережном отношении к птицам
Запись слов: Зяблик, дятел, цапля, овсянка, трясогузка.
- Подчеркнуть мягкое слияние.
Физминутка
Рано утром солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде-раз.
А над нами весело шелестит трава.Поднимаем руки мы по команде-два .
Загадка – Летом катится клубок, у него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами /ЁЖ. Показ рисунка ежа, рассказ о нем. Ёж – лесной, ёж морской/. Звукобуквенный анализ. Сколько слогов, что слышим в начале слова?
Вывод 1: [йо] – в начале слова и после гласных обозначается буквой ё.
- Составьте предложение: Ёж нёс гриб.
Вывод 2- в слове нёс буква ё обозначает один звук [о] после мягкого согласного.
Письмо Ё,ё
Чтение слов в столбиках:
ёж ёрш поёт моё лёд гусёнок жёлтый
ёжик ёршик даёт твоё мёд утёнок шёлковый
/работа над значениями слов/
Открытие 1 «секрета» буквы ё.
- Почему у буквы ё две точки?
/Читаю рассказ- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.
Открытие 2 «секрета» буквы ё.
Запись слов: Ёж, ёлка, котёнок, клён, ревёт.
- Поставьте ударение. Что заметили?
Вывод: буква ё всегда ударная.
Работа по Азбуке, с. 79
Чтение стихотворения наизусть.
Чтение выражений-фразеологизмов с заданием: объяснить значения выражений, найти слова с буквой ё.
Открытие 3 «секрета» буквы ё. – Чтение статьи в Азбуке, с.82
Буква Ю.
Письмо букв Ю,ю.
Беседа о «хитростях» этой буквы
Письмо: Юрта, юмор, юнга, Юра, Юля, июль.
Ответы на вопросы.
Кто какой голос подает /слова на доске/ Кто что делает? /по рисункам/
Птицы Дети /рисуют/
Собаки Мальчики /копают/
Волки Девочки /читают/
Письмо слов-действий: поют, лают, воют, рисуют, копают, читают/
Чтение текста по ролям /на доске/
Юра и Юля играют в шахматы. Юра говорит:
- А я знаю другую игру.
- Какую?
- Шашки.
6. Печатание 1 предложения.
7. Чтение слов с добавлением слогов: Надя - На __ ша, Ваня - Ва __ша,
Андрей - Анд ___ша, Катя - Ка __ ша, Илья – И __ ша, Ксения – К __ ша.
Печатание слогов из слов: ню рю тю сю дю лю мю пю
Печатание предложений: Люся и Андрюша читают книгу про вишню.
Работа по Азбуке, с.83 Я и мои друзья.
IV. Итог урока Рефлексия
- Что вспомнили и узнали про буквы я, е, ё, ю?