Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 с.Серафимовский Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Разработка урока обучение грамоте (литературное чтение)
1 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Знакомство со звуками [б],[б']; буквой Б, б»
Работу выполнил:
учитель начальных классов
Салихова Айгуль Азатовна
Первая квалификационная категория
г. Туймазы
2015
Программа: «Начальная школа ХХI века»
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Знакомство со звуками [б],[б']; буквой Б, б»
Цели: знакомство со звуками [б],[б'] и с буквой Б, б;
Задачи: предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
личностные: развивать мотив учебной деятельности; навык конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, карточки со схемами слов, фишки, карточки для парной и групповой работы,
Учебник: Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» часть 1
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка для глаз, физминутка подвижная, правила посадки при чтении.
Аннотация
Урок литературного чтения рассчитан на учащихся 1 класса. Данный урок не требует навыков знания компьютера. Данная презентация демонстрирует способность учащихся концентрировать внимание на определённом задании, интегрировать (объединять в одно целое) имеющиеся знания по предметам. Помогает повторить изученное. Закрепляет умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка. Пробуждает интерес к изучению данного предмета.
План урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация к деятельности
3. Стадия вызова
4. Постановка темы и цели урока
5. Стадия осмысления
6. Стадия узнавания
7. Закрепление темы урока
8. Итог. Рефлексия
9. Оценивание. Самооценка
Тема: «Знакомство со звуками [б],[б']; буквой Б, б» Слайд 1
Ход урока
1.Организационный момент.
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом.
Посмотрите на гостей, подарите им свою улыбку. Слайд2
«Здравствуй друг! » в парах
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимают друг друга).
- Каким вы хотите видеть наш урок? (познавательным и интересным)
- Я желаю вам успехов на уроке.
2.Мотивация к деятельности
Предлагаю начать наш урок такими словами:
« Учитесь …. открывать!» Слайд3
Одно слово в нашем высказывании пропало. Помогите его восстановить.
3. Стадия вызова
1)Работа в парах
- У вас на столах конверты, возьмите желтого цвета, в нем карточки с буквами, соберите в парах слово.
- Что у вас получилось?
- Какое слово получилось? ( ТАЙНА) Слайд 4
- Что оно означает?
- Если встречаем незнакомые слова, где можно найти его значение? (в книгах, словарях, на уроке, у взрослых, в интернете)
- Правильно, и мы нашли его в словаре.(ученик зачитывает значение слова)
- Давайте вставим слово и прочитаем. «Учитесь тайны открывать! »
- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? (узнаем новое)
- Какое задание можно ещё предложить к этому слову?
( слоги, ударение, звуки, буквы, гласные, согласные)
- Мы раскрыли тайну этого слова, узнали, что оно означает.
- А хотите открыть ещё одну тайну?
2)Групповая работа
- Для этого нужно поработать в группах. Вспомним правила работы в группе. На партах лежат красные конверты. Вы должны собрать картинку.
Дети работают в группах.
- Что у вас получилось? (Слово Буратино) Слайд5
– Из какой сказки этот герой? Кто знает сказку? (
Сказка Золотой ключик, или приключения Буратино, автор Алексей Николаевич Толстой)
Учитель показывает на презентации книги А. Толстого и братьев Гримм. Слайд 6
– Еще раз произнесите имя героя. Интонационно выделите в слове первый звук.
–Расскажите, как располагаются видимые органы речи при их произнесении.
– Как проходит воздух?
– Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный- преграда губы, звонкий - уши, горло, твердый - рот, парный)
- Буратино пришёл не один.
- Узнайте кто это. «Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?» –
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
«Всех прекрасней молодая
Падчерица… (Белоснежка)». Слайд7
– Из какой сказки этот герой?(Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
Учитель показывает на презентации книги братьев Гримм. Слайд 8
- Какой первый звук слышите в этом слове?
– Еще раз произнесите имя героя. Интонационно выделите в слове первый звук.
–Расскажите, как располагаются видимые органы речи при их произнесении. (Уши, горло, голос) Губы растянулись в улыбке
– Как проходит воздух?
– Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, звонкий, мягкий, парный)
- Молодцы, вы хорошо справились с этими заданиями.
4. Постановка темы и цели урока
- Почему именно эти два героя к нам пришли на урок?
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Назовите цель урока
По алгоритму:
Назовите задачи урока
- Для того чтобы приступить к следующему заданию, подготовим глазки.
Физминутка для глаз «Бабочка» Слайд 9
5. Стадия осмысления
Работа над темой по учебнику.
- Откройте учебники с.109.
- Для чего нужен бинт? (перевязывать раны, воспитательный момент)
- Для чего нужен бант? (где применяют, на праздниках, рождение детей, синий и красный) Слайд 10
-Как можем охарактеризовать Буратино? Какой он? ( ответы детей)
- Какая Белоснежка? ( ответы детей)
-Посмотрите на картинки, что видите? БАНТ и БИНТ
- Буратино и Белоснежка приготовили задания.
-Кому из героев может пригодиться бинт, а кому бант?
- Составим схему слова БАНТ ХОРОМ по алгоритму - Составим схему слова БИНТ самостоятельно прверка 1 уч. у доски
- Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните свое мнение. (Один гласный звук.)
- Назовите как можно больше признаков сходства и различия, слов «бинт» и «бант».
- Что мы составили? (звуковые схемы)
- Что такое звуки? Хором (то, что мы слышим и произносим)
- А как звуки можно увидеть? (буквой)
- Что такое буква?(то, что мы пишем и видим)
- А кто знает, как выглядит эта буква? (показывает 1 ученик)
- Какие бывают буквы? (печатные, и письменные, заглавные и строчные) Выходит Карточка
- Какую букву написал ученик? (заглавную)
- Для чего нужны заглавные буквы? (хором)
- Как вы думаете, с какой буквы нужно писать имена наших героев? (заглавную)
- Какой буквой можно заменить первые звуки в словах БАНТ и БИНТ? (маленькая печатная)
Заменим 1 звук в схеме на букву ( на доске 1 ученик пишет сам)
- Скажем правило Буква Б обозначает….
- На что похожа буква? Слайд 11
![](https://fhd.multiurok.ru/e/5/c/e5ce13ec84cf6091fead64ad402b7c1a6cb57691/urok-obuchieniia-ghramotie-zvuki-b-b-bukvy-b-b_1.jpeg)
Буква Б проснётся рано Буква Б с большим брюшком,
Буква Б – бочонок с краном В кепке с длинным козырьком.
Умывайся, будь здоров! Разыгралась буква Б
Богатырь Борис Бобров! И бараном блеет: Бе-е…
- Посмотрите на алфавит, на каком месте стоит? В давние времена называлась «буки».
- На ленте букв где? Почему 1 ряд?
* Физминутка Буратино устал и просит отдохнуть вместе с ним.
6. Стадия узнавания
1) Чтение слогов по учебнику Задание от литературных героев.
Перед чтением сказать скороговорку: Белые бараны били в барабаны.
Слайд 12
- Буратино просит назвать слоги с твёрдым звуком [б], Белоснежка - с мягким звуком [б*].
- Для чего нам нужны слоги?(составлять слова) Слайд13
- Дополните до слова слоги: ба, бе, бу, би
-Где может стоять буква Б? ( в нач., и в середине)
- Назовите слова в середине. (бублик, барабан, библиотека)
- Давайте, почитаем слова в учебнике.
2) Чтение слов в учебнике с. 109 хором
зуб-зубы дуб-дубы
3) Выборочное чтение по тексту в учебнике
- Найдите и прочитайте название фруктов.
- Название одежды.
- Название животных.
- Прочитайте слова, которые мы не прочитали. Что эти слова обозначают?
7. Закрепление темы урока
Работа над предложением. Дифференцированная работа. В парах
(слайды для проверки)
- Ребята, какую цель мы ставили перед собой?
-Выполнили задачи, которые ставили? (по алгоритму)
- Давайте проверим. У вас на парте листок с предложением:
Белые бараны били в барабаны.
I ряд сосчитайте сколько раз встречается буква Б
II ряд подчеркните слоги с буквой Б
III ряд найдите мягкие и твёрдые согл. Звуки Б и Б* и раскрасьте буквы нужным цветом
Проверка по слайдам. Слайд 14
8. Итог. Рефлексия Слайд 15
Закончи предложение….
- Кому было трудно?
- Что не получилось?
-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
9. Оценивание. Самооценка Слайд 16- 18
Синий - Я всё понял, но были трудности…
Красный - Я ничего не понял, мне было сложно.
Спасибо за урок! Молодцы! Слайд 19