Урок основ духовно-нравственной культуры народов России.
5 класс.
Учитель: Бекетова Н.Ф.
Тема: Памятники культуры России. Православные храмы.
Цель: знакомство с памятниками культуры России – православными храмами.
Задачи:
Закрепить понятие «православный храм».
Формирование знаний о назначении, внешнем виде и устройстве православного храма.
Формировать представление о ценности православного храма как святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в парной группе. умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме
Личностные результаты: бережное отношение к материальным и духовным ценностям , развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
Регулятивные УУД: развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; решения проблем творческого и поискового характера;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы с заданиями для учащихся.
ХОД УРОКА.
1.Вводная беседа.
Загадки.
- Сюда приходят в день воскресный,
А в праздник здесь порою тесно.
Здесь люди каются, спасаются.
Как это место называется?
- Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам...
Это –
- Всех зовет к молитве он,
Знаешь ты и знаю я, то звонят ….
- Таять может да не лед
Не фонарь, а свет дает.
Определите тему нашего урока?
- В каком году произошло Крещение Руси?(В 988 году.)
- С тех пор на Руси появилось много храмов. Строили их в самых красивых местах, потому что люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
- На Руси храмы возводились с особой любовью. Храм всегда ориентирован на восток. В древних молитвах Бога иногда называют « Восток», потому что Он – начало света, начало жизни. Именно поэтому православные церкви строились так, чтобы молящиеся в них были обращены на восток.
- Перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме? Зачем люди посещают храмы?
(Ответы детей.)
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Вывод:
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Проверка знаний об устройстве православного храма.
- На прошлом уроке мы говорили об устройстве православного храма. - Чтобы проверить как вы усвоили знания об основных элементах православного храма выполните задания на листе с изображением храма. Сдайте работы. Посмотрите на слайд и сверьте свои ответы с надписями на слайде. Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.
- Что является самой высшей точкой храма?
Крест – главный символ христианства, он напоминает нам о страданиях Иисуса Христа ради спасения людей.
- На чем крепится крест? На что похожи купола церквей?
- Покрытые золотом, они горят как гигантские свечи, устремленные в небеса. А свеча – символ христианской молитвы. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию.
Многие храмы в России посвящены Пресвятой Богородице, которая издревна считается покровительницей Русской земли. Сегодня мы познакомимся с Покровскими храмами. Они посвящены Покрову Пресвятой Богородицы, покрывалу, которым она защищает народ от злых сил.
Мы совершим небольшое путешествие к памятникам русской культуры, поговорим о двух великолепных постройках - храме Покрова на Нерли и Покровском соборе города Камышлова.
3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
3.1. Храм Покрова на Нерли – памятник древнерусской культуры.
- Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей Боголюбский построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали. Эту церковь считают самой красивой в России.
Просмотр видеоролика, во время просмотра читаю стихи.
- Как лебедушек по Нерли
Облака несет синева;
На святом островке вдали
Белый-белый храм Покрова.
Зорьки алые – иван-чай,
Зверобоя закат желтей,
А церквушечка – как свеча,
От нее и в ночи светлей.
Зачарованы красотой
Благодатных мест камыши;
Только здесь, как в земле святой,
Есть приют для людской души.
Храм удивительно гармонично вписан в окружающую его природу.
Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и
пышными травами.
- Сейчас мы поработаем с текстом об этом храме. Задания выполняем в тетради.
Запишите тему урока: «Православные храмы»
Храм Покрова на Нерли.
Работа с текстом.
1 часть.
Храм Покрова на Нерли — величайший шедевр русского искусства, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле.
Церковь возведена во время похода русских полков на Волжскую Булгарию в честь погибших воинов, среди которых был сын Андрея Боголюбского Изяслав.
Зодчий, возвел искусственный холм высотой почти четыре метра и засыпал его землей. На этом холме, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь.
- Задайте вопросы к этой части текста.
- Ответьте на них.
Недалеко от Владимира есть село Боголюбово, а в полутора километрах от него и стоит храм Покрова на реке Нерль, в том месте, где она сливается с Клязьмой
Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.
2 часть. Писатели и поэты придумали много замечательных сравнений для церкви Покрова на Нерли. Задание: Прочитаем 2 часть текста и подчеркнем сравнения. С чем сравнивают люди храм?
В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная речной гладью, дышит поэзией и сказкой.
«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой», - писал Нестор в своем произведении «Повесть временных лет». Этот храм стоит на холме и отражается в реке, и создается такое ощущение, что он парит в облаках…
Бывает, что во время весеннего разлива вода подступает к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом.
Храм Покрова на Нерли легок и светел. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песня.
- Выпишите ответ из текста.
- Почему кажется, что храм парит в облаках?
Вывод.
- Храм пленяет своим изяществом. С помощью удачно выбранных пропорций и форм зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служат бросающиеся в глаза вертикальные линии – пилястры, пояс из полуколонок, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола и сам луковичный купол. Если заглянуть внутрь , там тоже испытаешь ощущение устремлённости ввысь.
И, конечно же, храм удивительно гармонично вписан в окружающую его природу. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и пышными травами.
Русский художник Игорь Грабарь сказал: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом , созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства"
3 часть.
Тема прославления Пресвятой Богородицы звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов.
Храм Покрова на Нерли — величайший шедевр русского искусства. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа
В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море.
Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил.
Писатели и поэты придумали много
- Как вы могли бы озаглавить текст?
«Храм Покрова на Нерли»
«Поэма в камне»
«Лебедь-храм»
«Лебедь белокаменный»
«Чудо на Нерли»
Каким событиям посвящен храм?
3.2 Праздник Покрова в России. Сообщение
Новоселова Степана.
3.3 Покровский собор города Камышлова.
Сообщения Суворовой Е. и Лабазиной В.
4. Подведение итогов. Рефлексия
Д.з. Нарисовать и описать какой-либо православный храм.
1. Какому святому посвящен храм?
2. Какому событию посвящен храм?
3. Опишите особенности строения храма?
4. С чем можно сравнить храм?
5. Какие чувства он у вас вызывает?