СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 4 класс "Пётр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Окружающий мир по теме "Пётр Великий".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс "Пётр Великий"»

Тема урока: «Пётр Великий»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления об эпохе

правления Петра Ι, его преобразованиях.

2. Развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения работать с

источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь, мышление, воображение.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом,

слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.


Формируемые УУД:

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Коммуникативные: - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Личностные: - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Средства обучения

1).Учебник Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014.;2) Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, материал для работы групп, портрет Петра I .







Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, открытым. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

- Молодцы! Садитесь, давайте все вместе прочитаем девиз сегодняшнего нашего урока:  «Попутный ветер понесёт нас к нужным знаниям вперёд». Вот на этом корабле мы и отправимся к новым знаниям.

Желаю всем успехов в работе.

II. Проверка домашнего задания.

- Начнём наш урок с проверки ранее полученных знаний. Давайте проведем с вами небольшую историческую разминку.

- Важную роль в истории нашей Родины сыграли многие знаменитые исторические личности. Слайд 2

Давайте вспомним, как их называли в народе? Перед вами карточка с заданием. Соотнесите имена исторических личностей с их народными именами. Работайте в паре.

Иван IV 
Ярослав 
Владимир  
Дмитрий 
Александр 
Иван

Мудрый
Грозный
Красное Солнышко 
Калита
Донской
Невский

– Проверим. (Проверка по слайду 1)

-Кого мы ещё не назвали на слайде? (Пётр I)

-Какое народное имя у него?

Для этого нам надо ответить на вопросы теста. У вас на столе лежат листочки с заданием.

1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю?

б) Александр Невский

в) Кузьма Минин

г) Дмитрий Донской

В

2. В каком городе это произошло?

е) в Нижнем Новгороде

ж) В Екатеринбурге

з) в Москве

Е

3. Что создали для борьбы с врагами?

и) народный фронт

к) народное собрание

л) народное ополчение

Л

4. Кого пригласили возглавить народное ополчение?

и) Князя Дмитрия Пожарского

к) Ермака

л) Ивана III

И

5. В каком году народное ополчение двинулось к Москве?

к) в1612 г.

л) в1613 г.

м) в1611 г.

К

6. Когда в России начали править цари из рода Романовых?

ж) 1564 г.

з) 1612 г.

и) 1613 г.

И

7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года?

и) День России – 12 июня.

й) День народного единства – 4 ноября.

к) День Конституции – 12 декабря.

Й



III. Постановка учебной задачи.

- Какое народное имя у него?

-Какая тема нашего урока? (Пётр Великий)

- Как вы понимаете слово «Великий»? - - Уточним в словаре Ожегова

Великий – ( в словаре Даля) превышающий обычную меру, сравнительно с другими обширный, большой; о человеке славный великими, знаменитыми подвигами

- Можете вы сейчас ответить на вопрос, почему царя Петра 1 назвали Великим?

- Какую ЦЕЛЬ поставим на уроке? (Выяснить, почему Петра 1 назвали Великим).

IV Открытие новых знаний

- Чтобы достигнуть цели урока, я предлагаю вам на нашем корабле отправиться в историческое путешествие в эпоху Петра Великого с 1682 по 1725 год.

- Где мы можем узнать информацию о Петре I? (из учебника)

- Познакомиться с личностью Петра 1 можно в школьной библиотеке. У нас в классе для вас организована выставка книг, посвященная Петру 1.

Книги, представленные на выставке, расскажут о жизни великого реформатора, роли Петра I в истории России, его реформах.

Выставка знакомит с биографической литературой о выдающемся российском императоре, его деяниях и личности, талантах и неутомимой энергии, успехах и неудачах на фоне событий того времени.

(заслушиваются сообщения учеников)

(слайд 14)

Ученик 1:

Петр родился 30 мая 1672 года.

О его детстве я узнал из книги Н.Головина «Моя первая русская история. В 4 года он остался без отца и свое детство провел с матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском.

Наталья Кирилловна нежно любила своего сына, берегла его и заботилась о том, чтобы сделался добрым и умным мальчиком. Царевич Петр рос не по дням, а по часам: в девять лет казался пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и очень красив лицом. Умно и весело смотрели его большие черные глаза, волосы его вились черными локонами.

Петр I стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Царями России были провозглашены сразу два мальчика: Петр и его брат Иван, которому было 16 лет. Иван был очень болезненным, Петр слишком юным, поэтому государственными делами заправляла старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по закону того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

Раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с нею. Набрал он себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему, даже незнатного рода. Учил их маршировать : раз, два! раз, два! Учил их строить игрушечные крепости и брать их.

С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал «потешные» полки.

(слайд 15)

На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.

Ученик 2:

Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли.

Об этом я узнал из книги И.Е. Гусева « Флот Петра Первого».

На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке.

В 1688г. в Измайлове в одном из амбаров своего двоюродного деда боярина Н.И. Романова Петр обнаружил старое судно - небольшой английский ботик.

( слайд 16)

Голландец Тиммерман, обучавший его арифметике, геометрии , астрономии, артиллерии и другим наукам, объяснил , что этот ботик ходит под парусами , причем не только по ветру, но и против ветра. Это известие, по словам самого Петра, его « в великое удовольствие привело и якобы неимоверно». Впоследствии ботик получил прозвище « дедушка русского флота». Ботик отремонтировали.

Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса.

На маленькой подмосковной Яузе плавать было очень трудно, не хватало простора. И тогда 16-летний Петр, увлеченный своей новой затеей, перебрался на более глубокое, Плещеево озеро (близ города Переславля- Залесского). Здесь началась постройка первых судов «потешной» флотилии.

В следующем году Петр посетил Архангельск – настоящий порт, где познакомился с голландскими, английскими и иных стран кораблями. Петр I принял решение поехать за границу учиться морскому делу, строительству кораблей.

( слайд 17)

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие.

Всю жизнь Петр учился. Хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Петр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.

Ученик 3:

При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени.

(слайд 18)

Возникли школы, училища и Академия наук.

(слайд 19)

Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Первая газета называлась «Ведомости». Появился первый музей «Кунсткамера».

(слайд 20)

Мы празднуем Новый год 1 января – это Петр I ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.

(слайд 21)

Петр ввел новые обычаи: брить бороды, носить европейскую (короткую) одежду.

(слайд 22)

Он создал большую регулярную армию, которая пополнялась рекрутами из крестьян и горожан.

( слайд 23)

Военная служба была пожизненной. Армия имела единое вооружение, единую форму одежды, обучалась по единому уставу.

Я читал книгу Сергея Алексеева «Петр Первый»

В рассказе «Сено, солома!» я узнал о том, что однажды Петр ехал мимо солдатских казарм. Смотрит – солдаты ходить строем учатся. А молодой поручик подает им какие-то необычные команды:

-Сено, солома! - Сена , солома!

Петр Первый не понял, что же это значит?

Разглядел царь: на левой ноге у солдат сено привязано, а на правой ноге - солома. Возмутился царь, подозвал к себе поручика Вяземского. А тот сказал:

-Это чтобы солдатам, легче учиться было. Ведь они деревенские! Подивился царь, усмехнулся.

А вскоре Петр принимал парад. Лучше всех шла рота поручика Вяземского.

(слайд 24)

Учитель- Отдавая должное деятельной энергии Петра Первого, нельзя забывать , что многие его реформы были введены силой, его указы в большинстве жестоки и, « кажется , написаны кнутом».



Ученик 4:

В конце XVII века выход в Балтийское море был закрыт враждующими с Россией государствами.

В 1700 году Петр Первый заключил союз с датским и польским королями и объявил войну шведам.

(слайд 25)

Эта война длилась более 20 лет и получила название Северной.

Был создан могучий военный флот.

(слайд 26)

27 июня 1709 года состоялось величайшее сражение XVIII века под Полтавой.

(слайд 27)

Об этом сражении я прочитала в книге Якова Гордина «Полтавская битва».

У города Полтавы сошлись два войска: русское и шведское. Петр сказал своим солдатам: «Воины, помните, что вы сражаетесь за свою родину и весь русский народ.

Будьте храбры, товарищи. Я буду с вами. Знайте, что мне жизнь не дорога. Хочу только добра и славы для России».

Началась битва; Петр был везде, где кипел бой: пули свистели кругом него и несколько раз прострелили его шляпу. Но бог хранил его. Скоро Карл 12, шведский король, который командовал шведской армией, был ранен, и шведы побежали. Много шведских генералов попалось в плен русским. После битвы царь Петр пригласил их к себе в палатку, возвратил им отнятые у них шпаги, а затем сел за стол и посадил с собой пленников.

« Вы – мои учителя,- сказал он, - вы научили меня сражаться».



В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами.

7. Физкультминутка (с исполнением русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки»



Учитель

На берегах Невы Петр I заложил крепость, которую назвал Санкт - Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский. В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города.

(слайд 28)

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, ежегодно до 30 тысяч крестьян, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали , стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Петр работал вместе со всеми. И конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

Работа в группах.

Задания для групп

1 группа

1. Прочитайте текст на стр. 94 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

  1. Когда Петр был провозглашен царем?

  2. Назовите годы правления Петра Первого.

  3. Расскажите о любимых занятиях Петра в детстве.

  4. Чем Петр не походил ни на одного из европейских государей?

  5. Какие науки хорошо знал Петр Первый?

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что ____________________________________________________

2 группа

1. Прочитайте текст на стр. 95-96 и ответьте на вопросы.

2. Выпишите, что изменилось в России во время правления Петра Первого.

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что ____________________________________________________

  1. _______________________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________________

  6. _________________________________________________________________________________

  7. _______________________________________________________________________________

  8. _________________________________________________________________________________

  9. ________________________________________________________________________________

  10. ________________________________________________________________________________




3 группа

1. Прочитайте текст на стр. 97 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

  1. С чего началось увлечение Петра морем?

  2. Какое решение принял Петр Первый?

  3. В какую державу превратилась Россия при Петре Первом?

  4. Когда Россия получила выход к Балтийскому морю?

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что ____________________________________________________



4 группа

1. Прочитайте текст на стр. 98 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

  1. Когда началось строительство Санкт-Петербурга?

  2. С чего началось строительство города?

  3. Как строился город?

  4. Когда Санкт-Петербург стал столицей?

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что _______________________________________





5 группа

Задание  (Всероссийские проверочные работы)


Ежегодно 13 января в нашей стране отмечается День российской печати. В этот день в 1703 году вышел первый номер русскоязычной газеты, основанной по указу Петра I. Подумай и напиши, почему печатные средства массовой информации важны для общества и в наш век высоких технологий. (Объём ответа — до пяти предложений).

Пояснение.

Средства массовой информации до сих пор важны для нашего общества, потому что это наша история, они напоминают нам о многих событиях. Пожилые люди пользуются не Интернетом, а например, газетами. Печатную газету можно читать, например, в поезде, где нет связи. Газеты доставляют в самые дальние регионы нашей Родины, туда, где нет другой информации. Газеты не только предоставляют информацию, но и развлекают людей.

8.Рефлексия

- Ребята, какую ЦЕЛЬ мы ставили в начале урока. Достигли цели? Можем теперь ответить на вопрос, почему Петра 1 назвали Великим? (с.100)

Вывод: Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. Россия стала империей, превратилась в морскую державу.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Мы сегодня с вами на уроке путешествовали на кораблях. Может вы догадались почему?

- Как вы считаете, ваши знания о Петре I расширились, углубились, пополнились.









https://youtu.be/kLNJtC_0Mdo



https://youtu.be/0EGUQ1QLguA



















Иван IV 

Мудрый

Ярослав 

Грозный

Владимир  

Красное Солнышко 

Александр 

Донской

Дмитрий 

Калита

Иван

Невский




_________________________________________________________________________



Иван IV 

Мудрый

Ярослав 

Грозный

Владимир  

Красное Солнышко 

Александр 

Донской

Дмитрий 

Калита

Иван

Невский


________________________________________________________________________



Иван IV 

Мудрый

Ярослав 

Грозный

Владимир  

Красное Солнышко 

Александр 

Донской

Дмитрий 

Калита

Иван

Невский


1. Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

а) Александр Невский

б) Кузьма Минин

в) Дмитрий Донской


2. В каком городе это произошло?

а) в Нижнем Новгороде

б) В Екатеринбурге

в) в Москве


3. Что создали для борьбы с врагами?

а) народный фронт

б) народное собрание

в) народное ополчение


4. Кого пригласили возглавить народное ополчение?

а) Князя Дмитрия Пожарского

б) Ермака

в) Ивана III


5. В каком году народное ополчение двинулось к Москве?

а) в1612 г. б) в1613 г. в) в1611 г.


6. Когда в России начали править цари из рода Романовых?

а) 1564 г. б) 1612 г. в) 1613 г.


7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года?

а) День России – 12 июня.

б) День народного единства – 4 ноября.

в) День Конституции – 12 декабря.


_________________________________________________________________________

1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю?

а) Александр Невский

б) Кузьма Минин

в) Дмитрий Донской


2. В каком городе это произошло?

а) в Нижнем Новгороде

б) В Екатеринбурге

в) в Москве


3. Что создали для борьбы с врагами?

а) народный фронт

б) народное собрание

в) народное ополчение


4. Кого пригласили возглавить народное ополчение?

а) Князя Дмитрия Пожарского

б) Ермака

в) Ивана III


5. В каком году народное ополчение двинулось к Москве?

а) в1612 г. б) в1613 г. в) в1611 г.


6. Когда в России начали править цари из рода Романовых?

а) 1564 г. б) 1612 г. в) 1613 г.


7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года?

а) День России – 12 июня.

б) День народного единства – 4 ноября.

в) День Конституции – 12 декабря.




Работа в группах.

Задания для групп

1 группа

1. Прочитайте текст на стр. 94 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

  1. Когда Петр был провозглашен царем?

  2. Назовите годы правления Петра Первого.

  3. Расскажите о любимых занятиях Петра в детстве.

  4. Чем Петр не походил ни на одного из европейских государей?

  5. Какие науки хорошо знал Петр Первый?

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что ____________________________________________________

2 группа

1. Прочитайте текст на стр. 95-96 и ответьте на вопросы.

2. Выпишите, что изменилось в России во время правления Петра Первого.

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что ____________________________________________________

  1. _______________________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________________

  6. _________________________________________________________________________________

  7. _______________________________________________________________________________

  8. _________________________________________________________________________________

  9. ________________________________________________________________________________

  10. ________________________________________________________________________________




3 группа

1. Прочитайте текст на стр. 97 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

  1. С чего началось увлечение Петра морем?

  2. Какое решение принял Петр Первый?

  3. В какую державу превратилась Россия при Петре Первом?

  4. Когда Россия получила выход к Балтийскому морю?

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что ____________________________________________________



4 группа

1. Прочитайте текст на стр. 98 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

  1. Когда началось строительство Санкт-Петербурга?

  2. С чего началось строительство города?

  3. Как строился город?

  4. Когда Санкт-Петербург стал столицей?

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что _______________________________________





5 группа

Задание  (Всероссийские проверочные работы)


Ежегодно 13 января в нашей стране отмечается День российской печати. В этот день в 1703 году вышел первый номер русскоязычной газеты, основанной по указу Петра I. Подумай и напиши, почему печатные средства массовой информации важны для общества и в наш век высоких технологий. (Объём ответа — до пяти предложений).

Пояснение.

Средства массовой информации до сих пор важны для нашего общества, потому что это наша история, они напоминают нам о многих событиях. Пожилые люди пользуются не Интернетом, а например, газетами. Печатную газету можно читать, например, в поезде, где нет связи. Газеты доставляют в самые дальние регионы нашей Родины, туда, где нет другой информации. Газеты не только предоставляют информацию, но и развлекают людей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!