СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира (4 класс). Тема "Смутное время. Минин и Пожарский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в 4 классе (УМК "Школа России") в рамках раздела "Человек и общество".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира (4 класс). Тема "Смутное время. Минин и Пожарский"»

Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.

Цели: познакомить учащихся с понятиями «патриот», «па­триотизм», со значением народного ополчения; формировать представления о патриотизме.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты, слайд (иллюстрация) «Памятник Минину и Пожарскому», толковый словарь.


Ход урока

I. Организационный момент

ТИМ ЧИР («кричалка» для поднятия духа)

Ошибаться можно, бездельничать нельзя,

если знаешь - поделись с нами

II. Актуализация опорных знаний

Приложение 1 - КОНЭРС: Дмитрий Донской, Иван III, Иван Калита, Александр Невский.

- Определить по картинке или словосочетанию, в какой «угол» нужно идти. В группе готовится короткий рассказ-доказательство о деятеле.

III. Самоопределение к деятельности

- Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

- Что объединяло этих людей? (Любовь к родине, самоотверженность, готовность к подвигу….)

- Таких людей, которые любят родину, родное государство, кто готов на подвиг и личные жертвы во имя Отчизны называют… патриотами (СЛАЙД)

— Дома вы работали со словарями и интернетом, узнавали значение слова «патриот»? Кто поделится своими находками?

- В словаре русского языка СИ. Ожегова дается толкование слова

«патриот» — это человек, одушевленный патриотизмом, патриотизм —

преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к

любым жертвам и подвигам во имя инте­ресов своей Родины.

«Патриотичный человек» — тот, кто любит свое Отечество, пре­дан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

«Патриотизм» — особое эмоциональное переживание своей при­надлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

- Как вы думаете, ограничивается ли история только именами этих людей? (Нет)

- Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое и она богата именами патриотов.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Па­триоты России».)

- Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страни­цей истории нашего Отечества.

Демонстрация слайда «Памятник Минину и Пожарскому».

— Какие вопросы у вас возникли? (Кто такие Минин и По­жарский? За какие подвиги воздвигли им памятник? Что сде­лали Минин и Пожарский для России? За что благодарят их потомки? Можем ли мы их назвать патриотами России?)

Приложение 2 - Задачи урока: узнаем о борьбе народа за независимость в начале XVIII века, патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков;

попытаемся понять роль этого события в истории России; поймем, почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства.

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику с. 87

— Вначале XVII в. полякам удалось войти в Москву. Почему? Где об этом можем узнать? (В учебнике.)

- Прочтите статью на с. 87 учебника, работая в паре, ответьте на поставленный вопрос, пользуясь опорными словами.

СЛАЙД Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство бояр, народные волнения.

- В конце XVI века царем был Федор Иванович (СЛАЙД) – тихий добрый человек. У него не было детей и после его смерти трон российский опустел. В стране воцарился беспорядок, которым воспользовались поляки и помогли им в этом предатели-бояре. Страна оказалась на краю гибели. Ее нужно было спасть.

- Патриотическое движение возглавила Русская православная церковь. Патриарх Гермоген (СЛАЙД) отсылал во все концы страны грамоту, в которых призывал сплотиться для отпора захватчикам.

— Прочитайте статью со второго абзаца с. 87-88 этой статьи. Сформулируйте свои вопросы по каждому абзацу.

1. К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин в 1611году.? 2. Что было создано для борьбы с врагом?

3. Кто встал во главе собравшейся рати?

4. Когда народное ополчение двинулось к Москве?

5. С кем произошел бой око­ло Москвы?

6. Чем закончилась эта схватка?

7. Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе?

8. Чем все закончилось?

Ответы сопровождаются показом слайдов

- В Российском государстве закончилось смутное время. В 1613 году на Земском соборе 16-летний Михаил Федорович был избран на царство.

- Кто может объяснит, почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства.

- Спустя два века на красной площади в Москве был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (СЛАЙД).

- Почему Минина и Пожарского называют па­триотами России?

- Как вы считаете, в чем значение данного события в нашей истории?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполняя задание 1 на с. 30, сформулируйте определение понятия «народное ополчение». (Народное ополчение — это добровольцы, готовые постоять за родную землю.)

— Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.)

— Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рас­сказа о

России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость,

Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай-город, 1612 г., Дмитрий

Пожарский.)

Оценивание

V. Подведение итогов урока

- С какими деятелями российской истории ПАТРИОТАМИ России можно поставить в один ряд патриарха Гермогена, К. Минина и Д. Пожарского?

- В этот ряд и поставила бы и Тимура Маратовича и Юрия Леонидовича, которые сейчас выполняют свой патриотический долг на Украине (ФОТО)

VIII. Рефлексия

— Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал...»

- У вас на партах лежат цветы. Давайте подарим их нашим героям. Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый.


Домашнее задание: с. 90, ответить на вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради №2 стр.31-32.





















Приложение 1 (КОНЭРС)

ИВАН III



ИВАН КАЛИТА



ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ



АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

река Угра


герб Руси

боярская дума

Московское

государство

государь всея Руси



сам собирал дань для Орды

хан

Мамай

8 сентября

1380 г.





рыцари- крестоносцы

хан

Батый


город Козельск

шведы

Чудское озеро









Приложение 2.

узнаем о борьбе народа за независимость в начале XVIII века,




о патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков;


попытаемся понять роль этого события в истории России;


поймем, почему

4 ноября мы отмечаем День народного единства.



















5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!