СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира «Чудесные превращения воды в природе». 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое);
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  • повышать познавательную активность детей; развивать воображение, восприятие, память, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

ХОД УРОКА

1.Мобилизационный момент.

Громко прозвенел звонок – Начинается урок.  

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «Чудесные превращения воды в природе». 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»»

Урок русского языка «Устойчивые выражения». 4 класс. УМК «ПНШ»

Цель:Обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

Задачи:

  • Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи;

  • Формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;

  • Продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;

  • Развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.

Этап работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы:

-словесные,

-самоконтроль.

1. Настрой на урок

— Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками?

— Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения!

2. Открыли тетради, записали число.

3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:

“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!

2.

Орфографическая минутка.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-работать над развитием орфографического навыка.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать созданию условий для развития орфографического навыка.

Задачи:

-помочь принять правильную позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы:

-словесные,

— наглядные,

-самоконтроль.

– На доске записан афоризм:

“Как богад руский езык!
Как многа внем медких слоф!”

– Предложите задание.

Записать в тетрадь, исправляя ошибки.

ПРОВЕРКА.

Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого

3.

Изучение учебного материала.

а) Создание проблемной ситуации

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

-активизировать соответствующие мыслительные действия.

Задачи:

-активизировать познавательную деятельность учащихся

Методы:

-словесные,

-побуждающий от проблемной ситуации диалог.

К.Чуковский “От трех до пяти”.

Четырехлетняя девочка спросила у матери
– Скоро наступит лето?
– Скоро, -ответила мама.- Ты и оглянуться не успеешь.
Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!

– Почему так произошло? Чего не знала девочка?
– Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”?
Николай Сладков «Три загадки»

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: — Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: — Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

— Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

— Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

— Какие такие загадки? — удивились ребята и разжали кулаки.

(А вы разгадали, что это за загадки?)Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.


б)Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-получает возможность задуматься.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Задачи:

-формировать знания о фразеологических оборотах,

-развивать способности к анализу, синтезу.

Методы:

-учебный диалог,

-наглядные,

-познавательные.

А)Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать?

Тема нашего урока называется (Презентация к уроку, слайд 2) «Устойчивые выражения»

Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190), посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения. (слайд 2)

(Показать Фразеологический словарь, где помещено более 6000 фразеологизмов)

Что мы можем узнать из словаря? Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов.

Откуда произошли эти выражения, вы знаете? (слайд 3)

Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами?

Из словаря я узнала, что выражение Я покажу тебе, где раки зимуютсвязано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют»

Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами— связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

— Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Отгадайте, из каких произведений, эти устойчивые выражения: (слайд4)

Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.

Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов. Какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной)

Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову — синониму и употребляются в переносном значении.

Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно)

Б) Маленький художник не знал и не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.

В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения?Как вы думаете, к каким устойчивым оборотам нарисовал художник эти иллюстрации? Что они означают? (слайды 6-11)

4.

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-создать условия для формирования понятия значения

фразеологизма и правильного употребления их в речи.

Задачи:

-развивать умение работать в парах, в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

— дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

Методы:

-учебный диалог,

-наглядные,

-самостоятельная деятельность уч-ся,

-познавательные.

1) Работа с учебником ав. Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс 3 часть»

Стр.30 упражнение 23 (устно.)Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.

Письменно упражнение 24.Объясни письменно значения устойчивых выражений, используя их синонимы из списка слов.(один уч-ся у доски)

Физминутка “Фразеологический зверинец”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

2) работа в парах

К данным устойчивым выражениям напишите близкий по значению глагол, в том же числе и лице. (слайд 12)

  • Вставляет палки в колеса.- Мешает (3 л., ед.ч.)

  • Обведешь вокруг пальца. — Обманешь (2 л., ед.ч.)

  • Выбьетесь из сил. — Устанете (2 л., мн.ч.)

  • Зарубим на носу. — Запомним (1 л., мн.ч.)

(Проверь себя. Слайд 13.)

3) работа со словарем

Замените слова устойчивыми выражениями, пользуясь словарем в учебнике.

(2 ч. Стр. 190) (слайд 14-15)

  • Лентяйничать — Баклуши бить.

  • Крепко дружат — Водой не разольешь.

  • Удрать, сбежать — След простыл.

4)Самостоятельная работа по уровням.

1-й уровень –(карточка желт.) Записать фразеологизм по его значению.

Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_______

(водой не разлить)

Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному__

(не верить своим ушам)

Трудно молчать, не терпится сказать______

( язык чешется)

2-й уровень – (на карточке зелен.). Выписать предложения с фразеологизмом.

Карточка.

Я не нашел себе места и встал в проходе.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.

3-й уровень – (на карточке син.). Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Карточка.

  1. Его вешают, приходя в уныние;
    его задирают, зазнаваясь;
    его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  2. Не цветы, а вянут;
    не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
    не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Проверка. (уч-ся формируют группы по уровню сложности заданий, проводят проверку внутри группы, один ученик от группы объясняет выполнение задания)

5.

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

— осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-содействовать осознанию уч-ся своей учебной деятельности и деятельности класса.

Задачи:

-вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока. формировать самооценку учащихся

Методы:

-наглядные,

-самоконтроль.

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде(17) Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

– Зачитайте. Объясните.

(Дети зачитывают. Объясняют.)

6.

Домашнее задание(карточки)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

— закрепить умение работать с фразеологизмами.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

— обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения д/з

Выбери одно из предложенных заданий и выполни его.

  1. Запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.

  2. Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.

  3. Зашифруй фразеологические обороты




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!