Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 |
Тема | Государственный бюджет |
Форма проведения урока | Урок-исследование |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель | Познакомить детей с понятием «государственный бюджет» |
Задачи | Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы» и «расходы». Развивающие: развивать познавательный интерес детей к предмету, устную речь, словарный запас, логическое мышление. Воспитательные: воспитывать ответственного, законопослушного гражданина. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать источники формирования государственного бюджета, усвоить понятия «бюджет», «налоги», «доходы» и «расходы», уметь оперировать этими понятиями. Метапредметные УУД Регулятивные: умение планировать действия, исходя из поставленной задачи и условий её реализации, ориентироваться в учебной литературе и электронных заданиях, замечать допущенные ошибки, ориентироваться в задании, находить способы решения учебной задачи и выполнять учебные действия в письменной форме. Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение полученной информации, строить речевые высказывания. Коммуникативные: обмен мнениями; умение слушать друг друга, строить речевые высказывания, формулировать вопросы; участвовать в учебном диалоге. Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; самоанализ и самоконтроль результата; расширение кругозора. |
Формы | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; закрепление материала, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, игровой. |
Приёмы | Анализ, синтез, сравнение, обобщение. |
Педагогические технологии | Технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровая технология, ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, системно-деятельностный подход. |
Оборудование | Интерактивная доска, учебник, рабочие листы с заданиями для учащихся. |
Учебно-методическая литература | 1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 11-е изд. М. : Просвещение, 2020. – 160 с. 2. Интернет ресурсы |
Основные понятия | «Бюджет», «государственный бюджет», «налоги», «доходы», «расходы». |
Межпредметные связи | Русский язык, математика, литературное чтение, финансовая грамотность. |
Сценарий урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I. Самоопределение к деятельности. (1 мин) Цель: включение в учебную деятельность на личностном уровне | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на учебу и формулирование темы урока. - Здравствуйте, ребята! Начинаем сегодняшний урок. Тема занятия «Государственный бюджет». | Слушают учителя. Показывают готовность к уроку. | Фронтальная, индивидуальная | Л: понимание значения обучения в жизни человека; проявление интереса к предмету. | |
II.Актуализация знаний Стадия вызова (5 мин.) Цель: готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный, наглядный, практический | Мотивирование учащихся к учебному процессу - Ребята, какую тему изучали на прошлом уроке? - Для успешного изучения нового материала нам понадобятся знания по ранее пройденной теме. Давайте повторим, помните ли вы основные понятия по теме «Деньги». Учащиеся отвечают на вопрос учителя, что такое деньги. - Молодцы, ребята!. | Отвечают на вопрос учителя - Что такое деньги? | Фронтальная, индивидуальная | Р: умение планировать действия, исходя из поставленной задачи. П: умение осуществлять наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Л: понимание значения обучения в жизни человека; проявление интереса к предмету. | |
III. Постановка учебной задачи (1 мин.) Цель: выявление проблемных моментов, постановка цели урока. | Словесный | Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и задач урока - А о каком бюджете мы будем говорить на уроке вы узнаете, если правильно прочитаете слово (дается половина слова) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какая цель нашего с вами урока? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока. - Бюджет. - Государственный бюджет. - Узнать, что такое государственный бюджет. | Фронтальная | Р: постановка учебной задачи совместно с учителем. П: осуществление наиболее эффективного способа решения задач; К: участие в учебном диалоге, формулирование ответов и вывод; умение слушать и понимать других. | |
IV. Открытие «нового» знания (12 мин) Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный, наглядный, практический; исследовательский, игровой, объяснительно-иллюстративный. Работа со словарём Работа с учебником Творческое исследование Игра-исследование «Бюджет» Работа с учебником Задание по определению однокоренных слов и выделению в них корня. | - Ребята, как вы думаете, слово бюджет – русское или иностранное? (Это английское слово) - Теперь давайте с вами посмотрим значение слова бюджет в Толковом словаре русского языка: «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определённый период времени (месяц, год)» - Сейчас найдём определение в учебнике. Откройте страницу …, тема Государственный бюджет. Прочитайте определение. - Итак, сделаем вывод. Бюджет – это … - Принято различать два вида бюджета: государственный и семейный. Сделайте предположение, почему мы сегодня начали изучать именно государственный бюджет? - Для того, чтобы понять значение словосочетания «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам поиграть в игру «Бюджет». Часть 1. «Доходы бюджета» К доске вызываются 3 ученика. Им выдаётся по карточке: 1. Зарплата за март. 2. Победа в спортивном соревновании. 3. Прибыль от продажи продуктов питания. - Антон – пожарный. Он получил зарплату за март. Сергей одержал победу в спортивных соревнованиях и получил приз. Константин получил прибыль от продажи продуктов питания. - Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? - Давайте представим, что я –государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы граждане государства, которые получили доходы или прибыль. - Большую часть оставьте себе, а меньшую положите в сумку. - Итак, какую часть вы вернули государству: большую или меньшую? - Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую отдают государству? (налог) - Как вы думаете, налоги платят добровольно или принудительно? Почему? На с. … учебника давайте найдем ответ на вопрос. Вывод: - Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. - Вопрос: как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик) - Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Давайте попытаемся выделить корни этого слова. Корни: налог, плат. - Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. (Налоговые инспекторы. Организация – налоговая инспекция.) - Налог, налогоплательщик, налоговые – какие это слова? Назовите корень этих однокоренных слов. Кто выделит корень в этих словах? - Закончите мою мысль: доходы государства – это … - Итак, налоги поступили в бюджет. Что вдальнейшем происходит с этими деньгами? (расходуют) - Правильно – деньги, поступившие в бюджет, нужно израсходовать. | Отвечают на вопрос учителя. Делают предположения Один ученик читает значение слова «бюджет» по толковому словарю. Один ученик читает определение слова «бюджет» в учебнике. Ученики делают вывод … – план доходов и расходов. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают своё предположение. - Получилось две части. Ответы учащихся. Учащиеся высказывают своё мнение. - Это однокоренные слова. Выходит к доске по желанию один ученик, выделяет корень слов. - … налоги с граждан, организаций и предприятий. Отвечают на вопрос учителя. | Фронтальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текста. Р: ориентируются в учебнике в сотрудничестве с учителем; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К: строят речевые высказывания, задают вопросы с целью уточнения необходимой для решения проблемы информации. Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу; расширение кругозора. | |
IV. Открытие «нового» знания (продолжение) (5 мин.) | Словесный, практический Работа с учебником Практическая работа в рабочих листах | - Следующая часть игры- «расходы бюджета». У государства существует много сфер деятельности, на которые необходимы расходы. Давайте посмотрим, какие это сферы. В учебнике найдите необходимую информацию. Руководство практической работой. - Продолжим исследование. Сейчас будем учиться рассчитывать доходы и расходы государства. Предлагаю решить задачи для того, чтобы найти лучший государственный бюджет. Работа в группах. Задача для 1-й группы. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если выделить на здравоохранение 10 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц; на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод. Задача для 2-й группы. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если выделить на здравоохранение 20 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц; на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод. Задача для 3-й группы. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если выделить на здравоохранение 20 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц; на охрану природы – 10 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод. - Сделаем вывод. Какой бюджет считается лучшим, идеальным? - Такой, в котором доходы превышают расходы. | Слушают учителя. Работают с учебником под руководством учителя В группах выполняют математические вычисления, сравнения. - Расходы 96 условных единиц. - Расходы 106 условных единиц. - Расходы 100 условных единиц. Учащиеся делают предположение -Доходы Расходы Высказывают своё мнение. Делают вывод. | Фронтальная, индивидуальная Групповая | П: осуществление поиска необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя; анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей; речевые высказывания. Р: умение ориентироваться в учебнике, в тексте; осуществлять контроль по результату и способу действия. К: умение слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; работать в коллективе. Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу; расширение кругозора; осознание необходимости уплаты налогов гражданами страны. | |
V. Первичное осмысление и закрепление. Самостоятельная работа (8 мин.) Цель: усвоение нового способа действий | Самостоятельная работа Тест «Государственный бюджет» | Поясняет задание на интерактивной доске. - Ребята, сейчас будете самостоятельно выполнять тест по теме «Государственный бюджет» (приложение 1). На выполнение теста даётся 5 минут. После завершения теста мы с вами проверим ответы. | Учащиеся выполняют тест самостоятельно. | Индивидуальная | П: осуществление поиска необходимой информации (из ответов теста, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Р: умение ориентироваться в тесте, находить способы решения учебной задачи и выполнять учебные действия. | Интерактивная доска |
VI. Итог урока. (2 мин.) Обобщить полученные сведения на уроке | Словесный | - Ребята, что нового вы узнали на уроке? - Что вам понравилось или не понравилось? Что запомнилось? - Могут вам пригодиться эти знания в жизни или нет? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. | Фронтальная, индивидуальная | П: умение ориентироватьсяв полученных знаниях. Р: умение оценивать собственную деятельность на уроке. Л: умение проявлять интерес к предмету. | |
VII. Рефлексия (3 мин.). | Словесный | - Спасибо за работу. Оцените свою работу на уроке по таблице На уроке я … | работал | не работал | Своей работой на уроке … | доволен | не доволен | Материал урока мне был … | понятен | не понятен | | Оценивают свою работу на уроке. | Фронтальная, индивидуальная | |
Домашнее задание (2 мин.) | Словесный | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная, индивидуальная | Р: умение принимать и сохранять учебные задачи. | |
1) Каждый работающий человек платит налоги.
2) Государство содержит учреждения культуры.
3) Бюджет план доходов и расходов.
4) Доходы — деньги, которые тратят.
4. – 3