СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Государственный бюджет" 3 кдасс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Государственный бюджет" 3 кдасс»

Технологическая карта урока по теме «Государственный бюджет»


Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тема

Государственный бюджет

Форма проведения урока

Урок-исследование

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Познакомить детей с понятием «государственный бюджет»

Задачи

Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы» и «расходы».

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к предмету, устную речь, словарный запас, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать ответственного, законопослушного гражданина.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать источники формирования государственного бюджета, усвоить понятия «бюджет», «налоги», «доходы» и «расходы», уметь оперировать этими понятиями.

Метапредметные УУД

Регулятивные: умение планировать действия, исходя из поставленной задачи и условий её реализации, ориентироваться в учебной литературе и электронных заданиях, замечать допущенные ошибки, ориентироваться в задании, находить способы решения учебной задачи и выполнять учебные действия в письменной форме.

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение полученной информации, строить речевые высказывания.

Коммуникативные: обмен мнениями; умение слушать друг друга, строить речевые высказывания, формулировать вопросы; участвовать в учебном диалоге.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; самоанализ и самоконтроль результата; расширение кругозора.

Формы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; закрепление материала, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, игровой.

Приёмы

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Педагогические технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровая технология, ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, системно-деятельностный подход.

Оборудование

Интерактивная доска, учебник, рабочие листы с заданиями для учащихся.

Учебно-методическая литература

1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 11-е изд. М. : Просвещение, 2020. – 160 с.

2. Интернет ресурсы

Основные понятия

«Бюджет», «государственный бюджет», «налоги», «доходы», «расходы».

Межпредметные связи

Русский язык, математика, литературное чтение, финансовая грамотность.


Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I. Самоопределение к деятельности.

(1 мин)


Цель: включение в учебную деятельность на личностном уровне

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на учебу и формулирование темы урока.

- Здравствуйте, ребята!

Начинаем сегодняшний урок. Тема занятия «Государственный бюджет».


Слушают учителя.

Показывают готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Л: понимание значения обучения в жизни человека; проявление интереса к предмету.



II.Актуализация знаний

Стадия вызова

(5 мин.)

Цель: готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный,

наглядный, практический




















Мотивирование учащихся к учебному процессу

- Ребята, какую тему изучали на прошлом уроке?

- Для успешного изучения нового материала нам понадобятся знания по ранее пройденной теме. Давайте повторим, помните ли вы основные понятия по теме «Деньги». Учащиеся отвечают на вопрос учителя, что такое деньги.

- Молодцы, ребята!.

Отвечают на вопрос учителя


- Что такое деньги?




























Фронтальная, индивидуальная

Р: умение планировать действия, исходя из поставленной задачи.


П: умение осуществлять наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;


Л: понимание значения обучения в жизни человека; проявление интереса к предмету.
























III. Постановка учебной задачи

(1 мин.)


Цель: выявление проблемных моментов, постановка цели урока.

Словесный

Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и задач урока

- А о каком бюджете мы будем говорить на уроке вы узнаете, если правильно прочитаете слово (дается половина слова)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.



- Какая цель нашего с вами урока?













Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока.


- Бюджет.




- Государственный бюджет.


- Узнать, что такое государственный бюджет.








Фронтальная

Р: постановка учебной задачи совместно с учителем.


П: осуществление наиболее эффективного способа решения задач;


К: участие в учебном диалоге, формулирование ответов и вывод; умение слушать и понимать других.






















IV. Открытие «нового» знания

(12 мин)


Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению


Словесный, наглядный, практический; исследовательский, игровой, объяснительно-иллюстративный.

Работа со словарём



Работа с учебником

















Творческое исследование


Игра-исследование «Бюджет»




































Работа с учебником




















Задание по определению однокоренных слов и выделению в них корня.









- Ребята, как вы думаете, слово бюджет – русское или иностранное? (Это английское слово)





- Теперь давайте с вами посмотрим значение слова бюджет в Толковом словаре русского языка:

«План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определённый период времени (месяц, год)»


- Сейчас найдём определение в учебнике. Откройте страницу …, тема Государственный бюджет. Прочитайте определение.



- Итак, сделаем вывод.

Бюджет – это …




- Принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

Сделайте предположение, почему мы сегодня начали изучать именно государственный бюджет?


- Для того, чтобы понять значение словосочетания «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам поиграть в игру «Бюджет».

Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызываются 3 ученика. Им выдаётся по карточке:

1. Зарплата за март.

2. Победа в спортивном соревновании.

3. Прибыль от продажи продуктов питания.

- Антон – пожарный. Он получил зарплату за март.

Сергей одержал победу в спортивных соревнованиях и получил приз.

Константин получил прибыль от продажи продуктов питания.

- Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

- Давайте представим, что я –государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули

государству: большую или меньшую?

- Кто знает, как называется та часть вашего дохода, которую отдают государству? (налог)

- Как вы думаете, налоги платят добровольно или принудительно? Почему?



На с. … учебника давайте найдем ответ на вопрос.

Вывод:

- Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

- Вопрос: как можно назвать человека, который платит налоги? (Налогоплательщик)

- Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Давайте попытаемся выделить корни этого слова.

Корни: налог, плат.

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. (Налоговые инспекторы. Организация – налоговая инспекция.)


- Налог, налогоплательщик, налоговые – какие это слова?

Назовите корень этих однокоренных слов. Кто выделит корень в этих словах?




- Закончите мою мысль: доходы государства – это …




- Итак, налоги поступили в бюджет. Что вдальнейшем происходит с этими деньгами? (расходуют)

- Правильно – деньги, поступившие в бюджет, нужно израсходовать.

Отвечают на вопрос учителя.

Делают предположения





Один ученик читает значение слова «бюджет» по толковому словарю.



Один ученик читает определение слова «бюджет» в учебнике.


Ученики делают вывод

… – план доходов и расходов.


Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают своё предположение.






















- Получилось две части.












Ответы учащихся.




Учащиеся высказывают своё мнение.


























- Это однокоренные слова.

Выходит к доске по желанию один ученик, выделяет корень слов.


- … налоги с граждан, организаций и предприятий.


Отвечают на вопрос учителя.





Фронтальная











Фронтальная, индивидуальная

















Фронтальная, индивидуальная




























Фронтальная, индивидуальная















Фронтальная, индивидуальная

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текста.


Р: ориентируются в учебнике в сотрудничестве с учителем; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.


К: строят речевые высказывания, задают вопросы с целью уточнения необходимой для решения проблемы информации.


Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу; расширение кругозора.





















IV. Открытие «нового» знания

(продолжение)

(5 мин.)









Словесный, практический


Работа с учебником











Практическая работа в рабочих листах

- Следующая часть игры- «расходы бюджета».

У государства существует много сфер деятельности, на которые необходимы расходы. Давайте посмотрим, какие это сферы. В учебнике найдите необходимую информацию.


Руководство практической работой.

- Продолжим исследование. Сейчас будем учиться рассчитывать доходы и расходы государства. Предлагаю решить задачи для того, чтобы найти лучший государственный бюджет.


Работа в группах.

Задача для 1-й группы.

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Каков будет расход государственного бюджета, если выделить на здравоохранение 10 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц;

на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод.


Задача для 2-й группы.

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Каков будет расход государственного бюджета,

если выделить на здравоохранение 20 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц;

на охрану природы – 6 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод.


Задача для 3-й группы.

Доход государства составляет 100 условных единиц.

Каков будет расход государственного бюджета, если выделить на здравоохранение 20 условных единиц, на содержание армии и полиции – 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц;

на охрану природы – 10 условных единиц, на образование – 10 условных единиц. Решите задачу и сделайте вывод.


- Сделаем вывод. Какой бюджет считается лучшим, идеальным?

- Такой, в котором доходы превышают расходы.


Слушают учителя.

Работают с учебником под руководством учителя












В группах выполняют математические вычисления, сравнения.




- Расходы 96 условных единиц.








- Расходы 106 условных единиц.















- Расходы 100 условных единиц.















Учащиеся делают предположение

-Доходы Расходы


Высказывают своё мнение. Делают вывод.



Фронтальная, индивидуальная





























Групповая

П: осуществление поиска необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя; анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей; речевые высказывания.


Р: умение ориентироваться в учебнике, в тексте; осуществлять контроль по результату и способу действия.


К: умение слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; работать в коллективе.


Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу; расширение кругозора; осознание необходимости уплаты налогов гражданами страны.








































































V. Первичное осмысление и закрепление.

Самостоятельная работа

(8 мин.)



Цель: усвоение нового способа действий

Самостоятельная работа


Тест «Государственный бюджет»

Поясняет задание на интерактивной доске.

- Ребята, сейчас будете самостоятельно выполнять тест по теме «Государственный бюджет» (приложение 1).

На выполнение теста даётся 5 минут.

После завершения теста мы с вами проверим ответы.


Учащиеся выполняют тест самостоятельно.


Индивидуальная

П: осуществление поиска необходимой информации (из ответов теста, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)


Р: умение ориентироваться в тесте, находить способы решения учебной задачи и выполнять учебные действия.

Интерактивная доска


VI. Итог урока.

(2 мин.)

Обобщить полученные сведения на уроке


Словесный

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось или не понравилось? Что запомнилось?

- Могут вам пригодиться эти знания в жизни или нет?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Фронтальная, индивидуальная


П: умение ориентироватьсяв полученных знаниях.


Р: умение оценивать собственную деятельность на уроке.


Л: умение проявлять интерес к предмету.


VII. Рефлексия

(3 мин.).

Словесный

- Спасибо за работу. Оцените свою работу на уроке по таблице

На уроке я …

работал

не работал

Своей работой на уроке …

доволен

не доволен

Материал урока мне был …

понятен

не понятен



Оценивают свою работу на уроке.










Фронтальная, индивидуальная



Домашнее задание (2 мин.)

Словесный

Объясняет домашнее задание.


Записывают домашнее задание.

Фронтальная, индивидуальная

Р: умение принимать и сохранять учебные задачи.







Приложение 1


Тест на тему: «Государственный бюджет»

1. Укажите, что составляет большую часть доходов государства.

1) зарплаты
2) взносы
3) налоги
4) пожертвования


2. Выберите, на что государство не расходует деньги.

1) налоги граждан
2) выплата пенсий
3) содержание армии
4) работа библиотек


3. Отметьте, кто не платит налоги.

1) организация
2)собственник дома
3) школьник
4) работающий человек


4. Определите, какой бюджет лучше.

1) доходы равны расходам
2) расходы больше доходов
3) доходы больше расходов
4) всё одинаково хорошо


5. Подумайте, кто получает зарплату из бюджета государства.

1) врач
2) артист
3) доярка
4) токарь


6. Найдите неверное высказывание.

1) Каждый работающий человек платит налоги.
2) Государство содержит учреждения культуры.
3) Бюджет план доходов и расходов.
4) Доходы — деньги, которые тратят.


7. Отметьте граждан, которые получают государственные пособия.

1) учёные
2) безработные
3) инвалиды
4) многодетные


Ответы:

1.- 3

2.-1

3.- 3

4. – 3

5.- 3

6.- 4

7- 2,3,4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!