СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Март-капельник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира по теме "Март-капельник". Материал разработан для 1 класса, УМК "Школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Март-капельник"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Г.о. Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 30»







Предмет: Окружающий мир, 1 класс

(УМК «Школа XXI века»)

Тема: «Март-капельник»

Форма проведения: урок

Используемые технологии: технология формирования УУД, информационные технологии, игровые технологии.





Автор работы: Тимачева Оксана Аркадьевна,

учитель начальных классов,

педагогический стаж: 29 лет,

высшая квалификационная категория



2018 год



Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной, развитие умения анализировать народное название месяца – «капельник», объяснять причину появления проталин, таяния снега.



Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц, выполнять анализ народных примет, объяснять причины появления проталин, таяния снега.

Личностные: смыслообразование - осознавать значение учебной деятельности, вклад в парной и групповой работе, развитие интереса к новому; развитие доброжелательного отношения к одноклассникам; способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль и самоконтроль - учиться определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность результатов своей деятельности.

Познавательные: общеучебные - осуществлять рефлексию способов и условий действий: осуществлять анализ объектов; умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих; умение слышать и понимать речь других; умение работать в паре, в группе; умение оформлять свои мысли в устной форме.



Тип урока: «открытие» новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое оборудование: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник.- М.: Вентана-Граф, 2016, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, компьютер, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для парной и групповой работы.



Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, я приглашаю вас на урок окружающего мира. Покажите, с каким настроением вы начинаете работу? (Солнышко или тучка).

- У меня тоже сегодня хорошее солнечное настроение и я спешу поделиться с вами лучиком моего тепла. У каждого из вас на парте есть лучик, он будет помогать вам на уроке.

- Сегодня в нашем классе стало как-то светлее и теплее. Не догадались почему?

( Мнения детей)

- Да, у нас сегодня присутствуют гости, а гости в доме – это всегда радость. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь им и поделитесь частичкой своей радости, своего тепла.

- Спасибо. А сейчас я расскажу нашим гостям о вас, а вы, как только услышите слово, которым могли бы себя охарактеризовать, тихонечко садитесь за парту.

Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

Веселые и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

2. Введение в тему урока

-Уроки окружающего мира помогают нам внимательнее всматриваться, вслушиваться в мир, который нас окружает во все времена года. А какие вы знаете времена года?

(Зима, весна, лето, осень)

- Попробуйте узнать время года, отгадав мою загадку.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях бежит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла …( весна!)


- Молодцы! А по каким приметам вы определили, что это весна?

-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О весне)


3. Формулирование темы и целей урока.

- Давайте вспомним весенние месяцы. Играем в игру «Доскажи словечко».

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март!)

За ним другой стучится в дверь,

И называется … (апрель!)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он? … (май!)


- Сегодня мы с вами поговорим об одном из весенних месяцев. Попробуйте определить о каком?

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

- Давайте уточним тему нашего урока. (Март) (Слайд 2)


- Ребята, в народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с народными приметами, которые сложились из многолетних наблюдений.

- Хотите узнать, как наши предки славяне называли март?

- Откройте учебник на стр. 55 и посмотрите, как называется наш урок.

- Кто назовёт тему нашего урока? (Март-капельник) (Слайд 3)

- Нет ли у вас вопроса?

(Почему март называется капельник?)


- Поставим перед собой учебные цели.

- Узнать, почему март называется капельник?

- Выяснить, какие изменения происходят в живой и в неживой природе с наступлением первого весеннего месяца.


- Я предлагаю сегодня работать под девизом, который созвучен теме урока: «Знание собирается по каплям».

- Как вы понимаете эти слова?

(Знания невозможно получить за 1 день. Их надо копить постепенно, может даже всю жизнь).

4. Актуализация знаний.

- Давайте вернёмся к загадке про первый весенний месяц. (Пары)


Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.


- Поработайте в паре. Подчеркните признаки марта.

- Назовите признаки, которые относятся к неживой природе.

- А к живой природе?

- Каких признаков больше? С какой природы начинаются изменения, с живой или с неживой? (Слайд 4) (Самооценка- сигнал светофора)

- Какое главное изменение в неживой природе весной? Как вы думаете?

(Мнения детей)

- А поможет нам разобраться одна игра – игра “Почемучка”. Ответьте мне на вопрос почему?

- Почему снег тает? (Стало тепло)
– Почему прилетают птицы? (Стало теплее, появляется корм.)
– Почему просыпаются звери? (Стало теплее, можно найти еду.)
– Почему распускаются первые весенние цветы? (Стало теплее.)
– Значит, какое изменение в природе весной самое главное? (Потепление.)

(Капелька на доску - первое знание)

- Почему становится теплее? Что даёт нам свет и тепло? (Солнце)

- Солнце гораздо выше поднимается над линией горизонта, чем зимой. Оно всё ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. (Слайд 5)


- Давайте перечислим другие признаки весны в неживой природе. А помогут вам картины природы (Слайды 6-9)

Слайд 6. Второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе - это таяние снега. В марте очень часто появляются первые проталины, вы знаете, что это такое?

(Страничка из толкового словаря С.И. Ожегова). (Капелька на доску)

Слайд 7. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода. (Словарь, капелька)

Слайд. 8. Когда реки и озёра переполнятся водой от растаявшего снега и льда, вода заполняет леса, луга и поля вдоль реки. Это называется половодьем. (Словарь, капелька).

Слайд 9. Капель. (Словарь, капелька)


- Кто из вас открыл для себя новое знание, узнал сейчас что-то новое?

(прикрепляем капельки на доску)

5. Динамическая минутка (считалочка с движениями)

- Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте:

На – на - на – наконец пришла… (идём на месте)

Д. Весна.

Оглянитесь, повернитесь, полюбуйтесь на весну!

У. Ло – ло – ло – всем от солнышка (руки вверх, показываем солнышко)

Д. Тепло.

И тепло, и светло, замечательно!

У. Чи – чи - чи – прилетели к нам (взмахи руками)

Д. Грачи.

В стороны руки, плавно помашем,

Это грачи к нам летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.


- К какой природе относятся грачи, живой или неживой? (К живой природе)

- А как вы думаете, происходят ли изменения в жизни живой природы с наступлением весны? (Происходят, потому что в природе всё взаимосвязано.)

-Давайте понаблюдаем за изменениями в живой природе. Рубрика «Соображалки» (учебник, стр. 57)

- Почему в народе говорят: «Увидел грача – весну встречай»?

(Мнения детей)

- А где мы можем найти ответ на этот вопрос? Проверить, правы мы или нет?

(В учебнике)

- Прочтите текст на стр. 58

Лучики составляют две группы.

1-я группа.

- Прочитайте текст и попробуйте ответить на вопрос: Почему грачи прилетают первыми?

Грач прилетает ранней весной, когда еще лежит снег. Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых. (Слайд 10)

2-я группа. (Слабочитающие дети у доски перед слайдом презентации)

Перед вами картина знаменитого художника А. Саврасова. Подберите название к картине. Объясните свой выбор.

“Подснежник”.
“Весна”.
“Грачи прилетели”. (Слайд 11)

6. Работа в тетради

Стр.65: Гнёзда грачей. (Слайд 12)

- Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд. (Стр. 59 учебника).

- Вслед за грачами к нам прилетает другая весенняя птица, а какая вы сможете ответить, если отгадаете загадку

На шесте – дворец,

Во дворце – певец. (Скворец)

- Как вы думаете, почему скворцы появляются позже, чем грачи?

(Появляются первые насекомые – корм для скворцов. Эти птицы – насекомоядные).



Физкульминутка

- Что-то мы засиделись. Приглашаю вас на прогулку в весенний лес.


- Ой, какая красота! Догадайтесь, что я нашла?

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник.) (Слайд 13)


- А кто знает почему эти цветы так назвали? (Они первыми появляются из-под снега)

Мы шли-шли-шли, 
Подснежник слева нашли, 
На корточки присели
Тихонько посмотрели.
Встали и опять пошли. 
Мы шли-шли-шли, 
Подснежник справа нашли, 
На корточки присели
Тихонько посмотрели
Встали и опять пошли. 
Мы шли-шли-шли,
На полянку пришли.
Посмотрите вокруг,
Здесь подснежники цветут.
Мы опять пошли и в наш класс пришли.

-Почему мы не сорвали подснежники, а только посмотрели, полюбовались на них?

«Растения весной».

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных растениях и кустарниках набухают почки и появляются листья.) (Слайд 14, 15)


- Работа в учебнике. С.56

- В лесу много зверей. А кто знает, как встречают весну звери? (Некоторые звери линяют, просыпаются от зимней спячки медведи, барсуки, ежи. У многих зверей появляются детёныши.)


-А сейчас мы с вами выполним поисковую работу. Наша задача – найти в учебнике на стр.56 самые интересные лесные новости.

- У каждого ряда будет своё задание.1-й ряд находит в тексте описание этого животного:

Тяжелы рога по весу, 
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Он лесной красавец … (Лось)


- 2-й ряд:

Длинный хвостище,

Рыжий волосище,

Сама – хитрища. (Лиса)


- 3-й ряд:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)


Работа по учебнику стр.57

«Лесные новости» - телевизор (Слайд 16)


- Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных

- А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной? ( Не тревожить птиц в гнёздах. Иначе они могут покинуть гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать в лесу тишину.


IV. Итог урока.

- А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.

1. После какого времени года наступает весна?

Лето.

Зима.

Осень.

2. Как в народе называют весну?

День года.

Утро года.

Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

Дети.

Сосульки.

Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

Ледопрыг.

Ледобег.

Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

Ласточки.

Соловьи.

Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

Проталинки.

Заталинки.

Обталинки.


Подведение итогов урока. (Слайд 17, 18)


-Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне? (Нет)

-Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. (Слайд 19)

- Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски - и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья де­ревьев. Слушайте и смотрите весну! А поможет нам в этом прекрасная музыка П.И. Чайковского. («Времена года. Март»)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!