«Какие бывают растения?» Окружающий мир 2 класс.
Цели:
1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предметные результаты:
Приводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;
Рассматривать и сравнивать растения гербария и школьного двора; устанавливать связь между строением, приспособленностью к условиям жизни деревьев, кустарников, трав
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем исследовательского характера
освоение основ познавательной рефлексии
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач
готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Оборудование:
карточки с изображением растений,
карточки с названиями групп растений,
схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,
Ход урока
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
Тут затеи и задачи, игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
- Начинаем урок окружающего мира. Мы покажем, как научились работать на уроках, но самое главное, мы должны поработать на себя, узнать что-то новое на уроке.
- У каждого на парте карточка для оценивания. Эта карточка для меня. В конце урока с её помощью вы покажете мне, как усвоили тему урока. И в то же время вы проконтролируете себя.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?
- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
- Почему загрязняется вода?
- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?
- Кто придумал свою загадку про воду? (на капельке воды написана загадка, прикрепляется на доску) оценивается в карточке для оценивания
III.Самоопределение к деятельности.
- С помощью цифр 18, 1, 19, 20, 6, 15, 10, 6 нужно расшифровать слово (работа в группах, у каждой группы цифры и алфавит с обозначением порядкового номера буквы + вывешиваются цифры на доску). Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы алфавита.
- Расшифруйте это слово
Растение.
- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
О растениях.
- А что знаете вы по этой теме?
Ответы детей.
- Какие задачи мы ставим сегодня перед собой?
Ответы детей.
- Прочитаем в учебнике, что говорит об этом Муравьишка.
- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем ценить красоту мира растений.
или
Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать. (По ходу отгадок на магнитную доску выставляются картинки)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. ( Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
Две сестрицы зелены,
К осени одна краснеет.
Другая чернеет. (Чёрная и красная смородина)
- Прочитайте все слова – отгадки (на доске под иллюстрациями): берёза, осина, дуб, ель, крапива, одуванчик, малина, смородина.
- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)
IV.« Открытие» детьми нового знания (усвоение нового материала)
Работа в группах. (картинки с растениями и названия групп на карточках)
- Каждой группе даны рисунки растений, вы должны разделить их на группы
Задание для 1-ой группы: береза, малина, колокольчик, дуб.
Задание для 2-ой группы: липа, черемуха, смородина, душица
Задание для 3-ей группы: сосна, ель, калина, одуванчик.
- Что может сказать об этих растениях каждая группа?
Ответы детей
Слайд(дерево)
- Чем отличается дерево от остальных растений?
У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки (ели и сосны)
- Выберите дерево в группе и расскажите о нем.(с помощью атласа-определителя)
Дети рассказывают о своем дереве.
Слайд (кустарники)
- Что вы видите на слайде?
Кустарник.
- Что можно сказать о дереве и о кустарнике?
Кустарник имеет не один ствол, а много стволов. Один ствол живет 20 - 50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.
Сообщение о калине. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. А осенью ее украшают красивые листья и гроздья красных плодов. Калина полезна для здоровья.
Слайд (травянистые растения)
- Что вы видите? Что можете сказать о растениях-травах?
Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники. Но есть высокие травы – кукуруза, подсолнечник.
- А теперь обратимся к учебнику и проверим верно ли определили группы растений и их признаки. И оценим себя, как мы работали (карточки оценивания).
V. Физкультминутка
Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.
- Мы пойдём все в лес густой.
Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)
Это дикая малина ( кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)
Ну а это земляника ( относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)
Снова видим мы сосну.
А теперь орешник.
Это белая берёзка
Ну а это вот морошка.
Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!
VI. Закрепление и повторение новых знаний.
1.Закрепление знаний о существенных признаках каждой группы растений.
Выполнение задания в рабочей тетради с.25-26 зад.1. Взаимопроверка. (карточка оценивания)
2.Дидактическое упражнение «Лесенка».
- Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)
- А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники. Деревья.)
Учащиеся крепят карточки на доске.
VII.Проверка знаний.
- Знаете ли вы названия этих растений? (учебник, с.57)
- Какие из них – деревья, какие – кустарники, какие – травы? С помощью карточек с цифрами, буквами Д, К или Т распределите растения по группам. (самопрверка и оценивание в карточке оценивания).
VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения?
Ответы детей.
- Выберите и продолжите любое предложение: слайд
1. На сегодняшнем уроке я узнал…..
2. На этом уроке я похвалил бы себя за …….
3. После урока мне захотелось …….
4. Сегодня я сумел…….
(анализ карточек самооценки и выставление отметок)
Домашнее задание:
1.Подготовить рассказ о любом растении родного края(сильные учащиеся);
2.Выполнить задание в рабочей тетради с.27