СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Берегите воду!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведен во время межпредметной методической недели "Формирование математической грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Берегите воду!"»


Конспект урока окружающего мира

в 3 А классе на тему: « Берегите воду!»


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Берегите воду!».

Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, электронное приложение.

Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».



Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие


- Прозвенел звонок. Ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии. Встали все у парт красиво. У нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, улыбнитесь друг другу.


Мы знаем, орешек знаний твёрд, но расколоть его помогут волшебные слова «Хотим всё знать!». Откроем ладошки навстречу новым знаниям.


Прочитайте высказывание: «Учиться – значит не только добывать знания, но и сотрудничать во время этого процесса»

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Зачем нам сотрудничать?

Я желаю вам успешно сотрудничать во время получения новых знаний на нашем уроке.


Приветствуют учителя.












Высказывают свое мнение




Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.Мотивация учебной деятельности обучающихся

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.


- Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:

Без чего невозможна жизнь на Земле?

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без….(воды).

-Без чего невозможна жизнь на Земле?

- Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям, животным, растениям)

- Чему будет посвящен наш урок? (Воде)






Слушают стихотворение











Высказывают свое мнение

Предполагают о теме урока


3. Актуализация знаний

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Проверить знания по теме «Вода».



Организует проверку домашнего задания

1.Проверка домашнего задания

-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями

воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.

1. Тест

Ф.И.________________________________

1) Лед и снег-это вода..

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2) Что происходит с водой при нагревании?

а) при нагревании вода сжимается;

б) при нагревании вода расширяется;

в) изменений с водой при нагревании не происходит.

3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) вода впиталась в поверхность пола;

б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

в) вода с поверхности пола испарилась;

4) Пар- это

а) вода в жидком состоянии

б) вода в газообразном состоянии.

в) вода в твердом состоянии;

5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется;

б) вода, превращаясь в лед, сжимается;

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

2. Блицтурнир

- Какой цвет имеет вода?

- Что происходит с водой при нагревании?

- Какие вы знаете три состояния воды?

– Как выглядит вода в природе в твердом состоянии? (Лед, снег.)

– Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар, туман.)

– Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Обычное состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т. д.)

- Является ли вода растворителем?

- С помощью чего можно очистить воду?

- При каком условии образуется лед?

- Почему воду называют «вечной путешественницей»?


3. Работа со схемой «Круговорот воды в природе»

- Расскажите, пользуясь схемой, как в природе происходит круговорот воды в природе?







5 учеников работают с тестом «Вода»

























2 ученика поочередно отвечают на вопросы учителя .














Работа со схемой у доски.


Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять

4. Целеполагание.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и Б)Согласовать цель и тему урока.


Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.


- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде, но прежде мы сыграем в игру «Верю-не верю»

(На столах у вас карточки, я буду задавать вопросы, а вы если верите, ставьте +, если не верите -)

    1. Верите ли вы, что пресной воды в природе намного меньше чем соленой?

    2. Верите ли вы, что животные и растения могут прожить без воды?

    3. Верите ли вы, что нельзя пить воду из реки, озера?

    4. Верите ли вы,что бактерии обезвреживают ядовитые вещества?

    5. Верите ли вы,что загрязняя воду, мы убиваем себя?

    6. Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что вода дороже золота?


К концу урока мы снова возвратимся к этой таблице и посмотрим насколько вы были правы.


Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки.

-А вот тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку.

В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.

Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.

-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?

(Воду нужно беречь, не загрязнять)

- Попробуйте сформулировать тему урока

-Итак, тема урока: «Берегите воду!»

- На какой главный вопрос мы постараемся ответить?:

Почему нужно беречь и охранять воду?

-Исходя из цели, попробуйте сформулировать задачи , которые мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?

Обобщить знания о воде

Расширить знания об использовании воды

Познакомиться с мерами по охране воды

Научиться экономно её расходовать


- С задачами на урок мы определились, начнем их решение в сотрудничестве.















Индивидуальная работа по карточкам












Слушают сказку
















Высказывают предположения, ставят учебные задачи

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.


5.Физминутка




Волны плещут в океане

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке

(Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, -Надо чаще приседать.

(Приседания.)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)




Выполняют двигательные упражнения


6.Работа по теме урока 


Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде.


- Чтобы решить задачи урока, нам нужно ответить на некоторые вопросы, а для этого мы поработаем в группах. А как нужно работать в группах?

- Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы. Каждой группе будет предложено два вопроса

Биологи

1. «Вода – источник жизни». Что это значит?

2. Слону в сутки необходимо 90 литров воды. Сколько воды надо слону на 3 суток?


Потребители

1. Для чего человеку нужна вода?

2. Ученые посчитали, что человек за день употребляет 3 литра воды. Сколько воды он употребляет за неделю?


Инженеры

1.Почему вода считается помощником человека?

2. Чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно использовать 250 тонн воды. А сколько воды надо использовать, чтобы получить 3 тонны бумаги?

(стр. 59, 1-2 абзац)


Эксперты

1. Почему чистой воды становится меньше?

2. Пластиковые бутылки разлагаются 200 лет, а рыболовная леска в 3 раза дольше. Сколько потребуется лет для разложения рыболовной лески?

(стр. 59, 3 абзац)

Экологи

1. Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды?

2. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько

литров отходов выбрасывает завод за 4 минуты?

(стр. 59, 4 абзац) (стр. 60)


Стратеги

1. Что значит экономно расходовать воду?

2. В квартире подтекает водопроводный кран. За 1 минуту набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за сутки?

(стр. 62)







Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения.


- Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.


-Вывод: воду надо беречь



Находят в тексте информацию по данному вопросу

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.


-Вывод: В производстве без воды никак не обойтись


-Вывод: Больше всего в реках воду загрязняют выбросы с заводов и фабрик


- Вывод: От загрязненной воды гибнут растения и животные . Заболевает человек. Надо строить очистные сооружения, которые не сливают воду в реки


- Вывод: срочно чинить кран или покупать новый. Нужно бережно относиться к нашему водопроводу.


Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.






Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную



7.Рефлексия

Цель:

Показать значение воды для живых организмов.



Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока «Почему воду надо беречь и охранять»

Вода – это жизнь, красота, здоровье

Вода - помощник человека

Количество пресной воды ограничено


Где можно применить полученные знания? В нашей повседневной жизни.


Работа в парах

Игра: «Собери пословицу». 

Тише воды,                                         не суйся в воду.

В марте вода,                                      молодецкая еда

Хлеб да вода —                                 ниже травы

 Не зная броду,                                    в апреле трава .

(Ответы)

Тише воды, ниже травы.

В марте вода, в апреле трава.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Не зная броду, не суйся в воду.


А теперь возвратимся к таблице, которую заполняли в начале урока и посмотрим насколько вы были правы.


    1. Верите ли вы, что пресной воды в природе намного меньше чем соленой?

    2. Верите ли вы, что животные и растения могут прожить без воды?

    3. Верите ли вы, что нельзя пить воду из реки, озера?

    4. Верите ли вы, что бактерии обезвреживают ядовитые вещества?

    5. Верите ли вы, что загрязняя воду, мы убиваем себя?

    6. Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что вода дороже золота?






И в завершении нашего урока составим синквейн к слову ВОДА


Вода

пресная, солёная

течёт, замерзает, испаряется

круговорот воды в природе

жизнь













Работают в парах, договариваются, кто будет читать ответ к заданию














Работают индивидуально по карточкам. Сверяют предположения в начале урока с результатами в конце.











Коллективная работа по составлению синквейна

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.





8. Самоанализ и самооценка ученика

Цель:

А)Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание



- Чему мы учились, достигая поставленной цели и решая задачи урока?

- Для того, чтобы проверить, насколько успешны вы были в сотрудничестве на уроке, воспользуемся системой голосования.

= Все задачи урока я успешно решал в сотрудничестве.

= Не все задачи урока удалось решить в сотрудничестве

= Не удалось сотрудничать на уроке.


- А я надеюсь, что вы все получили новые знания и успешно сотрудничали на уроке


Д/з т. Стр. 35


Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны.




Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)















Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.


Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!