СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний включает и тетрализованную постановку,проведение  опыта, практическую работу.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"»

МБОУ – СОШ № 6 г. Орла

Дражникова Галина Николаевна,

учитель начальных классов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ПО ТЕМЕ " ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"



Учитель начальных классов,

Дражникова Галина Николаевна



2019 г.

Педагог: Дражникова Галина Николаевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Экологическая безопасность».

Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;

-доказать, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

-учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация

Наглядные пособия: сигнальные карточки(форма ладошки), картинки ядовитых растений и грибов, бутылки(1.5 литра), вата, марля, камешки- галька, растаявший снег в ведёрках, свеча, спички, стакан для опытов, костюмы для выступающих детей (белые халаты, шапочки: судьи, воды, воздуха), картинки цветов с написанными на них буквами.

Рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, оборудование для опытов с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.2», рабочая тетрадь по окружающему миру,ч.2

Автор учебника :А.А. Плешаков.







№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, Мотивирует учащихся на работу.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться.

Сегодня наш урок пройдёт в необычной форме, вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.


Приветствуют учителя.

(учащиеся сидят в группах по8 человек)





Называют правила работы в группе:

  1. Работать тихо.

  2. Внимательно слушать ответы товарищей.

  3. Уважительно относится друг к другу.

  4. Выбирать ответственного.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.



Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Проверить знания по теме «Природа и наша безопасность».




  1. Организует проверку домашнего задания Проверка д/з.

-На прошлом уроке мы изучали природные опасности, проверку домашнего задания проведём в виде игры «Брей - ринг». ( На обдумывание ответа дается 20 секунд, ученик знающий ответ подаёт капитану сигнал -поднятый большой палец, капитан поднимает сигнальную карточку –ладошку).

-Прежде чем начать играть мне хочется вам пожелать …

- соберите глазами букет и прочтите моё пожелание ( на цветах разного цвета написаны буквы, учитель называет цвет цветка, а ученики ищут этот цветок по классу и прочитывают на нём букву. В результате должно получиться слово –УДАЧИ) Дети говорят слово хором.

1.По каким признакам можно узнать о приближении грозы?

2. Как уберечься от удара молнии?

3.Как вести себя дома, если на улице гроза?

4.На доске –картинки с растениями, ягодами и грибами.

- На какие 3 группы можно разделить данные картинки?

Каждая группа должна найти ядовитые ягоды, грибы, растения.

5. Как уберечься от отравления растениями, ягодами и грибами?







Физминутка. Закройте глаза и послушайте звуки.(звуки природы). Что вы представили?

Учитель предлагает открыть глаза и посмотреть на экран.


























Учащиеся дают ответы на вопросы учителя:

1. Небо заволакивается темными тучами, поднимается сильный ветер.

2. Не прятаться по высокие одиноко стоящие деревья; нельзя купаться во время грозы; нельзя находиться возле металлических предметов.

3. Закрыть окна, отключить электроприборы.

4. Учащиеся выбирают карточки с изображением ядовитых грибов, ягод, растений, произносят их название.

5. Не собирать незнакомые ягоды и грибы. Собирать их вдали от дорог...

Дети делятся впечатлениям. ( Все впечатления радостные, приятные)

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

Познавательные

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

-умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.


3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и Б)Согласовать цель и тему урока.


Слайд1. На слайде дети видят грязную речку, на поляне – серые цветы.

-Что произошло с природой? Кому хочется искупаться в такой реке, погулять по этой полянке?

Давайте попробуем определить тему урока.

Как называется наука о взаимосвязях человека с окружающей средой?

-Образуйте от слова экология имя прилагательное женского рода.

Слайд 2 ( на серых цветочках появляется это слово)

Как вы думаете, опасно ли купаться в такой реке? (опасно)

Образуйте однокоренное слово к слову опасность с приставкой без.

Слайд 2 ( появляется слово безопасность)

Итак, тема нашего урока «Экологическая безопасность».

- Кто из вас знает что это такое? (поднятых рук нет)

Какую цель мы поставим на уроке? (и как вести себя, чтобы не причинить вреда своему здоровью).

.



-



- Экология.



- Экологическая









- Безопасность





-Дети формулируют цель урока

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.




4

Актуализация знаний по новой теме.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения путей проникновения загрязнённых веществ в организм человека


Учитель предлагает детям восстановить данное определение, опираясь на схематический рисунок.

Слайд 3. Экологическая безопасность - это защита ----------------------- от вредного воздействия загрязнённой _______________ среды_.

Слайд 4. Давайте рассмотрим пути проникновения загрязняющих веществ в наш организм. Предлагается символы в схеме заменить словами.

рисунок капли вводы









рисунки продуктов

питанияпитания

рисунок облака. ветра





-.Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия окружающей среды.

Учащиеся опираясь на схему делают вывод:

- С продуктами питания, грязной водой и воздухом в организм человека поступают вредные вещества.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.


5

Организация работы над новой темой

"Суд над загрязняющими объектами природы"

Цель: уточнить и расширить знания детей о влиянии человека и его деятельности на загрязнение окружающей среды.

Давайте поразмышляем, почему человека окружают загрязнённый воздух, вода и продукты питания. Кто в этом виновен?

-Давайте пофантазируем и проведём суд над загрязняющими объектами природы. Судья на нашем процессе Бородкин Максим ( заранее подготовленный ученик).

























- Сейчас мы проделаем опыт, который наглядно покажет нам, как происходит загрязнение воздуха, а для этого надо выйти в коридор. ( Учитель зажигает свечу

- Что мы видим?

Теперь я приближу свечу ко дну стакана.

- Что образовалось?

- Это копоть – она образуется в результате сгорания топлива, в данном случае парафина, из которого сделана свеча.

Возвращаясь в класс учитель спрашивает детей, почему опыт проводили в коридоре?

Так в больших городах ( мегаполисах) образуется СМОГ.(Слайд 5) Заранее подготовленный ученик рассказывает о смоге и его вредном воздействии на организм человека. ( Данной информации нет в учебнике)



Продолжим судебный процесс.


Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.



Судья:

- Обвиняется воздух в том, что нам приходится дышать загрязнённым воздухом, нанося тем самым вред своему здоровью. Слово в свою защиту предоставляется воздуху.



Выступление Воздуха. (Заранее подготовленный ученик. )

Судья:

- Решение суда – невиновен. Виновны люди в загрязнении воздуха.



Вступают в диалог с учителем

- Пламя и потоки горячего воздуха поднимаются вверх

- Чёрное пятно





Смог (от англ.  буквально — «Дымовой туман») — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом. ( См. приложение)

Судья:

- Обвиняется ВОДА, в том что люди используют загрязнённую воду, тем самым подвергая свой организм опасности. Слово в свою защиту предоставляется воде

Выступает подготовленный ученик

- Решение суда: вода невиновна, в её загрязнении виноваты люди и предприятия.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии



Физминутка

Цель: Организовать

отдых детей, смену

деятельности


Физминутка

Давайте отдохнем и отправимся в поход в лес. ( если вы согласны с моим высказыванием хлопайте в ладоши, нет – топайте ногами)

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?(плохо)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?(Плохо)

Если хлебушка кусок

на пеньке оставлю? (хорошо)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (хорошо)

Если сильно насорю

И убрать забуду? ( плохо)

Если мусор заберу,

Ямку от костра закопаю? (хорошо)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю.



6

Практическая работа.

Чем опасна для человека грязная вода?


Ребята, у нас в походе закончились запасы питьевой воды, что делать? Давайте попробуем сделать фильтр из пластиковой бутылки и очистим загрязнённую воду (учитель заранее набирает 3 небольших ведёрка снега, на уроке ребята каждой группы получают ведёрко с грязной водой, полученной от таяния снега).

Как сделать фильтр из пластиковой бутылки? ( Каждая группа получает пластиковую бутылку, в крышке которой сделано отверстие для соломинки от коктейля)

- Вставьте соломинку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего 4 см.

- Отрежьте у бутылки верхнюю горловую часть и переверните горлышком вниз.

- На дно горлышка положите слой ваты, камешков(галька), песка, марли.

Вылейте грязную воду.

- Что полилось из соломки? (чистая вода)

-Учитель спрашивает, можно ли теперь после фильтрации пить эту воду?

- Верно, пить такую воду нельзя! Сделанный фильтр очистил её только от механической грязи, а её нужно очистить от микробов и различных бактерий.






Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу в группах. Формулируют выводы наблюдений,


















Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.

7

Закрепление «Правила экологической безопасности».



Цель:

- научить детей в повседневной жизни защищаться от загрязненного воздуха, воды, от загрязнённых веществ в продуктах питания

Какие советы нам может дать медицинский работник, как защититься от загрязнённого воздуха, воды и от загрязняющих веществ в продуктах питания?

Учитель предлагает детям в группе прочитать статьи учебника " Как защититься от загрязнённого воздуха" , Как защититься от загрязнённой воды", "Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания"( один из учащихся в каждой группе, надев белый халат, пересказывает основное содержание данных статей)








Договариваются между собой, выступает делегат от группы.






Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Познавательные:

- извлекать информацию из

текста;

Уметь представить подготовленную информацию.

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме.

8

Рефлексия учебной деятельности..

Цель:

А)Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание
































Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Слайд 8(продолжи предложения, высказывая свои мысли)

На уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я получил пользу…

Приобрёл опыт…



Оцените свою работу в группах. (если группа работала хорошо - поднимите две руки, если могла бы работать лучше - одну руку, если плохо – не поднимайте рук.)

Учитель даёт дом. задание и ставит за урок оценки.

Она не требует награды

За драгоценные дары

И лишь одно природе надо,

Чтоб люди были к ней добры!



Паркам –быть!

Цветам –цвести!

Нам –здоровыми расти!

Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.

Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.









.






Каждой группе дается ряд правил безопасного поведения, где пропущены некоторые слова, детям предлагается восстановить данные правила. ( См. приложение)






Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)




















Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!