СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Экосистема" с использованием электронных образовательных ресурсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода по технологии МДО.

Просмотр содержимого документа
«Планы исследования групп»

План исследования группы №1

Отмечайте выполненные задания знаком «+»

Время на выполнение задания – 10 минут.

  1. Выберите Хранителя времени. Он будет следить за временем выполнения задания.

  2. Прочитайте текст.

  3. Запишите название среды обитания в План ответа группы.

  4. Найдите в Медиа-центре иллюстрацию этой среды обитания и объекты, её населяющие.

  5. Расселите природные объекты по ярусам в соответствии с местом обитания. Покажите стрелками связи (если они есть) между живыми организмами, которые вы заселили в данную среду обитания.

  6. Сделайте вывод: можно ли данную среду обитания назвать природным сообществом?

  7. Выполните задание на планшете. Проверьте свою работу, нажав кнопку «Проверить».

  8. Подготовьтесь к выступлению группы, используя План ответа.







План исследования группы №2

Отмечайте выполненные задания знаком «+»

Время на выполнение задания – 10 минут.

  1. Выберите Хранителя времени. Он будет следить за временем выполнения задания.

  2. Определите название среды обитания:

Сколько тут шмелей! Гудят они словно миниатюрные машинки. Что же их здесь так привлекает? Да, ты совершенно прав – клевер. Здесь просто лужайки клевера – кашек. Кашки красные, розовые, белые. Только шмели, у которых длинный хоботок, могут достать сладкий нектар со дна трубки венчика цветков. Только шмели и опыляют клевер.

  1. Запишите название среды обитания в План ответа группы.

  2. Пройдите в Научную библиотеку и изучите растения и животных этой среды обитания (в вашем распоряжении бумажные справочники и планшеты с интернетом).

  3. Создайте кластер.

  4. Покажите стрелками связи (если они есть) между растениями и животными.

  5. Сделайте вывод:

Существует ли связь между объектами данной среды обитания? Можно ли назвать данную среду обитания природным сообществом?

  1. Подготовьтесь к выступлению группы, используя План ответа.









План исследования группы №3

Отмечайте выполненные задания знаком «+»

Время на выполнение задания – 10 минут.

  1. Выберите Хранителя времени. Он будет следить за временем выполнения задания.

  2. Посмотрите видео (наденьте наушники, чтобы не мешать друг другу)

  3. Запишите название среды обитания в План ответа.

  4. Составьте схему её образования.

  5. Создайте модель этой среды обитания в Экспериментальной лаборатории.

  6. Сделайте вывод: можно ли назвать данную среду обитания природным сообществом?

  7. Подготовьтесь к выступлению группы, используя План ответа.















Просмотр содержимого документа
«Планы ответа групп»



План ответа группы №1

  1. Мы изучили среду обитания ________________.

  2. Здесь обитают следующие растения и животные:

- на самом верхнем ярусе … (покажите и назовите)

- средний ярус заполняют … (покажите и назовите)

- и нижний ярус заселяют … (покажите и назовите)

  1. Мы пришли к выводу, что эту среду обитания можно/нельзя (подчеркните) назвать природным сообществом, потому что ________________________________________ __________________________________________________

__________________________________________________

  1. Для проверки своего вывода мы выполнили индивидуальное задание «Цепи питания». (Расскажите, как справились: все выполнили задание верно или некоторые ребята допустили ошибки и вы вместе обсудили, в чём они ошиблись, или свой вариант ).













План ответа группы №2

  1. Мы изучили среду обитания ________________.

  2. Наша группа создала кластер «Растения и животные (чего?) ______________».

  3. Мы пришли к выводу, что эту среду обитания можно/нельзя (подчеркните) назвать природным сообществом, потому что выявили связи между

___________ и _____________,

___________ и _____________,

___________ и _____________,

___________ и _____________,

___________ и _____________.

















План ответа группы №3

  1. Мы изучили среду обитания ________________.

  2. Она образуется по следующей схеме:

(расскажите по схеме последовательность образования)

  1. Наша группа создала модель (чего?) ________________ из ____________, ______________, ______________,

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Мы пришли к выводу, что эту среду обитания можно/нельзя (подчеркните) назвать природным сообществом, потому что выявили, что например, лягушка не сможет существовать без ______________, а __________________ не может существовать без _________________________.



















План ответа группы №4

  1. Здравствуйте! Наша группа приготовила для вас экологическую сказку «Дед и сова» (покажите сказку)

  2. К этой сказке нам была предложена задача, для решения которой мы составили графическую схему (прочитайте задачу и расскажите, как вы составляли графическую схему).

  3. Мы посчитали, что каждая сова всего за 1 ночь в среднем уничтожает _____единиц мышиного потомства.

  4. И пришли к выводу, что совы в природном сообществе приносят _______________________________________

________________________________________________.







Просмотр содержимого документа
«Сказка, Задача»

«Дед и сова»

(сказка)

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него на лугу мышей ловить.

Старик это поначалу не заметил, а мыши обнаглели. Стали они гнёзда шмелей разорять.

Улетели шмели. Перестали клевер опылять. Но и тут ничего не понял старик.

А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове. И перестала она давать молоко.

Вот как всё в природе связано между собой!

Теперь понял это старик и пошёл скорее к сове прощения просить.



Задача.

Одна сова за ночь съедает в среднем 5 мышей.

Каждая мышь могла бы принести

6 выводков

по 8 мышей.


Просмотр содержимого документа
«Текст Лес»

Текст для группы № 1.

Эта среда обитания похожа на огромный дом, заселённый множеством жильцов.

Здесь благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору.

Здесь жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Но и сами животные влияют на растения. Например, распространяют семена и плоды.

У каждого в этом доме есть своё место и своё дело. У гусеницы место на листке. Дело у неё одно – поедать листья. На земле тем же самым занимается мышка. Пробежала по ветке синица, схватила гусеницу и понесла в гнездо, птенцов кормить. Скользнул по траве соболь, нырнул в мышиную норку – и нет мыши. А на дереве дятел стал долбить кору и вытащил личинку жука-усача.

Но и за синицей, соболем, дятлом следят охотники, только покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы. Соболя может волк схватить.

И получается, что все жители здесь друг от друга зависят. Ястребам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, гусеницам – без листьев, всем вместе – без этой среды обитания.



Просмотр содержимого документа
«Урок»

Технологическая карта урока по окружающему миру


Учитель: Никитина Ольга Юрьевна, высшая квалификационная категория.

Класс: 4

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (урок изучения нового материала).

Вид урока: урок-исследование (индуктивное).

Тема: Экологическая система как единство сообщества живых организмов и неживой природы.

Вводный урок раздела «Природные сообщества».

Основные понятия: объекты живой природы, объекты неживой природы, взаимосвязь, цепь питания, среда обитания, природное сообщество, экосистема.

Технология междисциплинарного обучения.

Цель: формирование у обучающихся первичного представления об экологической системе через организацию учебной деятельности методом индуктивного исследования.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные: обучающиеся получат первичное представление о том, что такое экосистема, выявят взаимосвязи живых и неживых объектов природы в предложенных экосистемах; научатся устанавливать взаимосвязь в цепях питания, анализировать цепи питания, делать выводы, классифицировать живые организмы, анализировать их среду обитания.

  • Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, видео.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Выделять и формулировать познавательные цели.

Регулятивные УУД:

1. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

2. Решать проблемы творческого и поискового характера.

3. Активно использовать различные способы поиска информации для решения познавательных задач (извлекать необходимую информацию из предложенных материалов).

4. Организовывать самостоятельный поиск информации, выявлять главное в представленной информации, классифицировать объекты, анализировать, устанавливать взаимосвязь, делать выводы.

5. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

6. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что требуется узнать.

8. Анализировать объекты с целью выделения признаков.

9. Строить логические цепи рассуждения.

10. Контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации, отвечать на вопросы.

2. Формировать умение работать в группе.

3.Учить представлять результат своей работы.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5. Слушать собеседника и вести диалог.

6. Строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе, вступать в речевое общение.

7. Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

1.Самоопределение (жизненное)

2.Смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и её мотивом)

3. Нравственно-этическая ориентация.

  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к культуре народов ханты и манси; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Межпредметные связи: с русским языком, историей, экологией, краеведением.

Методы обучения:

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (по И.Я.Лернеру – М.Н.Скаткину): метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя (по Ю.К. Бабанскому): а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, проблемные, индуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; в) методы контроля и самоконтроля (тестирование, самоконтроль, практическая работа).

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, планшеты, доска, иллюстративный материал, справочная литература, материалы для создания модели болота.









Ход урока

Этапы. Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.МОТИВАЦИЯ

1) Орг начало.






2) Постановка проблемной задачи. Выдвижение гипотез.

Формулирование цели.


Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется узнать; анализировать объекты с целью выделения признаков; строить логические цепи рассуждения.

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательные цели.

Личностные УУД: устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом: ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него.

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Ольга Юрьевна.

Вижу, что вы пришли с хорошим настроем. Давайте постараемся вместе сделать его интересным и познавательным.


-Ребята, у меня в руках символ (показываю цепочку)

Этот символ иллюстрирует какую-то важную мысль, идею, связанную с нашим уроком. Как вы думаете, какую?


-Можем мы сказать, чьё предположение верно?

-Что нужно сделать, чтобы это узнать?


-Значит, цель нашего урока – провести исследование, чтобы узнать, чьё предположение было верным.



- Для того, чтобы провести исследование, вам предстоит поработать с разными источниками информации. Поэтому мы с вами немного подготовимся, поработаем над скорочтением.


- У вас на столе лежат карточки. Возьмите одну из них. Пожалуйста, встаньте. И разделитесь на группы по цвету.

Обратите внимание, что на обратной стороне карточки есть кодовое слово. Возможно, вы не случайно попали в эту группу.



Расставляю карточки – названия групп.

- Займите стол вашей группы.



Приветствуют учителя. Настраиваются на познавательную деятельность.







Высказывают идеи – раздаю «облака» – записывают свои гипотезы, подписывают, вывешивают на доску.


- Нет.

Высказывают своё мнение.






Работают по тренажёру «Скорочтение»





Делятся на группы.






2.ИССЛЕДОВАНИЕ

Планирование работы.

«Открытие» нового знания.


Регулятивные УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; решать проблемы творческого и поискового характера; активно использовать различные способы поиска информации для решения познавательных задач (извлекать необходимую информацию из предложенных материалов); организовывать самостоятельный поиск информации, выявлять главное в представленной информации, классифицировать объекты, анализировать, устанавливать взаимосвязь, делать выводы; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации; формировать умение работать в группе; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать собеседника и вести диалог; строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, видео; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные УУД: смыслообразование.

- Вы уже догадались, что сегодня вы будете исследовательскими лабораториями.

Чтобы вести исследования, созданы научные центры: «Научная библиотека», в которой вы можете найти необходимую информацию, «Экспериментальная лаборатория» для проведения экспериментов и «Медиа-центр», где находится наглядный материал.


Обозначим план исследования (Слайд 1):

  1. Определить объект исследования.

  2. Провести исследование.

  3. Представить результат.


У вас на столах лежат Рабочие листы групп (Приложение 1) и Дневники исследования (Приложение 2), в которые вы зафиксируете свои решения, выводы, ответы. Ознакомьтесь с ними и приступайте к работе.

Время работы групп – 7 минут.

Включить таймер!!!











Предлагают план исследования.





Слушают инструктаж, приступают к групповой работе: находят информацию, анализируют её, выделяют главные признаки, классифицируют, обобщают, делают выводы.

4. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ


Регулятивные УУД: активно использовать различные способы представления информации; представлять главное в представленной информации, классифицировать объекты, анализировать, устанавливать взаимосвязь, делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами в устной форме, слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные УУД: смыслообразование.

Выступление группы «Лес» (Слайд 2)

Связка после выступления группы №1 «Лес»:

Открыть на интерактивной доске задание-цепочку,

проверить выполнение работы!

Спасибо за работу. Присаживайтесь.

*Итак, вы определили, что это природное сообщество, потому что нашли связь между … и … леса - (фиксирую на доске)*

- Хотите узнать, как другие группы усвоили вашу информацию. Кто готов составить цепь питания на доске?

Я прошу исследователей леса проверить правильность цепочки.

Что интересного вы здесь заметили?

Ребята, среди данных животных есть животное, занесённое в Красную книгу. Как вы думаете, какое?

Почему оно попало в эту книгу?

В Красную книгу ХМАО-Югры (показать Красную книгу ХМАО) уже занесено более 70 видов животных (Слайд 3) Знаете ли вы животных нашего округа, которые также занесены в Красную книгу? (Дополнение – Слайд 4)

А знаете ли вы, что в Красной книге ХМАО-Югры существуют ещё Чёрные, Белые, Жёлтые, Серые и Зелёные странички? В Чёрные странички учёные вносят названия и описания уже, к сожалению, вымерших растений и животных (Слайд 5)

А что обозначают остальные цвета, вы можете узнать самостоятельно.

Выступление группы «Луг» (Слайд 6)

Связка после выступления группы «Луг»:

Спасибо за работу. Присаживайтесь.

*Итак, вы определили, что это природное сообщество, потому что нашли связь между растениями и животными луга… (фиксирую на доске)*

Ребята, я не увидела в этом кластере таких крупных животных, как в природном сообществе Лес. Например, медведя. Почему?

*Я вас правильно поняла, что для них не будет здесь необходимых условий? Т.е. можно сделать вывод, что для обитателей каждого сообщества нужны свои определённые условия обитания? Назовём это словом среда – среда обитания - …(фиксирую на доске)*


Выступление группы «Болото» (Слайд 7)

Связка после выступления группы «Болото»:

Спасибо за работу. Присаживайтесь.

*Итак, вы определили, что это природное сообщество, потому что нашли связь между… болота - (фиксирую на доске)*

Ещё вы рассказали о том, как озеро может превратиться в болото, т.е. одно природное сообщество, одна среда обитания может превратиться в другую (фиксирую на доске)*

(Слайд 8) - Ребята, а знаете ли вы, что мох сфагнум очищает воду и делает её пригодной для питья? А ягель во время Великой Отечественной войны был использован для лечения ран? Как вы думаете, какие народы поделились этой находкой?

Вот сколько тайн хранит природное сообщество болото!

Представляют полученный результат групповой работы.













Это живые организмы нашего округа.


Северный олень.

Становится мало, отстреливают, …





Ответы учащихся.



















Низкорослые растения, крупные животные не смогут спрятаться.














Ханты и манси, т.к. они проживают в северных районах, где растут эти мхи.

5.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Регулятивные УУД: выделять группы по какому-либо общему признаку.

- Итак, все 3 группы пришли к выводу, что лес, луг и болото – это природные сообщества, потому что выявили связи между живыми объектами в каждом сообществе.

На доске: объекты жп объекты жп


6. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ


Регулятивные УУД: делать выводы и умозаключения












1)Первичное закрепление.

Регулятивные УУД: строить логические цепи рассуждений.

Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



2) Самостоятельная работа.


Регулятивные УУД: контролировать и оценивать результат деятельности.


- А теперь посмотрите, что я сделаю (добавляю на доску солнце). Зачем?


- А ещё без чего?

- Какой вывод делаем?

На доске: объекты жп объекты жп

объекты нп

- Ребята, вот такая крепкая связь между объектами живой и неживой природы внутри одного сообщества называется ЭКОСИСТЕМОЙ.

- Из каких частей состоит это слово?

Экологическая или природная система. Система связей внутри определённого кусочка природы.


(Слайд 9 с разными экосистемами: озеро, река, океан, муравейник, поле, пенёк, аквариум, Арктика, горы)

– Рассмотрите иллюстрации. Можно ли то, что на них изображено, назвать экосистемами? При ответе опирайтесь на схему-определение.

- Всё это экосистемы. Они бывают большими и маленькими, искусственными (созданными человеком) и естественными (природными).

- В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго.


- А теперь проверим, насколько качественно мы проработали эту тему.

Ответьте на вопросы Проверочного теста.

Диаграмма качества выполнения теста выводится на экран!!!




Потому что без него не смогут жить ни растения, ни животные.

Без воздуха, воды, земли.

В природных сообществах есть связь между объектами живой и неживой природы.






Эко и система. Экологическая система.








Высказывают своё мнение.









Выполняют тест. Оценивают себя в соответствии с предложенными критериями: каждый правильный ответ – 1 балл.






6. ПОДВЕДЕНИИЕ ИТОГОВ,

РЕФЛЕКСИЯ


Личностные УУД: самоопределение (жизненное); смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и её мотивом); нравственно-этическая ориентация.


Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


- Ребята, если экосистем так много, почему мы сегодня рассмотрели именно эти: лес, луг, болото?

- Совершенно верно. Наш край богат лесами, болотами, лугами (Слайд 10 – карта)

- А какая ещё экосистема раскинулась голубой лентой по всему нашему краю?

- Конечно, наш край очень богат пресными водоёмами – реками и озёрами.


- А теперь вернёмся к нашим гипотезам. (беру цепочку)

- Как тема нашего урока связана с этим символом?

Посмотрите, чьи гипотезы подтвердились?

- Ребята, а что произойдёт, если нарушить эту связь? (рву цепочку)

- Подумайте, кто или что может разрушить хрупкую связь в вашей экосистеме?





- Из ваших ответов я делаю вывод, что экосистема может быть нарушена в результате природных катаклизмов или по вине человека.

- И, чтобы сохранить экосистемы, мы должны относиться к природе так, как это делали народы ханты и манси: они даже привязывали бересту к подошвам, чтобы, когда идут по траве, не сильно её приминать.

- А что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь природу?

- Давайте оставим свой экологический след на нашей планете.

- Я готова очищать берега рек от мусора (прикрепляю «след» на глобус)…



Мы живём в округе, где есть все эти экосистемы.



Реки.





Экосистема – это связь объектов живой и неживой природы в рамках одного природного сообщества.



Группа «Лес» - пожар - засуха, вырубки …– человек.

Группа «Луг» - распахивание почвы …– человек.

Группа «Болото»- осушка, загрязнение болот … - человек.









Высказывания учеников.


Возможные высказывания:

Я готов(а) (группа «Лес»)не мусорить, не брать птенцов из гнезда, не разжигать костры, не ломать ветки, не рвать первоцветы…

Я готов(а) (группа «Луг»)не рвать цветы, не ловить бабочек…

8. ПРИМЕНЕНИЕ


Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные УУД: смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и её мотивом); нравственно-этическая ориентация.


(Слайд 11)

1) Найти информацию об одном животном или растении Жёлтой, Белой, Серой или Зелёной страницы Красной книги ХМАО-Югры, оформить доклад в виде презентации и выступить перед одноклассниками на следующем уроке окружающего мира.

2) Изучить среду обитания и рацион питания нового друга – черепашки и организовать ей искусственную экосистему.




























Самоанализ урока.

Урок окружающего мира в 4 классе по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (урок изучения нового материала).

Вид урока: урок-исследование (индуктивное).

Тема: Экологическая система как единство сообщества живых организмов и неживой природы.

Это вводный урок раздела «Природные сообщества».

Цель: формирование у обучающихся первичного представления об экологической системе через организацию учебной деятельности методом индуктивного исследования.

В процессе урока я планировала достичь следующих предметных результатов: получение обучающимися первичного представления о том, что такое экосистема, выявление взаимосвязи живых и неживых объектов природы в предложенных экосистемах; формирование умения устанавливать взаимосвязь в цепях питания, анализировать цепи питания, делать выводы, классифицировать живые организмы, анализировать их среду обитания.

Среди метапредметных УУД особое значение было уделено формированию умения работать с информацией (находить (в т.ч. с использованием электронных ресурсов), классифицировать, представлять), умения работать в команде, контролировать действия партнёра и адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Личностные результаты, которых я планировала достичь - это понимание обучающимися роли человека в природе, формирование ценностного отношения к сохранению природных экологических систем, социально ответственной экологической я – позиции каждого ученика (на примере отношения к природе народов нашего края).

Конфуций говорил: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать и я пойму». На уроке были реализованы принципы системно-деятельностного подхода.

Урок был разработан по технологии междисциплинарного обучения.

Его этапы (см лист)

Межпредметные связи: с русским языком, историей, экологией, химией, краеведением.

Методы обучения:

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (по И.Я.Лернеру – М.Н.Скаткину): метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя (по Ю.К. Бабанскому): а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, проблемные, индуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; в) методы контроля и самоконтроля (тестирование, самоконтроль, практическая работа).

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

«модель и способ» - много экосистем

«рисунок и схема» - Луг

«роль и позиция» - роль исследователя, социально ответственная экологическая позиция

«изменение» - связь с жизнью – озеро-болото

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами?

Постаралась показать, как использование планшетов позволяет разнообразить виды работ.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся также был организован через использование цифровых ресурсов? В течение всего урока осуществлялся взаимоконтроль при работе в группах, при обсуждении высказываний. Методы контроля: тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль при работе в группе, практической работе).

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

План исследования: 1. Определить объект исследования. 2. Провести исследование. 3. Представить результаты.

План исследования:

1. Определить объект исследования.

2. Провести исследование.

3. Представить результаты.

71 вид животных 140 видов растений 16 видов грибов

71 вид животных

140 видов растений

16 видов грибов

Краснозобая казарка Филин Чёрный аист Стерх Речной бобр Сибирская лягушка Сибирский осётр

Краснозобая казарка

Филин

Чёрный аист

Стерх

Речной бобр

Сибирская лягушка

Сибирский осётр

ЧЁРНАЯ СТРАНИЦА КРАСНОЙ КНИГИ КУПИДОН ДОДО ТАСМАНИЙСКИЙ ВОЛК ТУР МОА

ЧЁРНАЯ СТРАНИЦА КРАСНОЙ КНИГИ

КУПИДОН

ДОДО

ТАСМАНИЙСКИЙ

ВОЛК

ТУР

МОА

Это интересно! Мох сфагнум Мох ягель

Это интересно!

Мох сфагнум

Мох ягель

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Найти информацию об одном  животном или растении Жёлтой, Белой, Серой или Зелёной страницы Красной книги ХМАО-Югры, оформить доклад в виде презентации и выступить перед одноклассниками на следующем уроке окружающего мира.
  • Изучить среду обитания и рацион питания нового друга – черепашки и организовать ей искусственную экосистему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!