Технологическая карта урока по окружающему миру
Учитель: Никитина Ольга Юрьевна, высшая квалификационная категория.
Класс: 4
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (урок изучения нового материала).
Вид урока: урок-исследование (индуктивное).
Тема: Экологическая система как единство сообщества живых организмов и неживой природы.
Вводный урок раздела «Природные сообщества».
Основные понятия: объекты живой природы, объекты неживой природы, взаимосвязь, цепь питания, среда обитания, природное сообщество, экосистема.
Технология междисциплинарного обучения.
Цель: формирование у обучающихся первичного представления об экологической системе через организацию учебной деятельности методом индуктивного исследования.
Планируемые результаты урока:
Предметные: обучающиеся получат первичное представление о том, что такое экосистема, выявят взаимосвязи живых и неживых объектов природы в предложенных экосистемах; научатся устанавливать взаимосвязь в цепях питания, анализировать цепи питания, делать выводы, классифицировать живые организмы, анализировать их среду обитания.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, видео.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Выделять и формулировать познавательные цели.
Регулятивные УУД:
1. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Решать проблемы творческого и поискового характера.
3. Активно использовать различные способы поиска информации для решения познавательных задач (извлекать необходимую информацию из предложенных материалов).
4. Организовывать самостоятельный поиск информации, выявлять главное в представленной информации, классифицировать объекты, анализировать, устанавливать взаимосвязь, делать выводы.
5. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
6. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
7. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что требуется узнать.
8. Анализировать объекты с целью выделения признаков.
9. Строить логические цепи рассуждения.
10. Контролировать и оценивать результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации, отвечать на вопросы.
2. Формировать умение работать в группе.
3.Учить представлять результат своей работы.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
5. Слушать собеседника и вести диалог.
6. Строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе, вступать в речевое общение.
7. Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
1.Самоопределение (жизненное)
2.Смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и её мотивом)
3. Нравственно-этическая ориентация.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к культуре народов ханты и манси; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Межпредметные связи: с русским языком, историей, экологией, краеведением.
Методы обучения:
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (по И.Я.Лернеру – М.Н.Скаткину): метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя (по Ю.К. Бабанскому): а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, проблемные, индуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; в) методы контроля и самоконтроля (тестирование, самоконтроль, практическая работа).
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, планшеты, доска, иллюстративный материал, справочная литература, материалы для создания модели болота.
Ход урока
Этапы. Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.МОТИВАЦИЯ 1) Орг начало. 2) Постановка проблемной задачи. Выдвижение гипотез. Формулирование цели. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется узнать; анализировать объекты с целью выделения признаков; строить логические цепи рассуждения. Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательные цели. Личностные УУД: устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом: ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Ольга Юрьевна. Вижу, что вы пришли с хорошим настроем. Давайте постараемся вместе сделать его интересным и познавательным. -Ребята, у меня в руках символ (показываю цепочку) Этот символ иллюстрирует какую-то важную мысль, идею, связанную с нашим уроком. Как вы думаете, какую? -Можем мы сказать, чьё предположение верно? -Что нужно сделать, чтобы это узнать? -Значит, цель нашего урока – провести исследование, чтобы узнать, чьё предположение было верным. - Для того, чтобы провести исследование, вам предстоит поработать с разными источниками информации. Поэтому мы с вами немного подготовимся, поработаем над скорочтением. - У вас на столе лежат карточки. Возьмите одну из них. Пожалуйста, встаньте. И разделитесь на группы по цвету. Обратите внимание, что на обратной стороне карточки есть кодовое слово. Возможно, вы не случайно попали в эту группу. Расставляю карточки – названия групп. - Займите стол вашей группы. | Приветствуют учителя. Настраиваются на познавательную деятельность. Высказывают идеи – раздаю «облака» – записывают свои гипотезы, подписывают, вывешивают на доску. - Нет. Высказывают своё мнение. Работают по тренажёру «Скорочтение» Делятся на группы. |
2.ИССЛЕДОВАНИЕ Планирование работы. «Открытие» нового знания. Регулятивные УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; решать проблемы творческого и поискового характера; активно использовать различные способы поиска информации для решения познавательных задач (извлекать необходимую информацию из предложенных материалов); организовывать самостоятельный поиск информации, выявлять главное в представленной информации, классифицировать объекты, анализировать, устанавливать взаимосвязь, делать выводы; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации; формировать умение работать в группе; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать собеседника и вести диалог; строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе. Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, видео; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Личностные УУД: смыслообразование. | - Вы уже догадались, что сегодня вы будете исследовательскими лабораториями. Чтобы вести исследования, созданы научные центры: «Научная библиотека», в которой вы можете найти необходимую информацию, «Экспериментальная лаборатория» для проведения экспериментов и «Медиа-центр», где находится наглядный материал. Обозначим план исследования (Слайд 1): Определить объект исследования. Провести исследование. Представить результат. У вас на столах лежат Рабочие листы групп (Приложение 1) и Дневники исследования (Приложение 2), в которые вы зафиксируете свои решения, выводы, ответы. Ознакомьтесь с ними и приступайте к работе. Время работы групп – 7 минут. Включить таймер!!! | Предлагают план исследования. Слушают инструктаж, приступают к групповой работе: находят информацию, анализируют её, выделяют главные признаки, классифицируют, обобщают, делают выводы. |
4. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ Регулятивные УУД: активно использовать различные способы представления информации; представлять главное в представленной информации, классифицировать объекты, анализировать, устанавливать взаимосвязь, делать выводы. Коммуникативные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами в устной форме, слушать собеседника и вести диалог. Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Личностные УУД: смыслообразование. | Выступление группы «Лес» (Слайд 2) Связка после выступления группы №1 «Лес»: Открыть на интерактивной доске задание-цепочку, проверить выполнение работы! Спасибо за работу. Присаживайтесь. *Итак, вы определили, что это природное сообщество, потому что нашли связь между … и … леса - (фиксирую на доске)* - Хотите узнать, как другие группы усвоили вашу информацию. Кто готов составить цепь питания на доске? Я прошу исследователей леса проверить правильность цепочки. Что интересного вы здесь заметили? Ребята, среди данных животных есть животное, занесённое в Красную книгу. Как вы думаете, какое? Почему оно попало в эту книгу? В Красную книгу ХМАО-Югры (показать Красную книгу ХМАО) уже занесено более 70 видов животных (Слайд 3) Знаете ли вы животных нашего округа, которые также занесены в Красную книгу? (Дополнение – Слайд 4) А знаете ли вы, что в Красной книге ХМАО-Югры существуют ещё Чёрные, Белые, Жёлтые, Серые и Зелёные странички? В Чёрные странички учёные вносят названия и описания уже, к сожалению, вымерших растений и животных (Слайд 5) А что обозначают остальные цвета, вы можете узнать самостоятельно. Выступление группы «Луг» (Слайд 6) Связка после выступления группы «Луг»: Спасибо за работу. Присаживайтесь. *Итак, вы определили, что это природное сообщество, потому что нашли связь между растениями и животными луга… (фиксирую на доске)* Ребята, я не увидела в этом кластере таких крупных животных, как в природном сообществе Лес. Например, медведя. Почему? *Я вас правильно поняла, что для них не будет здесь необходимых условий? Т.е. можно сделать вывод, что для обитателей каждого сообщества нужны свои определённые условия обитания? Назовём это словом среда – среда обитания - …(фиксирую на доске)* Выступление группы «Болото» (Слайд 7) Связка после выступления группы «Болото»: Спасибо за работу. Присаживайтесь. *Итак, вы определили, что это природное сообщество, потому что нашли связь между… болота - (фиксирую на доске)* Ещё вы рассказали о том, как озеро может превратиться в болото, т.е. одно природное сообщество, одна среда обитания может превратиться в другую (фиксирую на доске)* (Слайд 8) - Ребята, а знаете ли вы, что мох сфагнум очищает воду и делает её пригодной для питья? А ягель во время Великой Отечественной войны был использован для лечения ран? Как вы думаете, какие народы поделились этой находкой? Вот сколько тайн хранит природное сообщество болото! | Представляют полученный результат групповой работы. Это живые организмы нашего округа. Северный олень. Становится мало, отстреливают, … Ответы учащихся. Низкорослые растения, крупные животные не смогут спрятаться. Ханты и манси, т.к. они проживают в северных районах, где растут эти мхи. |
5.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Регулятивные УУД: выделять группы по какому-либо общему признаку. | - Итак, все 3 группы пришли к выводу, что лес, луг и болото – это природные сообщества, потому что выявили связи между живыми объектами в каждом сообществе. На доске: объекты жп объекты жп | |
6. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Регулятивные УУД: делать выводы и умозаключения 1)Первичное закрепление. Регулятивные УУД: строить логические цепи рассуждений. Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 2) Самостоятельная работа. Регулятивные УУД: контролировать и оценивать результат деятельности. | - А теперь посмотрите, что я сделаю (добавляю на доску солнце). Зачем? - А ещё без чего? - Какой вывод делаем? На доске: объекты жп объекты жп объекты нп - Ребята, вот такая крепкая связь между объектами живой и неживой природы внутри одного сообщества называется ЭКОСИСТЕМОЙ. - Из каких частей состоит это слово? Экологическая или природная система. Система связей внутри определённого кусочка природы. (Слайд 9 с разными экосистемами: озеро, река, океан, муравейник, поле, пенёк, аквариум, Арктика, горы) – Рассмотрите иллюстрации. Можно ли то, что на них изображено, назвать экосистемами? При ответе опирайтесь на схему-определение. - Всё это экосистемы. Они бывают большими и маленькими, искусственными (созданными человеком) и естественными (природными). - В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. - А теперь проверим, насколько качественно мы проработали эту тему. – Ответьте на вопросы Проверочного теста. Диаграмма качества выполнения теста выводится на экран!!! | Потому что без него не смогут жить ни растения, ни животные. Без воздуха, воды, земли. В природных сообществах есть связь между объектами живой и неживой природы. Эко и система. Экологическая система. Высказывают своё мнение. Выполняют тест. Оценивают себя в соответствии с предложенными критериями: каждый правильный ответ – 1 балл. |
6. ПОДВЕДЕНИИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ Личностные УУД: самоопределение (жизненное); смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и её мотивом); нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | - Ребята, если экосистем так много, почему мы сегодня рассмотрели именно эти: лес, луг, болото? - Совершенно верно. Наш край богат лесами, болотами, лугами (Слайд 10 – карта) - А какая ещё экосистема раскинулась голубой лентой по всему нашему краю? - Конечно, наш край очень богат пресными водоёмами – реками и озёрами. - А теперь вернёмся к нашим гипотезам. (беру цепочку) - Как тема нашего урока связана с этим символом? Посмотрите, чьи гипотезы подтвердились? - Ребята, а что произойдёт, если нарушить эту связь? (рву цепочку) - Подумайте, кто или что может разрушить хрупкую связь в вашей экосистеме? - Из ваших ответов я делаю вывод, что экосистема может быть нарушена в результате природных катаклизмов или по вине человека. - И, чтобы сохранить экосистемы, мы должны относиться к природе так, как это делали народы ханты и манси: они даже привязывали бересту к подошвам, чтобы, когда идут по траве, не сильно её приминать. - А что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь природу? - Давайте оставим свой экологический след на нашей планете. - Я готова очищать берега рек от мусора (прикрепляю «след» на глобус)… | Мы живём в округе, где есть все эти экосистемы. Реки. Экосистема – это связь объектов живой и неживой природы в рамках одного природного сообщества. Группа «Лес» - пожар - засуха, вырубки …– человек. Группа «Луг» - распахивание почвы …– человек. Группа «Болото»- осушка, загрязнение болот … - человек. Высказывания учеников. Возможные высказывания: Я готов(а) (группа «Лес»)не мусорить, не брать птенцов из гнезда, не разжигать костры, не ломать ветки, не рвать первоцветы… Я готов(а) (группа «Луг»)не рвать цветы, не ловить бабочек… |
8. ПРИМЕНЕНИЕ Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные УУД: смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и её мотивом); нравственно-этическая ориентация. | (Слайд 11) 1) Найти информацию об одном животном или растении Жёлтой, Белой, Серой или Зелёной страницы Красной книги ХМАО-Югры, оформить доклад в виде презентации и выступить перед одноклассниками на следующем уроке окружающего мира. 2) Изучить среду обитания и рацион питания нового друга – черепашки и организовать ей искусственную экосистему. | |
Самоанализ урока.
Урок окружающего мира в 4 классе по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (урок изучения нового материала).
Вид урока: урок-исследование (индуктивное).
Тема: Экологическая система как единство сообщества живых организмов и неживой природы.
Это вводный урок раздела «Природные сообщества».
Цель: формирование у обучающихся первичного представления об экологической системе через организацию учебной деятельности методом индуктивного исследования.
В процессе урока я планировала достичь следующих предметных результатов: получение обучающимися первичного представления о том, что такое экосистема, выявление взаимосвязи живых и неживых объектов природы в предложенных экосистемах; формирование умения устанавливать взаимосвязь в цепях питания, анализировать цепи питания, делать выводы, классифицировать живые организмы, анализировать их среду обитания.
Среди метапредметных УУД особое значение было уделено формированию умения работать с информацией (находить (в т.ч. с использованием электронных ресурсов), классифицировать, представлять), умения работать в команде, контролировать действия партнёра и адекватно оценивать результаты собственной деятельности.
Личностные результаты, которых я планировала достичь - это понимание обучающимися роли человека в природе, формирование ценностного отношения к сохранению природных экологических систем, социально ответственной экологической я – позиции каждого ученика (на примере отношения к природе народов нашего края).
Конфуций говорил: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать и я пойму». На уроке были реализованы принципы системно-деятельностного подхода.
Урок был разработан по технологии междисциплинарного обучения.
Его этапы (см лист)
Межпредметные связи: с русским языком, историей, экологией, химией, краеведением.
Методы обучения:
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (по И.Я.Лернеру – М.Н.Скаткину): метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя (по Ю.К. Бабанскому): а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, проблемные, индуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством учителя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; в) методы контроля и самоконтроля (тестирование, самоконтроль, практическая работа).
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)
«модель и способ» - много экосистем
«рисунок и схема» - Луг
«роль и позиция» - роль исследователя, социально ответственная экологическая позиция
«изменение» - связь с жизнью – озеро-болото
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами?
Постаралась показать, как использование планшетов позволяет разнообразить виды работ.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся также был организован через использование цифровых ресурсов? В течение всего урока осуществлялся взаимоконтроль при работе в группах, при обсуждении высказываний. Методы контроля: тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль при работе в группе, практической работе).
Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?