Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг |
Основные понятия | Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука |
Из и
Хо
Ход урока
1.Организационно-мотивационный этап
Здравствуйте, ребята садитесь!
Сегодня вы мои ученики. Зовут меня ...........
Я проведу у вас урок окружающего мира.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе- гений,
Но без труда и он не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе проведём урок!
Как вы думаете, ребята, от кого зависит успех нашего занятия?
(Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас).
Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, радости, успеха и удачи.
Наш урок сегодня мы проведём в научно-исследовательском институте.
- А что делает исследователь?
- Прочитайте слова и выберите, какую работу выполняет исследователь?
наблюдает, скучает, задаёт вопросы, анализирует, бегает, работает с литературой, отбирает нужный материал, играет, рассуждает
Всё это нам потребуется в ходе наших исследований. Работу будут осуществлять три отдела.
- Ребята, о каком выдающемся открытии археологов в Новгороде вы знаете? (в Новгороде были найдены берестяные грамоты.
- О чём это говорит? (Люди умели писать и читать)
- Чем они писали? (писалами)
- Да, ребята, в те далёкие времена письмо и чтение было в начале своего великого пути.
- Наши предки сравнивали добрые, умные книги с оружием воина и с корабельными парусами.
- Знание о плохом и хорошем передаётся нам из книг, воспитывается родителями. Но где же истоки этого знания? Разобраться в этом нам предстоит на сегодняшнем уроке. Река времени вновь понесёт нас в прошлое.
- Давайте вместе выясним тему урока. Назовите ваши основные учебные принадлежности.(книги)
- В названии темы урока «Из ..….. сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга.)
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
Из книжной
сокровищницы
Древней Руси
- Цель этого урока вы определите, восстановив предложения.
Составь вопросы – узнаешь цель урока:
а) письменность Кто Руси славянскую на создал?
а) на чем Руси На писали и чём?
- Итак, внимание! "Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?" - на этот вопрос мы должны будем дать ответ в конце нашего урока.
- А сейчас мы с вами отправляемся к истокам русской письменности и литературы. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем - самого великого чуда на свете.
- И как сказал великий русский писатель М. Горький: "Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего".
– Ребята, вы знаете, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусства.
- А сейчас вашему вниманию представляется выступление научного сотрудника нашего института, ваша задача внимательно слушать его выступление, а после ответить на вопросы, которые находится у каждого отдела на парте.
В IХ веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.
Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:
«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»
Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Кирилл много думал, работал. В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллица.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Названия букв напоминали людям о словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».
Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.
А теперь проверим, вы справились с выполнением заданий.
Откуда родом Кирилл и Мефодий? городе Солунь
За что славяне благодарили Кирилла и Мефодия? за то, что они подарили нам славянскую азбуку
Кто предложил создать славянскую азбуку? Кирилл
А почему он решил, её составить? Потому-то латинские и греческие буквы не могли передать всех особенностей славянской речи.
Как называется созданная братьями азбука? Кириллица
Сколько букв было в азбуке? 44
Ребята, давайте сделаем с вами вывод: какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в создании письменности? (Создали первую славянскую азбуку.)
- Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей, в память о ее создателе.
- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. В настоящее время мы с вами пользуемся кириллицей. Он вам знаком.
- А вот какой была глаголица, давайте познакомимся. Слово глагол переводится как «слово», «речь».
Буква а – в IX веке ее называли «аз».
Буква «бэ», в IX веке ее называли «буки».
- А теперь их соедините. Какое слово получилось? /азбука/
- О чем это слово может рассказать? /пришли в первый класс, и азбука научила читать/
- Давайте составим слова, используя старославянские буквы. ОБРАЗЕЦ
МАМА, ПАПА, БРАТ (Образец на листах)
- Похожа наша азбука, которой мы пользуемся сейчас? (нет)
- Легко ли вам было составлять слова?
- Мы пользуемся другой азбукой- кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году.
- Ребята, в 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада- знак вечной памяти.
- А сейчас каждый отдел должен провести самостоятельное исследование по тексту учебника на стр. 56-57, задания перед вами
1 отдел
1. Как называлась запись о важнейших событиях на Руси, как они велись?
/летопись - записи о событиях по годам: «лето»=год/
Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло , то летописец записывал:
«В лето … не бысть ничего»,
«В лето … бысть тишина»
2. Какую известную летопись написали в Древней Руси? / «Повесть временных лет»/
3. Кто написал «Повесть временных лет»? (в начале 12 века, написал Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)
4. О чем рассказывает эта книга? /о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях; эту книгу считают повестью о начале Руси/
2 отдел
1. Почему рукописные книги Древней Руси настоящие произведения искусств? /над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики/
2. Что использовали для письма в 14 веке? А еще писали на пергаменте. Это выделанная кожа животных.
3. Какие краски использовали для украшения рукописей? (киноварь - краска желто-красного цвета, охра - краска желтого цвета)
4. Что служило орудием письма? /гусиным пером/
- Как вы думаете, почему для письма выбрали гусиное перо, а не другое?
- Перья гусиные были крепче, конец его срезали и затачивали специальным ножом. От способа заточки зависело: красиво ли напишешь.
- А.С. Пушкин свои знаменитые произведения писал гусиным пером, вы тоже дома можете попробовать.
3 отдел
1. Как украшались книги? (орнаментами и миниатюрами, заставками и концовками)
2. Во что одевали книгу? (в переплет, который делался из досок и обтягивался кожей или тканью)
3. Чем были отделаны переплеты дорогих книг? (золотом и драгоценными камнями)
4. Почему рукописные книги не всем были доступны? (они были очень дороги)
Виртуальная экскурсия.
Книга была произведением искусства. - Эти книги стоили очень дорого, ими дорожили. Во время пожара их выносили из дома первыми. Часто, чтобы спасти книги, их, как ни странно, бросали в колодцы. Находясь, некоторое время в воде, книги не портились, благодаря своим толстым переплетам и плотным застежкам. В последствии, их надо было вынуть и немного просушить края листов. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу, да еще украсить ее рисунками не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это более пятисот лет назад.
Ребята, рукописная книга – уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки. Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.
Начало каждой главы в книге- её заглавие и первые буквы текста выписывались киноварью- красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие – «красная строка»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
А сейчас мы с вами перенесемся в те времена и поработаем художниками.
- Каждому отделу я дала по две буквы. Ваша задача украсить их используя растительный узор, геометрический узор.
-После того, как дети закончат работу, выходят к доске и составляют слово АЗБУКА
- Может кто-то вспомнит пословицы об азбуке?
Сперва аз да буки, потом и науки.
Аз да буки избавят нас от скуки.
Азбука - к мудрости ступенька.
- Ребята, давайте подведём итог исследовательской работ
- У каждой группы конверты с вопросами.
Каждой группе по 4 вопроса.
(Проверка усвоения изученного материала: мешочек с блиц-вопросами)
Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)
Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? (Кириллица)
В каком году была создана кириллица? (В 863 году)
Что такое летопись? (Летопись – писание событий по годам)
Где и кем велись летописи? (Монахами в монастырях)
Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)
На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте)
Что такое пергамент? (Писчий материал из телячьей кожи)
Что такое береста? (Кора березы)
Чем писали в Древней Руси? (Перьями и писалами)
Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета)
Охра? (Краска желтого цвета)
- Давайте теперь ответим на вопрос: «Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?».
Книга в Древней Руси — величайшая ценность, собрание всемирной мудрости. Мы убедились в том, что всему человечеству очень сложно было бы пройти такой путь развития без письменных источников, т.е. без книг. Многое пришлось бы изобретать каждый раз заново. И наши знания о прошлом были бы более скудными. Все свои открытия, мысли, фантазии люди стремились записывать. И они дошли до нас с вами в книгах)
Древнерусский книжник в «Повести временных лет» восклицал: «Велика ведь бывает польза от учения книжного!.. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина!».
У вас на партах лежат листочки с тестами. Выполните работу.
Тест
1. Чем писали в Древней Руси?
о) перьями;
к) ручками;
2. Охра – это:
ж) краска синего цвета;
т) краска жёлтого цвета;
3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
л) они создатели славянской азбуки;
м) они являются первопечатниками;
4. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
и) славянская азбука;
5. Летописец – это:
ч) монах, который записывал историю страны;
г) человек, который писал летние пейзажи;
6. Киноварь – это:
ж) краска розовых оттенков;
н) краска желто- красного цвета;
7. Пергамент – это:
о) особым образом выделанная кожа для письма;
ш) оберточная бумага.
- Поднимите руки, кто тест выполнил на отлично, поставьте себе «5».
Одна ошибка – «4».
ИТОГ УРОКА
- Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?
-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?
-Кому работа на уроке показалась интересной?
- Что вас особенно удивило?
д/задание
- Ребята, если вас тема заинтересовала, понравилась, то ваше задание на листочках красного цвета. Если тема не очень заинтересовала, то возьмите задания на листочках зелёного цвета.
В. Боковой.
Книга - учитель,
Книга - наставница,
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота - набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга - советчик,
Книга - разведчик,
Книга - активный борец и боец,
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
МБОУ "Русско-Бродская СОШ"
Урок
окружающего мира
в 4 классе
по теме
"Из книжной сокровищницы Древней Руси"
Учитель: начальных классов Л.Ю.Филатова
2018 г.
-