СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси"»

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг

Основные
понятия

Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука

Из и















Хо

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята садитесь!

Сегодня вы мои ученики. Зовут меня ...........

Я проведу у вас урок окружающего мира.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе- гений,

Но без труда и он не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведём урок!

Как вы думаете, ребята, от кого зависит успех нашего занятия?

(Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас).

Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, радости, успеха и удачи.

Наш урок сегодня мы проведём в научно-исследовательском институте.

- А что делает исследователь?

- Прочитайте слова и выберите, какую работу выполняет исследователь?

наблюдает, скучает, задаёт вопросы, анализирует, бегает, работает с литературой, отбирает нужный материал, играет, рассуждает

Всё это нам потребуется в ходе наших исследований. Работу будут осуществлять три отдела.

- Ребята, о каком выдающемся открытии археологов в Новгороде вы знаете? (в Новгороде были найдены берестяные грамоты.

- О чём это говорит? (Люди умели писать и читать)

- Чем они писали? (писалами)

- Да, ребята, в те далёкие времена письмо и чтение было в начале своего великого пути.

- Наши предки сравнивали добрые, умные книги с оружием воина и с корабельными парусами.

- Знание о плохом и хорошем передаётся нам из книг, воспитывается родителями. Но где же истоки этого знания? Разобраться в этом нам предстоит на сегодняшнем уроке. Река времени вновь понесёт нас в прошлое.

- Давайте вместе выясним тему урока. Назовите ваши основные учебные принадлежности.(книги)

- В названии темы урока «Из ..….. сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав загадку:





Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

Из книжной
сокровищницы
Древней Руси

- Цель этого урока вы определите, восстановив предложения.

Составь вопросы – узнаешь цель урока:

а) письменность Кто Руси славянскую на создал?

а) на чем Руси На писали и чём?

- Итак, внимание! "Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?" - на этот вопрос мы должны будем дать ответ в конце нашего урока. 


- А сейчас мы с вами отправляемся к истокам русской письменности и литературы. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем - самого великого чуда на свете.

- И как сказал великий русский писатель М. Горький: "Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего".

– Ребята, вы знаете, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусства.

- А сейчас вашему вниманию представляется выступление научного сотрудника нашего института, ваша задача внимательно слушать его выступление, а после ответить на вопросы, которые находится у каждого отдела на парте.

В IХ веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.


Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»
Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах




О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Кирилл много думал, работал. В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллица.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Названия букв напоминали людям о словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».
Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.

А теперь проверим, вы справились с выполнением заданий.

  1. Откуда родом Кирилл и Мефодий? городе Солунь

  2. За что славяне благодарили Кирилла и Мефодия? за то, что они подарили нам славянскую азбуку

  3. Кто предложил создать славянскую азбуку? Кирилл

  4. А почему он решил, её составить? Потому-то латинские и греческие буквы не могли передать всех особенностей славянской речи.

  5. Как называется созданная братьями азбука? Кириллица

  6. Сколько букв было в азбуке? 44

Ребята, давайте сделаем с вами вывод: какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в создании письменности? (Создали первую славянскую азбуку.)

- Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей, в память о ее создателе.

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. В настоящее время мы с вами пользуемся кириллицей. Он вам знаком.

- А вот какой была глаголица, давайте познакомимся. Слово глагол переводится как «слово», «речь».

Буква а – в IX веке ее называли «аз».

Буква «бэ», в IX веке ее называли «буки».

- А теперь их соедините. Какое слово получилось? /азбука/

- О чем это слово может рассказать? /пришли в первый класс, и азбука научила читать/

- Давайте составим слова, используя старославянские буквы. ОБРАЗЕЦ


МАМА, ПАПА, БРАТ (Образец на листах)






- Похожа наша азбука, которой мы пользуемся сейчас? (нет)

- Легко ли вам было составлять слова?

- Мы пользуемся другой азбукой- кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году.

- Ребята, в 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада- знак вечной памяти.

- А сейчас каждый отдел должен провести самостоятельное исследование по тексту учебника на стр. 56-57, задания перед вами

1 отдел

1. Как называлась запись о важнейших событиях на Руси, как они велись?

/летопись - записи о событиях по годам: «лето»=год/

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло , то летописец записывал:

«В лето … не бысть ничего»,

«В лето … бысть тишина»

2. Какую известную летопись написали в Древней Руси? / «Повесть временных лет»/

3. Кто написал «Повесть временных лет»? (в начале 12 века, написал Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)

4. О чем рассказывает эта книга? /о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях; эту книгу считают повестью о начале Руси/

2 отдел

1. Почему рукописные книги Древней Руси настоящие произведения искусств? /над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики/

2. Что использовали для письма в 14 веке? А еще писали на пергаменте. Это выделанная кожа животных.

3. Какие краски использовали для украшения рукописей? (киноварь - краска желто-красного цвета, охра - краска желтого цвета)

4. Что служило орудием письма? /гусиным пером/

- Как вы думаете, почему для письма выбрали гусиное перо, а не другое?

- Перья гусиные были крепче, конец его срезали и затачивали специальным ножом. От способа заточки зависело: красиво ли напишешь.

- А.С. Пушкин свои знаменитые произведения писал гусиным пером, вы тоже дома можете попробовать.


3 отдел

1. Как украшались книги? (орнаментами и миниатюрами, заставками и концовками)

2. Во что одевали книгу? (в переплет, который делался из досок и обтягивался кожей или тканью)



3. Чем были отделаны переплеты дорогих книг? (золотом и драгоценными камнями)

4. Почему рукописные книги не всем были доступны? (они были очень дороги)

Виртуальная экскурсия.

Книга была произведением искусства. - Эти книги стоили очень дорого, ими дорожили. Во время пожара их выносили из дома первыми. Часто, чтобы спасти книги, их, как ни странно, бросали в колодцы. Находясь, некоторое время в воде, книги не портились, благодаря своим толстым переплетам и плотным застежкам. В последствии, их надо было вынуть и немного просушить края листов. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу, да еще украсить ее рисунками не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это более пятисот лет назад.

Ребята, рукописная книга – уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки. Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

Начало каждой главы в книге- её заглавие и первые буквы текста выписывались киноварью- красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие – «красная строка»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

А сейчас мы с вами перенесемся в те времена и поработаем художниками.

- Каждому отделу я дала по две буквы. Ваша задача украсить их используя растительный узор, геометрический узор.

-После того, как дети закончат работу, выходят к доске и составляют слово АЗБУКА

- Может кто-то вспомнит пословицы об азбуке?


  1. Сперва аз да буки, потом и науки.

  2. Аз да буки избавят нас от скуки.

  3. Азбука - к мудрости ступенька.


- Ребята, давайте подведём итог исследовательской работ

- У каждой группы конверты с вопросами.


Каждой группе по 4 вопроса.

(Проверка усвоения изученного материала: мешочек с блиц-вопросами) 

  1. Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)

  2. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? (Кириллица)

  3. В каком году была создана кириллица? (В 863 году)

  4. Что такое летопись? (Летопись – писание событий по годам)

  5. Где и кем велись летописи? (Монахами в монастырях)

  6. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)

  7. На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте)

  8. Что такое пергамент? (Писчий материал из телячьей кожи)



  1. Что такое береста? (Кора березы)

  2. Чем писали в Древней Руси? (Перьями и писалами)

  3. Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета)

  4. Охра? (Краска желтого цвета)

- Давайте теперь ответим на вопрос: «Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?».

Книга в Древней Руси — величайшая ценность, собрание всемирной мудрости. Мы убедились в том, что всему человечеству очень сложно было бы пройти такой путь развития без письменных источников, т.е. без книг. Многое пришлось бы изобретать каждый раз заново. И наши знания о прошлом были бы более скудными. Все свои открытия, мысли, фантазии люди стремились записывать. И они дошли до нас с вами в книгах)

Древнерусский книжник в «Повести временных лет» восклицал: «Велика ведь бывает польза от учения книжного!.. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина!». 

У вас на партах лежат листочки с тестами. Выполните работу.

Тест

1. Чем писали в Древней Руси?

о) перьями;

к) ручками;

2. Охра – это:

ж) краска синего цвета;

т) краска жёлтого цвета;

3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:

л) они создатели славянской азбуки;

м) они являются первопечатниками;

4. Кириллица – это:

а) азбука азиатских народов;

и) славянская азбука;

5. Летописец – это:

ч) монах, который записывал историю страны;

г) человек, который писал летние пейзажи;

6. Киноварь – это:

ж) краска розовых оттенков;

н) краска желто- красного цвета;

7. Пергамент – это:

о) особым образом выделанная кожа для письма;

ш) оберточная бумага.

- Поднимите руки, кто тест выполнил на отлично, поставьте себе «5».

Одна ошибка – «4».

ИТОГ УРОКА

- Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?

-Кому работа на уроке показалась интересной?

- Что вас особенно удивило?







д/задание

- Ребята, если вас тема заинтересовала, понравилась, то ваше задание на листочках красного цвета. Если тема не очень заинтересовала, то возьмите задания на листочках зелёного цвета.

В. Боковой.

Книга - учитель,

Книга - наставница,

Книга - близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота - набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга - советчик,

Книга - разведчик,

Книга - активный борец и боец,

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец.

СПАСИБО ЗА УРОК!!!






























МБОУ "Русско-Бродская СОШ"




Урок

окружающего мира

в 4 классе

по теме


"Из книжной сокровищницы Древней Руси"














Учитель: начальных классов Л.Ю.Филатова



2018 г.









-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!