СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Кровь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по развивающей программе Занкова. Тип урока - изучение нового материала. Тема урока "Кровь"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Кровь"»

МБОУ СОШ № 2 п. Нарышкино









Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Тема: "Кровь"

Учитель: Котова Н.А.





Урок по развивающей программе «Занкова»

Тема урока: Кровь.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций (кровяные клетки). Ознакомить с ролью крови в поддержании внутренней среды организма.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать состав крови;

-иметь представление о понятиях: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты;

-характеризовать значение разных видов клеток;

-формулировать выводы о значении крови;

-иметь представление об оказании первой помощи при травмах с потерей крови;

-применять знания о составе и значении крови для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

-при помощи педагога формулировать учебную задачу;

-осваивать способы решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности;

-контролировать выполнение плана; вносить коррективы;

-оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию;

познавательные УУД:

- использовать учебник в качестве источника информации о составе крови;

- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать , обобщать;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить изучаемое к известным понятиям;

- использовать символы для фиксирования информации;

коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

- осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- первоначальная установка на оказание помощи при травмах, связанных с потерей крови.

Материально-техническое обеспечение: карточки с заданиями, карточки с опорными словами, проектор, экран, колонки, лейкопластырь, вата, бинт, пластилин.

Применяемые технологии:

Здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, информационная технология, технология критического мышления

Применяемые формы организационной деятельности:

- работа в группах, в парах;

- самостоятельная индивидуальная работа

- фронтальная работа.



























Ход урока.

1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Я сегодня буду проводить у вас урок окружающего мира и желаю нам интересного и плодотворного урока.

2. Мотивационно - ориентировочный этап.

-Посмотрите на слайд(слайд 1).

-Что вы видите? Вам знаком этот кабинет? Для чего проводят анализ крови ?(Учитель вешает табличку ЗДОРОВЬЕ) Как узнаём о результатах? (Бланк в лаборатории выдают)

-Да, результаты исследования крови заносят в специальный бланк. Сейчас я вам его покажу. Что это значит? А кто знает? (знает врач и может назначить лечение) Можете ли вы по этому бланку сказать болен человек или здоров? А почему мы не можем ничего из него узнать?(мы не знаем эти названия)

«Мозговой штурм»

- Выскажите предположения, что это могут быть за названия?( кровь из чего-то состоит, но мы этого не видим невооруженным глазом)(Учитель вешает табличку СОСТАВ КРОВИ)

- А как связан состав крови и здоровье человека? (дети высказывают предположения)(Учитель рисует стрелку в плане)

- Цель нашего урока? (Проверить наши предположения, узнать состав крови и как работает кровь(учитель вешает табличку КАК РАБОТАЕТ КРОВЬ) , расшифровать результаты анализа крови, определить здоров ли человек)

-Догадались, какая будет тема урока? ( «Кровь». Учитель вешает табличку: Кровь)

3. Поисковый этап

-Посмотрите, у нас получился план работы на уроке, перечислите этапы.

1)познакомиться с тем, как работает кровь;

2)узнать из чего состоит кровь;

3) узнать, как связан состав крови со здоровьем человека.

4. Практический этап

Работа по учебнику «Как работает кровь»( в парах):

-Рассмотрите рисунки на с.31 и сделайте предварительные выводы о том, как работает кровь.

-Как же работает кровь?(Проверка : дети делают выводы, остальные дополняют)

- Почему на рисунке цифры 36,6 ? Как кровь помогает регулировать температуру тела?(Если человек много бегал или физически работал -ему станет жарко и кожа покраснеет, потому что кровеносные сосуды кожи расширились, и к ней притекло много крови. Через кровь произошла отдача избыточного внутреннего тепла. А при понижении температуры воздуха кожные кровеносные сосуды сужаются, уменьшается приток крови -кожа бледнеет. В этом случае тело отдает значительно меньше тепла и сохраняет его внутри. Т.о. поддерживается нормальная температура тела-36,6 ˚ С)

Фиксация выполнения 1 пункта плана:

- С первым этапом работы вы справились. Все ли вам понятно в работе крови или что-то вызывает затруднение и требует уточнения?

-А за счет чего выполняется эта работа крови, предположите?

- Узнаем, верны ли предположения и что позволяет крови выполнять эти работы нам поможет следующий этап «Состав крови».вешаю в таблицу СОСТАВ КРОВИ

Актуализация знаний:

-Вспомните, как выглядит кровь? Почему она красная? Что вы знаете еще о крови? (Красного цвета, солоноватая на вкус) Долго ли из ранки течет кровь?

-С глубокой древности люди понимали как велико значение крови в организме. Они видели, что при ранениях и сильных кровотечениях человек или животное слабели и умирали. И первое, что они научились делать, - это останавливать кровь. Однако прошли столетия, пока ученые – медики изучили состав крови и поняли значение этой красной, солоноватой жидкости, текущей по сосудам тела. Всем людям с раннего возраста делают анализы крови, потому что врачи знают, что в крови здорового человека количество клеток разного вида должно быть постоянным. Если анализ показывает отклонения в соотношении между клетками, значит, человек болеет.

-Посмотрите на каплю крови под микроскопом на с.32. Основу крови составляет плазма, которая состоит из воды и растворенных в ней веществ.(Учитель вешает на доску таблицу - ПЛАЗМА) Плазма–это прозрачная желтоватая жидкость.( показ колбы с жидкостью)По сосудам плазма транспортирует полезные вещества.

-Найдите плазму на рисунке в учебнике. В плазме находятся клетки крови. Одинаковые ли они? Прочитайте названия клеток.

-Предлагаю изучить информацию о клетках крови. Работать будем в группах по предложенному алгоритму.

Работа в группах.

Памятка работы в группе:

1. Можно высказывать свое мнение.

2. Один говорит, другие слушают.

3. В группе согласуются и принимается одно решение.



Карточка №1

Подготовьте сообщение по плану:

1.Как называются красные кровяные клетки (рис. с. 32)? Найдите таблицу с этим названием в конверте.

2. Какую работу выполняют красные кровяные клетки? Найдите и прочитайте информацию в первом абзаце на с. 33. Используйте для ответа по теме условные обозначения в конверте и карточку № 2.

3. Вылепите модель клетки: скатайте из красного пластилина шарик, положить его между большим и указательным пальцами и слегка сдавить, чтобы получилась лепешка с вдавленной серединкой.



Карточка №1

Подготовьте сообщение по плану:

1.Как называются белые кровяные клетки(рис. с. 32)? Найдите таблицу с этим названием в конверте.

2. Какую работу выполняют белые кровяные клетки? Найдите и прочитайте информацию на с.33. во втором абзаце. Используйте для ответа по теме условные обозначения в конверте и карточку №2.

3. Вылепите модель клетки: из белого пластилина скатайте небольшие шарики.

Карточка №1

Подготовьте сообщение по плану:

1.Как называются кровяные пластинки(рис. с. 32)? Найдите таблицу с этим названием в конверте.

2. Какую работу выполняют кровяные пластинки? Найдите и прочитайте информацию на с.33 в третьем абзаце. Используйте для ответа по теме условные обозначения в конверте и карточку №2.

3. Вылепите модель клетки: из фиолетового пластилина скатайте небольшие шарики.



-Каждая группа получила задание, в результате выполнения которого мы сможем смоделировать состав крови и сделать сводную таблицу о работе крови.

-Ребята, прежде чем вы выйдете к доске, давайте вспомним, что составляет основу крови?

(Дети работают, выходят выступают, остальные слушают, оценивают, задают вопросы)

- Все знания мы собрали в эту таблицу. Повторим их еще раз.

Фиксация выполнения 2 пункта плана.

-Узнали мы состав крови? Значит, выполнили 2 пункт плана. По этому этапу остался только один вопрос:Каких клеток должно быть больше, чтобы кровь была красной?(Учитель досыпает в колбу эритроциты)

Работа с учебником «Уточнение предварительных выводов о работе крови»

-Предлагаю вернуться к стр. 31, где мы делали предварительные выводы. Какая же составная часть крови выполняет роль транспортировщика веществ? За счет чего выполняется работа снабжения . Что можете добавить о работе крови-защитника?

5. Физминутка(двигательная активность)

-Клетки крови находятся в постоянном движении, предлагаю подвигаться и нам.

(Ходьба с переходом в бег)

6. Продолжение практического этапа

Аналитический практикум по применению способов оказания первой помощи

Игровая ситуация(отрывок из мультфильма)

-А теперь внимание на экран!

-Что случилось?

-Какие клетки в данной ситуации будут работать? Какую роль будет выполнять каждая группа клеток?

- Кто знает, как можно помочь мальчику? Есть в классе добровольцы побыть помощниками в демонстрации оказания помощи?

(Учитель дополняет ответы детей, уточняет помощь при сильных кровотечениях, при кровотечении из носа)

– Часто бывает так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь. Это может случиться и при операции. Кто поможет человеку?

– ДОНОР, в переводе с греческого, ДАРИТЕЛЬ. Он дарит человеку жизнь. В указанное время люди приходят сдавать свою кровь. Берут её такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время кровь восстанавливается. День донора в России 20 апреля.

Работа с бланком анализа крови(в паре).

-Незначительная потеря крови(царапина или ссадина),если рану обработали антисептиком, не сказывается здоровье человека. Количество крови в организме постоянно. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.

- Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество всех клеток: лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. В медицине существуют определённые нормы.

-Если показатели не совпадают с нормами, то это сигнал обратить внимание на своё здоровье, обратиться к врачу.

- Ребята я предлагаю вам вернуться к анализу крови, который мы рассматривали в начале урока.

-А теперь знаете, что означают названия в бланке? Посмотрите на 3 столбец. Прочитайте название(норма)

- Поработайте врачами. Сделайте заключение, нужна ли мальчику по результатам анализов помощь врача. Обсудите в паре с коллегой.

- Проведем врачебный консилиум. Что думаете коллеги?(Обратиться к врачу)Спасибо коллеги.

Фиксация выполнения 3 пункта плана

-Скажите, как связан состав крови и здоровье человека? (если клеток меньше или больше - значит, человек заболел)? Теперь и третий этап нашей работы выполнен.

7. Рефлексивно-оценочный этап.

- Предлагаю вам проверить и оценить свои достижения и умения, для этого выполните тест.

ТЕСТ с взаимопроверкой

1.Основу крови составляет:

а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) плазма.

2. Красной делают кровь:

а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) плазма.

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.

5. У взрослого человека крови:

а) 4,5–5 литров;
б) 2,5–3 литра;
в) 6,5–7 литров.


СЛАЙД-КЛЮЧ


-У кого 5 плюсов? Отлично справились с работой. Ваша оценка 5

-У кого 4? Вы потрудились хорошо. Ваша оценка 4

- У кого 3 плюса и менее, задание- прочитать еще раз ваш учебник дома на с. 32-35.


Рефлексия


-Какая цель была на уроке?(Узнать состав крови, научиться понимать анализ крови)

-Удалось достигнуть цели урока?

- Как помогут знания в жизни?


Обобщение

-Продолжите предложение(слайд):

  • если бы из состава крови исчезли лейкоциты, то …

  • если бы из состава крови исчезли эритроциты, то …

  • если бы из состава крови исчезли тромбоциты, то ..

8. Домашнее задание.

- На сегодня, ребята, у меня к вам последний вопрос: замечали ли вы, что при сильных эмоциях человек может покраснеть или побледнеть. Почему изменяется цвет кожи?

1. Материал на стр. 32-35 учебника прочитать.

2. Ответить на вопрос предложенной ситуации в рабочем листе, задание № 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!