МБОУ СОШ № 2 п. Нарышкино
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе
Тема: "Кровь"
Учитель: Котова Н.А.
Урок по развивающей программе «Занкова»
Тема урока: Кровь.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций (кровяные клетки). Ознакомить с ролью крови в поддержании внутренней среды организма.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать состав крови;
-иметь представление о понятиях: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты;
-характеризовать значение разных видов клеток;
-формулировать выводы о значении крови;
-иметь представление об оказании первой помощи при травмах с потерей крови;
-применять знания о составе и значении крови для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
-при помощи педагога формулировать учебную задачу;
-осваивать способы решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности;
-контролировать выполнение плана; вносить коррективы;
-оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию;
познавательные УУД:
- использовать учебник в качестве источника информации о составе крови;
- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать , обобщать;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить изучаемое к известным понятиям;
- использовать символы для фиксирования информации;
коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- становление мотивационной основы учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- первоначальная установка на оказание помощи при травмах, связанных с потерей крови.
Материально-техническое обеспечение: карточки с заданиями, карточки с опорными словами, проектор, экран, колонки, лейкопластырь, вата, бинт, пластилин.
Применяемые технологии:
Здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, информационная технология, технология критического мышления
Применяемые формы организационной деятельности:
- работа в группах, в парах;
- самостоятельная индивидуальная работа
- фронтальная работа.
Ход урока.
1. Оргмомент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Я сегодня буду проводить у вас урок окружающего мира и желаю нам интересного и плодотворного урока.
2. Мотивационно - ориентировочный этап.
-Посмотрите на слайд(слайд 1).
-Что вы видите? Вам знаком этот кабинет? Для чего проводят анализ крови ?(Учитель вешает табличку ЗДОРОВЬЕ) Как узнаём о результатах? (Бланк в лаборатории выдают)
-Да, результаты исследования крови заносят в специальный бланк. Сейчас я вам его покажу. Что это значит? А кто знает? (знает врач и может назначить лечение) Можете ли вы по этому бланку сказать болен человек или здоров? А почему мы не можем ничего из него узнать?(мы не знаем эти названия)
«Мозговой штурм»
- Выскажите предположения, что это могут быть за названия?( кровь из чего-то состоит, но мы этого не видим невооруженным глазом)(Учитель вешает табличку СОСТАВ КРОВИ)
- А как связан состав крови и здоровье человека? (дети высказывают предположения)(Учитель рисует стрелку в плане)
- Цель нашего урока? (Проверить наши предположения, узнать состав крови и как работает кровь(учитель вешает табличку КАК РАБОТАЕТ КРОВЬ) , расшифровать результаты анализа крови, определить здоров ли человек)
-Догадались, какая будет тема урока? ( «Кровь». Учитель вешает табличку: Кровь)
3. Поисковый этап
-Посмотрите, у нас получился план работы на уроке, перечислите этапы.
1)познакомиться с тем, как работает кровь;
2)узнать из чего состоит кровь;
3) узнать, как связан состав крови со здоровьем человека.
4. Практический этап
Работа по учебнику «Как работает кровь»( в парах):
-Рассмотрите рисунки на с.31 и сделайте предварительные выводы о том, как работает кровь.
-Как же работает кровь?(Проверка : дети делают выводы, остальные дополняют)
- Почему на рисунке цифры 36,6 ? Как кровь помогает регулировать температуру тела?(Если человек много бегал или физически работал -ему станет жарко и кожа покраснеет, потому что кровеносные сосуды кожи расширились, и к ней притекло много крови. Через кровь произошла отдача избыточного внутреннего тепла. А при понижении температуры воздуха кожные кровеносные сосуды сужаются, уменьшается приток крови -кожа бледнеет. В этом случае тело отдает значительно меньше тепла и сохраняет его внутри. Т.о. поддерживается нормальная температура тела-36,6 ˚ С)
Фиксация выполнения 1 пункта плана:
- С первым этапом работы вы справились. Все ли вам понятно в работе крови или что-то вызывает затруднение и требует уточнения?
-А за счет чего выполняется эта работа крови, предположите?
- Узнаем, верны ли предположения и что позволяет крови выполнять эти работы нам поможет следующий этап «Состав крови».вешаю в таблицу СОСТАВ КРОВИ
Актуализация знаний:
-Вспомните, как выглядит кровь? Почему она красная? Что вы знаете еще о крови? (Красного цвета, солоноватая на вкус) Долго ли из ранки течет кровь?
-С глубокой древности люди понимали как велико значение крови в организме. Они видели, что при ранениях и сильных кровотечениях человек или животное слабели и умирали. И первое, что они научились делать, - это останавливать кровь. Однако прошли столетия, пока ученые – медики изучили состав крови и поняли значение этой красной, солоноватой жидкости, текущей по сосудам тела. Всем людям с раннего возраста делают анализы крови, потому что врачи знают, что в крови здорового человека количество клеток разного вида должно быть постоянным. Если анализ показывает отклонения в соотношении между клетками, значит, человек болеет.
-Посмотрите на каплю крови под микроскопом на с.32. Основу крови составляет плазма, которая состоит из воды и растворенных в ней веществ.(Учитель вешает на доску таблицу - ПЛАЗМА) Плазма–это прозрачная желтоватая жидкость.( показ колбы с жидкостью)По сосудам плазма транспортирует полезные вещества.
-Найдите плазму на рисунке в учебнике. В плазме находятся клетки крови. Одинаковые ли они? Прочитайте названия клеток.
-Предлагаю изучить информацию о клетках крови. Работать будем в группах по предложенному алгоритму.
Работа в группах.
Памятка работы в группе:
1. Можно высказывать свое мнение.
2. Один говорит, другие слушают.
3. В группе согласуются и принимается одно решение.
Карточка №1 Подготовьте сообщение по плану: 1.Как называются красные кровяные клетки (рис. с. 32)? Найдите таблицу с этим названием в конверте. 2. Какую работу выполняют красные кровяные клетки? Найдите и прочитайте информацию в первом абзаце на с. 33. Используйте для ответа по теме условные обозначения в конверте и карточку № 2. 3. Вылепите модель клетки: скатайте из красного пластилина шарик, положить его между большим и указательным пальцами и слегка сдавить, чтобы получилась лепешка с вдавленной серединкой. |
Карточка №1 Подготовьте сообщение по плану: 1.Как называются белые кровяные клетки(рис. с. 32)? Найдите таблицу с этим названием в конверте. 2. Какую работу выполняют белые кровяные клетки? Найдите и прочитайте информацию на с.33. во втором абзаце. Используйте для ответа по теме условные обозначения в конверте и карточку №2. 3. Вылепите модель клетки: из белого пластилина скатайте небольшие шарики. |
Карточка №1 Подготовьте сообщение по плану: 1.Как называются кровяные пластинки(рис. с. 32)? Найдите таблицу с этим названием в конверте. 2. Какую работу выполняют кровяные пластинки? Найдите и прочитайте информацию на с.33 в третьем абзаце. Используйте для ответа по теме условные обозначения в конверте и карточку №2. 3. Вылепите модель клетки: из фиолетового пластилина скатайте небольшие шарики. |
-Каждая группа получила задание, в результате выполнения которого мы сможем смоделировать состав крови и сделать сводную таблицу о работе крови.
-Ребята, прежде чем вы выйдете к доске, давайте вспомним, что составляет основу крови?
(Дети работают, выходят выступают, остальные слушают, оценивают, задают вопросы)
- Все знания мы собрали в эту таблицу. Повторим их еще раз.
Фиксация выполнения 2 пункта плана.
-Узнали мы состав крови? Значит, выполнили 2 пункт плана. По этому этапу остался только один вопрос:Каких клеток должно быть больше, чтобы кровь была красной?(Учитель досыпает в колбу эритроциты)
Работа с учебником «Уточнение предварительных выводов о работе крови»
-Предлагаю вернуться к стр. 31, где мы делали предварительные выводы. Какая же составная часть крови выполняет роль транспортировщика веществ? За счет чего выполняется работа снабжения . Что можете добавить о работе крови-защитника?
5. Физминутка(двигательная активность)
-Клетки крови находятся в постоянном движении, предлагаю подвигаться и нам.
(Ходьба с переходом в бег)
6. Продолжение практического этапа
Аналитический практикум по применению способов оказания первой помощи
Игровая ситуация(отрывок из мультфильма)
-А теперь внимание на экран!
-Что случилось?
-Какие клетки в данной ситуации будут работать? Какую роль будет выполнять каждая группа клеток?
- Кто знает, как можно помочь мальчику? Есть в классе добровольцы побыть помощниками в демонстрации оказания помощи?
(Учитель дополняет ответы детей, уточняет помощь при сильных кровотечениях, при кровотечении из носа)
– Часто бывает так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь. Это может случиться и при операции. Кто поможет человеку?
– ДОНОР, в переводе с греческого, ДАРИТЕЛЬ. Он дарит человеку жизнь. В указанное время люди приходят сдавать свою кровь. Берут её такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время кровь восстанавливается. День донора в России 20 апреля.
Работа с бланком анализа крови(в паре).
-Незначительная потеря крови(царапина или ссадина),если рану обработали антисептиком, не сказывается здоровье человека. Количество крови в организме постоянно. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.
- Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество всех клеток: лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. В медицине существуют определённые нормы.
-Если показатели не совпадают с нормами, то это сигнал обратить внимание на своё здоровье, обратиться к врачу.
- Ребята я предлагаю вам вернуться к анализу крови, который мы рассматривали в начале урока.
-А теперь знаете, что означают названия в бланке? Посмотрите на 3 столбец. Прочитайте название(норма)
- Поработайте врачами. Сделайте заключение, нужна ли мальчику по результатам анализов помощь врача. Обсудите в паре с коллегой.
- Проведем врачебный консилиум. Что думаете коллеги?(Обратиться к врачу)Спасибо коллеги.
Фиксация выполнения 3 пункта плана
-Скажите, как связан состав крови и здоровье человека? (если клеток меньше или больше - значит, человек заболел)? Теперь и третий этап нашей работы выполнен.
7. Рефлексивно-оценочный этап.
- Предлагаю вам проверить и оценить свои достижения и умения, для этого выполните тест.
ТЕСТ с взаимопроверкой
1.Основу крови составляет:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) плазма.
2. Красной делают кровь:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) плазма.
3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.
4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) тромбоциты.
5. У взрослого человека крови:
а) 4,5–5 литров;
б) 2,5–3 литра;
в) 6,5–7 литров.
СЛАЙД-КЛЮЧ
-У кого 5 плюсов? Отлично справились с работой. Ваша оценка 5
-У кого 4? Вы потрудились хорошо. Ваша оценка 4
- У кого 3 плюса и менее, задание- прочитать еще раз ваш учебник дома на с. 32-35.
Рефлексия
-Какая цель была на уроке?(Узнать состав крови, научиться понимать анализ крови)
-Удалось достигнуть цели урока?
- Как помогут знания в жизни?
Обобщение
-Продолжите предложение(слайд):
если бы из состава крови исчезли лейкоциты, то …
если бы из состава крови исчезли эритроциты, то …
если бы из состава крови исчезли тромбоциты, то ..
8. Домашнее задание.
- На сегодня, ребята, у меня к вам последний вопрос: замечали ли вы, что при сильных эмоциях человек может покраснеть или побледнеть. Почему изменяется цвет кожи?
1. Материал на стр. 32-35 учебника прочитать.
2. Ответить на вопрос предложенной ситуации в рабочем листе, задание № 3