СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Отчего мы иногда болеем" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием технологии РКМЧП.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Отчего мы иногда болеем" (4 класс)»

Ознакомление с окружающим миром

(4 класс)

Программа «Школа 2100»

Отчего мы иногда болеем.

Задачи:

  1. Познакомить детей с причинами возникновения заболеваний и способами борьбы с болезнью.

  2. Совершенствовать умение пересказывать текст.

  3. Формировать навыки сотрудничества через организацию работы в группах.


Оборудование: на доске тема урока и вопросы (закрыто), у каждого ученика чистый листок, тексты для пересказа, карточки с заданиями, маркеры, листы формата А3.

Ход урока:

Проверка домашнего задания. Защита кластеров по теме предыдущего урока.

Стадия вызова.

Специальные клетки крови (лейкоциты) защищают наш организм от микробов. А как еще защищен наш организм?

Почему же тогда мы болеем? Это нам предстоит выяснить сегодня на уроке (открываем тему урока).

Для чего нам надо знать причины болезни?

Задайте вопросы по теме урока, которые будут начинаться словами

Почему……………?

Как…………………?

Как………………….?

(мы иногда болеем, избежать заболевания, лечить заболевания)

Проверим, каковы ваши знания по данной теме. На листочках проставьте цифры от 1 до 6. Я буду читать утверждения. Если вы согласны с утверждением, то поставьте «+» около нужной цифры. Если нет – поставьте «-».

  1. Болезни обычно вызывают бактерии.

  2. Болезнь можно предупредить, соблюдая определенные правила.

  3. Во время болезни надо меньше пить.

  4. Повышенная температура означает, что организм не борется с болезнью.

  5. Есть такие болезни, которыми человек болеет один раз в жизни.

  6. В современном обществе появились новые болезни, которых не было ранее?

Стадия осмысления.

Ответы будем искать в группах. Группа читает выданный текст и готовится пересказать. (Обязательно назвать время подготовки).

По истечении заданного времени учащиеся расходятся, образуя новые группы по номерам. ( Для этого после подготовки пересказа каждому члену группы присваивается номер).

Каждый член вновь образовавшейся группы пересказывает подготовленный текст. Затем группы получают задания.

Группа №1. Составить кластер «Причины болезни».

Группа №2. Составить кластер «Здоровый образ жизни».

Группа №3. Составить кластер «Как помочь организму выздороветь».

Группа №4. Расскажите как, ухаживая за больным, не заразиться самому.

Группа №5. В чем причина болезней современного общества.

Задания выполняются на листах формата А3.

Проверка заданий. Одна группа отвечает, другие выступают в роли критиков.

Вернемся к вопросам, которые мы задали в начале урока. Ответили ли мы на них?

Стадия рефлексии.

А теперь сравним наши знания с теми, которые были у нас в начале урока. (Учитель вновь читает утверждения, а ученики дают ответ и сравнивают с тем, что они предполагали в начале урока).

Домашнее задание.

Прочитать с.61-65, ответить на вопросы.

Приложение.

Текст №1.

Если ты порезал палец, ушиб коленку, подвернул ногу или в глаз попала соринка, говорят: произошла травма, и лечат поврежденное место. Но чаще бывает иначе: вроде все цело, а ты чувствуешь, что нездоров.

Причиной такой болезни обычно бывают микробы – болезнетворные микроорганизмы. У каждой болезни есть свой возбудитель из числа простейших, бактерий или вирусов. Их много повсюду: в воде, в пище, в воздухе. Однако здоровый организм защищен от их нападения кожей и другими покровами. А микробов, проникших внутрь тела, встречают белые кровяные клетки.

Текст №2.

Отчего же мы все-таки иногда заболеваем?

Во-первых, это случается, когда на нас нападает сразу столько микробов, что организм не в состоянии их всех одолеть. Это легко может произойти при общении с больным человеком или там, где собирается слишком много людей, а помещение не проветривается: например, в транспорте. Особенно легко распространяются вирусные возбудители. Заражения можно избежать, следуя правилам гигиены.

Во-вторых, заболеть можно, когда защита организма ослаблена, например, из-за переохлаждения. И часто виноваты в этом мы сами, когда ходим промокшими, без шапки или жадно глотаем мороженое. Организм ослаблен также при болезни: не долечившись от простуды, он легко доступен для возбудителей других болезней, часто более опасных, - так происходит осложнение болезни.

Текст №3.

Если заражение произошло, то возбудители болезни проникают в живые клетки организма и, разрушая их, начинают быстро размножаться. Их отходы отравляют кровь и вызывают плохое самочувствие. В ответ на это сердце больного начинает биться сильнее, учащается дыхание, обмен веществ в клетках ускоряется. От этого повышается температура тела, и от жара многие микроорганизмы погибают. Так организм начинает бороться с болезнью.

Чтобы ему помочь, больному нужно больше пить: это ускорит выделение отходов. Чай с малиновым вареньем вызовет потоотделение и ускорит выведение вредных веществ через кожу. Чай с лимоном, который богат витамином С, укрепит защитную способность организма, придаст ему новые силы.

Если температура тела достигает 38 градусов, необходимо обратиться к врачу. Врач прежде всего должен поставить диагноз. Кроме осмотра больного могут потребоваться анализы крови или мочи. Малейшие отклонения от нормального их состава позволят определить, чем заболел человек и как его вылечить. При повышенной температуре врач назначит больному постельный режим и, если нужно, выпишет лекарство, которое поможет справиться с микробами. После того, как температура спадет, больной должен еще несколько дней восстанавливать свои силы и строго выполнять указания врача, чтобы избежать осложнений.

Текст №4.

Многими болезнями, такими как ангина и грипп, человек, к сожалению, может болеть снова и снова. Но есть болезни, которые опасны только один раз: корь, ветрянка, скарлатина, дифтерия и другие. Наши клетки обучаются обезвреживать их возбудителей за время болезни. Во второй раз они уже не допустят заболевания. Эту способность организма называют иммунитетом, или невосприимчивостью к болезни. Оказывается, если здоровому человеку сделать прививку – ввести в организм ослабленный возбудитель – у него тоже выработается невосприимчивость к этой болезни.

Текст №5.

В далеком прошлом люди больше всего страдали от травм и редко доживали до 30 лет. Они не могли обратиться к врачу. Еще 2-3 столетия назад отсутствие знаний о болезнях временами приводило к эпидемиям

Быстрому распространению тяжелых заразных заболеваний. От них вымирали целые города.

Сегодня жизнь человека сильно изменилась. Многие болезни побеждены, с другими люди научились успешно бороться. Но природы вокруг нас стало меньше, а людей - больше. Машины заменили человеческий труд, и люди стали меньше двигаться. Развитие хозяйства привело к загрязнению воздуха и воды вредными веществами. Каждый день мы получаем слишком много новостей – хороших и плохих – и слишком много волнуемся. Эти условия сделали людей нездоровыми без всяких микробов. На смену исчезнувшим болезням пришли новые: их называют болезнями современного общества. Лучший способ борьбы с ними – борьба с причинами их возникновения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!