СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Свойства тел и веществ" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Свойства тел и веществ" 3 класс»

Урок окружающего мира. 3 класс

Тема: «Свойства тел и веществ».


I. Организационный момент.

Звучит песня «Всё это называется природа», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского (слайдовая презентация, состоящая из картинок, на которой изображена природа)


II. Актуализация знаний. (Стадия вызова)

1. - Какая замечательная песня. У вас настроение улучшилось? Почему? (Потому что эта песня о природе)

- А что такое природа? (Это то, что нас окружает)

- Что нас, ещё окружает? (Дома, машины и т. д.)

- А как, это назвать одним словом? (Тела)


На кластере появляется слово тела


2. – А вы верите, что это тела? (в руках шары металлический и пластмассовый)

Поиграем в игру «Верите ли вы?».

На партах лежат листочки для этой игры с номерами вопросов. Учитель говорит утверждения, а учащиеся, если согласны с данным утверждением, то ставят «+», если нет – «-».

а) Верите ли вы, что это кубики?

б) Верите ли вы, что эти тела разного цвета?

в) Верите ли вы, что в одной руке у меня шар, а в другой куб?

г) Верите ли вы, что это шары?

д) Верите ли вы, что они одинаковой массы?

(Проверка)


Возвращаемся к шарам.

- Давайте проверим. Почему у шаров разная масса? (Они сделаны из разного материала)

- А как называется то, из чего сделаны шары?

На кластере появляется слово вещество.


3. На парте лежат коробочки. В них находятся твёрдые тела.

- Можем мы их взять? Возьмите в руки. Какие они?

- Все ли тела мы можем взять?

- А почему не можем? (Ученики делают выводы о том, что тела бывают жидкие)

- Что вы назвали? (Свойства)

- Хотите узнать свойства разных тел?

- Давайте поставим задачу.

Задача. Рассмотреть свойства тел и веществ

- Сформулируйте тему урока. (Высказывания учеников) После высказываний учеников тема читается с экрана. (Тема урока «Свойства тел и веществ»)


Перед следующим заданием учитель делает вывод

- Тела состоят из веществ и имеют свойства этих веществ.


4. - Вернёмся к кубикам. К какому телу определим кубики? (Твёрдому)

– А воду? (Жидкому)

На кластере появляются слова жидкие и твёрдые.


III. Формирование новых знаний. (Стадия реализации смысла)

– А сейчас мы будем учёными-исследователями. Каждая группа будет работать в своей научной лаборатории. Прежде чем приступим к выполнению практической работы, повторим правила техники безопасности. Как надо обращаться с оборудованием?

Практическая работа (строго следуем инструкции и делаем выводы)

1. Налейте в один стакан немного воды, а в другой положите камешек. Перелейте воду в одну колбу, а камешек положите в другую. Что заметили? (Ученики делают вывод)

Вывод: твёрдые тела сохраняют форму, а жидкие не сохраняют.

На кластере появляются слова - сохраняют форму, не сохраняют форму.


2. Налейте стакан до краёв водой и поставьте его на блюдце. Опустите в стакан с водой камешек. Вы видите, что вода выливается из стакана. Её место занял камешек. Сделайте вывод, почему так происходит. (Ученики самостоятельно делают вывод)

Вывод: каждое тело занимает место, текучесть – это существенное свойство жидкости.

На кластере появляются слова - занимает место, текучесть.

- Молодцы! Из вас получились настоящие исследователи.

Физкультминутка (музыкальная зарядка)


– Вы уже достаточно много узнали о телах и веществах. Думаю, что следующее задание вам будет по плечу. У вас лежат картинки.

- Что вы видите? Чем они отличаются?






Проблемный вопрос.

- Объясните, почему зимой провода натянуты, а летом нет. (Рассуждения учеников)

- Давайте, попробуем ответить на этот вопрос, проделав опыт.

1 . Опыт с монетой.




На деревянной дощечке укрепим два гвоздя так, чтобы между ними легко проходила монета. Затем возьмём её пинцетом и нагреем. Попробуем продвинуть нагретую монету между гвоздями. Она не проходит. Почему? (Ученики делают выводы)

Через несколько минут монета остынет. Попробуем снова продвинуть её между гвоздями. Монета снова легко проходит между гвоздями. Почему? (Ученики делают вывод)

Вывод: все твёрдые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.


На кластере – при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.

Возвращаемся к проблемному вопросу. (Картинка на экране)


2 . Опыт с водой





Нальём подкрашенную воду в колбу с длинной трубкой. Отметим на трубке место, до которого дошла вода. Поставим колбу в посуду с горячей водой. Что мы видим? (Ученики делают вывод, что при нагревании жидкие тела расширяются)

Теперь поставим колбу в посуду с холодной водой. Что произошло? (Ученики делают вывод, что при охлаждении жидкие тела сжимаются)

Вывод: все жидкие тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.


На кластере – при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.


IV. Итог (Стадия рефлексии)

- Молодцы!

- О чём сегодня говорили? Что нового узнали? (Ученики работают с кластером)



Тела



вещество

жидкие твёрдые



не сохраняют форму сохраняют форму

текучесть

при нагревании при охлаждении

расширяются сжимаются


при нагревании при охлаждении

расширяются сжимаются




V. Рефлексия (ученики составляют синквейн)

Тело

Жидкое, твёрдое

Расширяется, сжимается, сохраняет

Тело состоит из вещества

Предмет


- Вы все очень хорошо работали. В нашей школе каждый год проходит Фестиваль наук. Я приглашаю вас на этот Фестиваль.


VI. Домашнее задание

- Вы любите отгадывать загадки?

- А что вам помогает отгадать загадку? (Сочиняя загадки, используют существенные признаки предметов или явлений)

- Придумайте загадку о любом теле.

- Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!