Тема: Ты и твои друзья.
Цели:
– расширить круг людей, с которыми связан школьник;
– показать роль общения и взаимосвязи людей как основы формирования человечества;
– помочь выработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Оборудование: фонограмма песни «Настоящий друг»
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Звучит песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского.
– О чём эта песня?
– Как вы думаете, почему я в начале урока включила эту песню?
– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
Дети высказывают свои предположения.
– О чём хотели бы узнать? На какие вопросы получить ответ?
– Что сейчас мы с вами сделали? (Спланировали свою работу на урок.)
ΙΙ. Совместное открытие знаний
1. – Какие существуют неречевые средства общения? (Мимика и жесты.)
● Улыбка.
● Поднятие бровей.
● Движения руки вниз, вверх и т.д.
– Какие неречевые средства располагают человека к общению?
– А какие могут оттолкнуть?
– Какие мимика и жесты сопровождают приветствие, прощание, благодарность?
2.
1) – Внимательно посмотрите друг на друга, сосредоточьтесь.
2) – Удивитесь.
3) – Представьте, что вам сильно что-то понравилось, продемонстрируйте удовольствие.
4) – Изобразите страдание и печаль.
5) – Отвращение и презрение.
6) – Страх.
7) – Вину.
– О чём мы можем узнать по выражению лица?
– Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться с другом.
– Есть ли у вас друзья? Расскажите о своём друге по плану. 2
А) Как его зовут?
Б) За что ты его любишь?
В) В чём ты ему помогаешь?
Г) Как он помогает тебе?
2. Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 76–77. Посмотрите на иллюстрации.
– Прочитайте, кто может, подпись под картинками.
– Что под ними записано?
Работа в парах.
– Поработайте в парах, выберите из каждой пары советов тот, который подходит вам и вашим друзьям. Объясните, почему вы выбрали именно этот совет.
– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте предложения, которые подчеркнули.
– Какие предложения не подчеркнули? Почему?
– Какие правила дружбы вы знаете?
– Какой вывод можете сделать?
Физкультминутка.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1.Работа в рабочей тетради.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 33.
– Выполните задание № 1.
– Что вам нужно сделать?
– Как будете работать?
Проверка.
2.Работа в учебнике
1) – Посмотрите на с. 78. Как зовут этих героев?
– Кто догадался по иллюстрации, что происходит между героями?
– Как вы думаете, какие слова говорят они друг другу на первой картинке?
– На второй?
– Давайте прочитаем диалог Фили и Хрюши.
– На какой картинке Хрюша вам больше нравится?
– Как бы вы сами хотели, чтобы в такой же ситуации к вам обратился ваш друг?
– Почему?
2) – Как нужно разговаривать с людьми, чтобы не обижать их?
– Прочитайте вывод на с. 78. Совпадает ли он с вашим выводом?
3) – Что делают люди на с. 79?
– Давайте разыграем встречу друзей. Какие слова вы скажете?
– Теперь давайте покажем, как нужно здороваться с взрослыми людьми.
4) Анализ пословиц.
– Как вы понимаете пословицы? Расскажите, в каких случаях так говорят?
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
– Найдите под синей точкой на с. 79 другие пословицы. В каких случаях так говорят?
Один – за всех, все – за одного.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5)- С каким человеком приятнее общаться и дружить?
– Какой вывод можете сделать?
– Прочитайте вывод на с. 79. Совпали ли наши мысли с мыслями автора учебника?
ΙV. Домашнее задание (по желанию)
-нарисуй своего друга
- что ты можешь рассказать о своем друге
V. Итог урока
– Что вы узнали нового на уроке?
– Что повторили из того, что вы уже знали?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
– Всё ли мы сказали о дружбе людей?
– Давайте поговорим об этом и на следующем уроке.
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т.д.).