СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Почва, её состав. Значение для живой природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России". Может использоваться для других программ для изучения новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Почва, её состав. Значение для живой природы".»

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Почва, её состав. Значение для живой природы.

Класс: 3

Ф.И.О. учителя: Алтапова Елена Сергеевна

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

























Тема: Почва, её cоcтав. Значение для живой природы.

Цель: сформировать знания о почве, как о плодородном слое, о составе почвы, её значении для живой природы.

Задачи:

- формировать знания о почве, как одной из частей экосистемы;

- изучить состав и свойства почвы;

- выяснить причину плодородия почвы;

- развивать познавательный интерес путём изучения научных текстов, проведения опытов;

- выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

предметные: приводить примеры животных разной направленности и устанавливать взаимосвязи между звеньями экосистемы;

познавательные: ориентироваться в системе знаний, выбирать необходимую информацию для решения учебной задачи;

регулятивные: формулировать самостоятельно цель урока, после совместного обсуждения формулировать учебные задачи;

коммуникативные: высказывать свою точку зрения, стараться обосновывать её, аргументировать, выслушивать мнение товарищей;

личностные: развивать мотивы учебной деятельности, способноcть оценивать деятельность окружающих c точки зрения общепринятых норм и ценноcтей.

Тип урока: открытие нового знания.

Технологии, методы: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, исследование, проблемный диалог; практический и частично-поисковый методы.

Способы контроля: практическая работа, блиц-опрос, составление опорных схем.

Оборудование:

- для учителя: лабораторное оборудование (образцы почвы своей местности, тарелка, прозрачные стаканы с водой, пипетка, палочки, стекло (лабораторное), спиртовка, держатель, штатив, промокательная бумага), презентация Microsoft PowerPoint;

- для учащихся: лабораторное оборудование (прозрачный стакан с водой, поддон с почвой, мерная ложка, салфетки, палочки), учебник А.А. Плешаков, часть 1. Москва «Просвещение», 2021 год.

Ход занятия

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Добрый день, добрый час!

Очень рада видеть вас!

Впереди – внимание!

Ждут нас новые знания!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня! C хорошим настроением приступаем к работе.

- Ребята, на уроке мы, работая в команде, будем открывать новые знания. Вспомним основные правила работы в команде:

1. Один говорит, остальные его слушают.

2. Каждый может высказать свою точку зрения.

3. В группе обсуждается каждая версия.

4. В группе согласуется общее решение.

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Как известно, в экологической системе нет ничего лишнего. Почему? (Одними членами сообщества используется всё, что производится другими.)

- Сейчас мы проведём блиц опрос, чтобы проверить наши знания («Шаг за шагом» - в командах – по кругу по очереди отвечают на вопросы).

Нужно по группе ключевых слов назвать часть экологической системы:

- тепло, свет, энергия; (солнце)

- прозрачность, дыхание, газ; (воздух)

- прозрачность, течение, жидкость; (вода)

- кислород, углекислый газ, рост; (производители)

- питание, движение, рост; (потребители)

- питание, минеральные вещества, остатки организмов; (разрушители)

- роль в экологической системе потребителей;

- роль в экосистеме разрушителей;

- роль в экосистеме производителей;

- место обитания производителей.

- Молодцы, ребята. Подведём итог. Что такое экологическая система? (Экологическая система – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно поддерживать круговорот веществ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Вы показали отличные знания. И мне нужна ваша помощь. Дома сильно разросся цветок. Он перестал помещаться в свой горшок. Я решила его пересадить. Но подходящего вазона не оказалось. Поэтому 2 ростка были посажены в небольшой горшок. А 2 ростка осталось. Чтобы не завяли, я посадила их в воду. Прошло 10 дней. Вот фотографии этих цветов (в горшке, в воде).

Сравните их. (В горшках – пышные, цветущие; в воде – хилые, листочки подвядшие.)

- Как вы думаете, почему ростки в воде выглядят болезненными? (В воде нет всех нужных элементов для питания растения.)

- А ростки в горшке почему так хорошо выглядят? (В земле им лучше. Там есть все нужные для питания вещества.)

- Какой совет вы мне можете дать? (Не сажать в воду, а сразу – в горшок с землёй.)

4. Построение проекта выхода из затруднения (определение темы урока, постановка цели и учебных задач).



- А теперь, ребята, подберите синоним к слову «земля». (Почва)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Почва.)

- Какие учебные задачи поставим? (Узнать, что такое почва, свойства почвы, её состав)

На доске таблички – почва, что такое почва, состав почвы, свойства почвы, образование почвы.

5. Реализация построенного проекта

1. Знакомство с понятием «почва»

Раздаю образцы почвы.

- Ребята, рассмотрите почву, потрогайте её. Как вы думаете, что такое почва?

- Сверим наши ответы с мнением биологов. Прочитайте определение в учебнике.

- Как вы думаете, какое слово в определении является ключевым? (плодородный)

- Что означает выражение «плодородный слой»? (Он помогает появляться плодам)

С точки зрения русского языка, слово «плодородный» является сложным, так как имеет два корня (плод и род).

2. Практическая работа в парах и командах.

Мы узнали, что такое почва. Чтобы выполнить поставленные учебные задачи, предлагаю провести исследование образцов почвы.

Обращаю внимание на приборы. Провожу инструктаж по технике безопасности. Даны шаблоны для формулировки ответа после проведения опыта. Карточка с ключевыми словами (используется для всех опытов).

Ключевые слова: вода, воздух, остатки листьев, пузырьки воздуха, мусор, песок, глина, дышать, останки живых организмов, мокрое пятно, вода стала мутной, всплыл мусор.



Опыт №1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? (Наличие воздуха)

Мы взяли прозрачный стакан с чистой водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _______________________. Это означает, что в почве есть ________________. Он помогает растениям _________________________




Опыт №2. Возьмите промокательную бумагу. Насыпьте на неё немного почвы. Вторым листом бумаги плотно придавите её. Стряхните почву обратно в стакан. Что вы увидели на бумаге? (Наличие воды)

- Посмотрите на лабораторный столик. Я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает опыт?

Мы взяли промокательную бумагу. Насыпали на неё немного почвы. Плотно придавили её к бумаге вторым листом. На бумаге осталось ________________________. Это __________. Значит, в почве есть _________. Она необходима для жизни растений.




Опыт №3. Возьмите стакан с водой. Положите в неё немного почвы. Размешайте палочкой. Подождите немного и рассмотрите дно стакана. Что вы увидели? (На дне песок, глина, перегной.)

Мы взяли стакан с водой, добавили почву и размешали палочкой. Мы заметили, ________________________________________. На дно осел осадок. Это _______________, поверх осела __________. Значит, в почве есть _________________________.


Опыт №4. Возьмите стакан с водой, добавьте почвы. Размешайте палочкой. Немного подождите и рассмотрите поверхность воды. Что вы увидели? (На поверхности мусор, остатки листьев, останки насекомых.)

В стакан с водой мы добавили почву и размешали палочкой. Мы заметили, что ________________________________________________. Это значит, что в почве есть ___________________________________________________.


Опыт №5. Возьмите посуду с почвой. Рассмотрите почву с помощью лупы. Что вы увидели?

Мы взяли почву. Рассмотрели её внимательно с помощью лупы и заметили ____________________________________________________________.




  1. Знакомство с выводами учащихся.

- Расскажите нам о результатах ваших наблюдений и опытов.

4. Демонстрационный опыт

Опыт №6. Беру стакан с водой, в котором долго находилась почва. Беру несколько капель воды из стакана и помещаю их на стекло. Держу стекло над огнём. Вода испарилась. Что же за белый налёт остался на стекле? Как вы думаете? (соль)

- Правильно, ребята, это минеральные соли. Они необходимы для развития растения. Соли образуются под действием микробов, живущих в почве. Можем сделать вывод, что в почве есть соли, которые могут растворяться.

5. Подведение итогов.

- Проделав опыты, мы узнали с вами состав почвы. Достаточно сложный состав оказался.

- Стало ли вам понятно, почему именно в почву надо сажать растения? (В ней находятся все необходимые вещества для развития растения.)

- Как вы думаете, почва является частью экологической системы?

- Как она связана с другими частями системы?

- Давайте разбираться. Посмотрите на цепь питания (демонстрация)

- Кто питается растениями? (Насекомые, зерноядные птицы, растительноядные животные.)

- А чем питаются хищники? (Растительноядными животными)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Животные зависят от почвы. Почва является частью цепи питания, частью экологической системы.

- В почве, ребята, завершается круговорот веществ.

Физминутка

6. Работа по учебнику (стр. 68 – 71).

- Из наших поставленных задач мы узнали, что такое почва, состав почвы, свойства почвы. Осталась – образование почвы.

- Прочитайте, пожалуйста, самостоятельно статью учебника. (После прочтения – беседа)

- Каким образом образуется почва?

- Что помогает почве становиться более плодородной?

- Назовите вещество, которое повышает плодородие почвы.

- Как образуется перегной?

- Как называются богатые перегноем почвы?

- Кто создал науку о почве (почвоведение)?

- Правы ли люди, говоря, что плодородие почвы – это богатство страны?

- Как вы думаете, нужно сохранять плодородие почвы?

7. Мозговой штурм (в командах): Как нужно беречь почву?

Обмен мнениями.

Информация от учителя: Толщина почвенного слоя различная – от 2 см до 200 см. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 250 – 300 лет, 20 см – за 6000 лет. А вот разрушаться может очень быстро – смываться водой, выдуваться ветром. Если человек внесёт много ядохимикатов, то они будут накапливаться, отравляя почву, что приведёт к гибели червей, личинок насекомых, микробов. Без них почва не будет плодородной. Если в почву вносят слишком много удобрений, то в ней будет накапливаться избыток солей. Что тоже вредно для почвы и живых организмов, живущих в ней. На 1 квадратном метре живут примерно 80 червей. Живущие в почве животные, рыхлят её, обогащают воздухом, измельчают остатки растений, этим повышают её плодородие.

По итогам мозгового штурма – памятка «Правила защиты почвы»:

  1. Не уничтожать дождевых червей;

  2. Не засорять почву отходами;

  3. Рыхлить;

  4. Поливать;

  5. В меру вносить минеральные удобрения;

  6. Беречь от вымывания и выветривания;

  7. Чередовать посевы культурных растений.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, мы нашли ответы на все поставленные нами учебные задачи. Пришло время повторить.

- Скажите, пожалуйста, какова роль почвы в экологической системе? (Ответы учащихся)

- А живой или неживой частью экологической системы она является?

Составление кластера (в командах)

Используя полученные вами знания, составьте кластер на тему «Почва». (Он может быть как словесный, так и картинный)

Например:

Песок

Воздух



Вода





Пере-гной

Почва



Глина





Соли



Мик-робы





Защита и обсуждение кластеров.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Каковы были цели нашего урока?

- Были ли они нами достигнуты?

- Какие открытия были сделаны с помощью исследований?

- Кого из одноклассников вам хочется похвалить? За что?

- Какое слово является синонимом к слову «почва»? (Земля)

В cтарину люди верили, что родная земля придаёт силу. Богатырь Илья Муромец всегда носил с собой горсть русской земли. О ней пиcали песни, сочиняли стихотворения. Земля щедро одаривает нас своими лесами, полями, богатым урожаем. Наша задача – любить её и беречь!

8. Задание для домашней работы

На выбор:

  1. Подготовьте cообщение о животных, которые обитают в почве.

  2. Нариcуйте плакат на тему «Берегите почву!»

  3. На основе схемы учебника на странице 70 изготовьте модель и с её помощью расскажите, что растения получают из почвы.

  4. Выясните, почему почва бывает разного цвета и расскажите нам об этом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!