СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Природные зоны России. Зога арктических пустынь и тундра".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Природные зоны России. Зога арктических пустынь и тундра".»

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

Педагогические

цели

Создать условия для введения понятия «природная зона»; способствовать формированию знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике и тундре, развитию умений выявлять причинно-следственные связи, читать карту; содействовать воспитанию бережного отношения к природе

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают, что такое природная зона; научатся читать карту, описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности зоны арктических пустынь и тундры.

Личностные

результаты

Имеют экологические представления об охране природы человеком

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: высказывают предположения; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют анализ, сравнение, дифференциацию, «чтение» информации, представленной в видеоматериалах, анализ своего отношения к природе; записывают тезисы по тексту (выделение главных мыслей); имеют мотив изучения темы.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; дают оценку учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют правилами взаимодействия в совместной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Арктика, тундра)

Образовательные ресурсы

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 4 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 4 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.*

Оборудование

Ноутбук, проектор, экспозиционный экран; карта «Природные зоны России»; фотографии и рисунки с изображением растений и животных Арктики и тундры, карточки со словами для схемы «Природные связи Земли»

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Н. Рубцов

II. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы начинаем большое путешествие по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны, узнаем, чем занимается на этих территориях человек. Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

– На больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами обитают определенные растения и животные. Эти территории называются природными зонами (рабочая тетрадь № 2, с. 8–9). Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живем. Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы выступают соединительным звеном между неживой и живой природой. Если в местности меняется климат, то меняются почвы, а следом меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают пересыхать болота и превращаются в луга. Но клюква, которая прекрасно растет на болоте, не сможет расти на лугу. Следовательно, болотные растения исчезнут, появятся луговые. Изменится растительность – изменится животный мир.

– Составьте схему «Природные связи Земли», используя карточки:


Природные связи Земли

– Основные природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. Названия им даны по преобладающей в них растительности. Природные зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам.

– Рассмотрите карту природных зон России. Назовите природные зоны с севера на юг.

– Что определяет особенности природной зоны? (Климат, почвы, растительный и животный мир.)

– Были бы природные зоны на безжизненной Земле? (Нет.)

– Каждую природную зону будем изучать по плану:

1) Географическое положение.

2) Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой.

3) Описание климатических условий летом и зимой.

4) Рельеф, водоемы, особенности почвы.

5) Растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.

6) Занятие и промыслы коренного населения.

– Наша первая остановка – Арктика.

2. Природа Арктики.

– К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь, и проходит он через льдины.

– Почему данную зону называют арктической пустыней? (Бедные растительность и животный мир.)

– Оказывается, пустыней называют не только места с жарким засушливым климатом, но и районы, где очень холодно.

– Покажите Арктику на карте. Что вы можете сказать о географическом положении Арктики? (Арктическая пустыня занимает острова в Северном Ледовитом океане и частично заходит на материк.)

– Северный Ледовитый океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звезд да луны, а иногда полярного сияния освещает бескрайние снежные просторы.

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но поднимается оно невысоко, его лучи слабо нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов лед взламывается сильными ветрами и начинает таять.

3. Работа по учебнику.

– Прочитайте текст (с. 7–11). Выскажите предположения, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску?

– Рассмотрите рисунки (с. 9). Кто из самых крупных животных является обитателем Арктики? (Белый медведь, морской котик, тюлень.)

– Как приспосабливаются птицы в Арктике?

Составьте пищевые цепи, используя текст учебника:

• водоросли → рачки → рыбы → тюлени → белый медведь;

• водоросли → рачки → рыбы → гагарка.

– Как животные приспособились к суровым условиям Арктики? (Толстый слой жира, теплый мех, пух.)

– Чем же занимаются люди в Арктике?

На берегах островов в суровых условиях живут и работают люди. Они ловят рыбу, охотятся на морского зверя. На многих островах, даже на льду океана расположены научные полярные станции, на которых ученые изучают суровую природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.

Арктика имеет очень большое влияние на климат нашей страны и всего мира, поэтому ее необходимо изучать. С 1937 г. началось регулярное изучение этого региона путем организации станций «Северный полюс», которые располагаются на льдах океана и движутся вместе с ними. Кроме того, на островах и берегах морей живут зимовщики, ведущие постоянные наблюдения за погодой Арктики. Вдоль берегов Северного Ледовитого океана проложен морской путь, который называют Северным. Суда проходят его с помощью мощных ледоколов.

– Каких вы знаете животных Арктики, которые занесены в Красную книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка.)

Физкультминутка (см. Приложение).

4. Природные условия зоны тундры.

– Найдите и покажите на карте, где располагается тундра.

– Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. Уже в сентябре здесь начинается зима: выпадает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце стоит низко у горизонта. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.

Наконец выплывает тусклое солнце. Начинается короткое и прохладное лето. Тундра оживает – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.

Как видите, природные условия тундры суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега.

5. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки и фотографии (с. 12–13). Назовите животных и растения тундры.

– Прочитайте текст (с. 11).

– Сравните растительный мир тундры и Арктики.

– Какая же может быть растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе с языка местных жителей Кольского полуострова означает «безлесный»? (Растительность скудная, нет высоких деревьев, нет лесов.) Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения здесь низкорослые, с мелкими листьями, многие растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзаний зимой, сильных ветров, а летом помогает получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы. К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, голубика, брусника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей.

Животный мир тундры очень своеобразен. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска делает их зимой незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек, слепней. Они тучами носятся в воздухе. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Затем они полетят в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в морозы найти пищу. Это белые совы и белые куропатки.

Много в тундре леммингов – небольших зверьков, за которыми охотятся песцы и полярные совы.

Из крупных животных живет северный олень. За ними всегда следуют волки, а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. Летом олени откочевывают на север, к морскому побережью, где меньше гнуса – мелких летающих насекомых. За ними следуют и другие животные.

Составьте цепь питания:

• ягель → олени → волки;

• растения → лемминги → полярные совы;

• растения → заяц-беляк → волки.

6. Чем занимаются люди в тундре.

– В тундре издавна живут ненцы, чукчи и другие народы. Занятия местного населения зависят от особенностей здешних природных условий. Огромные пространства, покрытые лишайником, травами и низкорослыми кустарниками, служат хорошими пастбищами для оленей, поэтому главное занятие людей здесь – оленеводство.

Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством. В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых. Теперь здесь добывают каменный уголь, руду. На заводах выплавляют металл. На берегах рек и морей построены порты, куда заходят океанские корабли. С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Самый большой и красивый город – Норильск.

– Кто еще обживал Север, кроме коренных жителей?

– Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир…» (с. 14).

– Кто заселял территорию вдоль побережья Белого моря? Чем занимались поморы?

– Прочитайте текст в рубрике «Жил на свете человек» (с. 16–17).

– Кто изучал бескрайние просторы Севера?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

– Какие территории на Земле географы называют природными зонами?

– Почему на территории России разные природные зоны?

– Каковы климатические условия в Арктике?

– Где расположена тундра?

– Что такое вечная мерзлота?

– Как растения приспособились к суровым условиям?

– Чем занимаются коренные жители тундры?

Домашнее задание: учебник: с. 6–17, задание, с. 17; рабочая тетрадь № 2: задания 6, 7, 13, с. 10, 12.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!