1. | Этап мотивации к учебной деятель - ности Цель для учителя: создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить учеников к продуктивной работе на уроке. Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке, позитивно настроиться на урок. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесный, иллюстративный. (1 мин.) | - Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок. – Покажите, пожалуйста, на смайликах, какой настрой у вас на сегодняшний урок. (Ребята показывают выбранный смайлик) (переход со слайда 2 Power Point на слайд1 Mimio Studio (нажать на воробьёв)) – Я надеюсь, что и урок у нас получится интересным и познавательным. А настроение останется хорошим и даже улучшится. – А что надо, чтобы получился урок? – Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего мира. | Регулятивные УУД: осуществление учебных действий- организовывают рабочее место под руководством учителя. |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель для учителя: создать проблемную ситуацию для постановки учебной задачи. Цель для учащихся: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу. Задачи: - организовать работу с загадками; -организовать инсценировку для определения темы урока. Методы: создание проблемной ситуации, наглядный, практический, змоциональный метод (поощрение). (3 мин.) | - Посмотрите фильм и скажите, что это за время года? (Power Point слайд 3) Я раскрываю почки в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна. Зовут меня… (весна) - Скажите, что мы с вами наблюдали на экскурсии в неживой природе? (Сейчас чаще и ярче светит солнце. День стал длиннее ночи. Температура воздуха выше нуля. Появились проталины. Растаял снег, много воды.) (Power Point слайд 4) - Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление) - А что происходит в живой природе? (Цветут некоторые деревья, появляются насекомые.) - Посмотрите сценку: Автор: Встретились однажды Дятел и Зяблик. Дятел: Здравствуй, Зяблик старый! Зяблик: Здравствуй, дятел молодой! Дятел: А ты как узнал, что я молодой? Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый? Дятел: По носу! Нос – то у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый. Герои сценки уходят за кулисы. - Ну что, ребята, догадались кому посвящается наш сегодняшний урок? (Птицам) | Познавательные УУД: - ищут и выделяют информацию, - умеют строить речевое высказывание, - анализируют объекты с целью выделения признаков, - осуществляют синтез, - выбирают основание и критерии для сравнения, - классифицируют объекты, - подводят под понятие, - выдвигают гипотезы; их обосновывают, - сравнивают, классифицируют. Регулятивные УУД: - планируют свои действия, - различают способ и результат действия, - вносят необходимые коррективы в действие. Коммуникативные УУД: - умеют задавать вопросы, - формулируют собственное мнение, Личностные УУД: - есть потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
3 | Этап выявления места и причины затруднений. Цель для учителя: организовать работу по анализу учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Цель для учащихся: соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения) Задачи: - организовать учебный диалог; - организовать работу по распределению птиц по группам. Методы: словесный, практический, наглядный. (3 мин.) | -Но не просто птицам, а определённой группе птиц. А какой группе - вы скажите мне позже. - Вспомните отличительные признаки птиц. (Имеются крылья, тело покрыто перьями) (Power Point слайд 5) - Верно, по оперению и крыльям мы обычно и узнаём птицу. - А чем они отличаются друг от друга? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом) (Power Point слайд 6) - Каких птиц мы называем перелётными, а каких оседлыми? - Распределите картинки на группы и дайте каждой группе общее название. (переход со слайда 6 Power Point на слайд2 Mimio Studio (нажать на уток)) - Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомые и рыбы) - Что позволяет птицам вернуться весной в родные края? - О какой же группе птиц мы будем говорить? (О перелётных птицах) - Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время и из определённого места. | Познавательные УУД: - используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач, - ищут разнообразные способы решения задач, - структурируют знания, - устанавливают причинно-следственные связи, - строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулируют проблемы, - создают способы решения проблемы. Коммуникативные: - строят понятные для партнёров высказывания, - используют речь для регуляции своих действий. Личностные УУД: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. |
4. | Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации Цель для учителя: создать условия для формулировки главных целей и темы урока, выбора способа разрешения проблемы, выбора метода и средств. Цель для учащихся: сформулировать конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировать, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложить и согласовать тему урока; выбрать способ построения нового знания; выбрать средства для построения нового знания. Задачи: -организовать работу по дополнению цели урока с помощью слов - помощников. Методы: словесный. (3 мин.) | - Что же мы сегодня с вами: Повторим... Изучим... Узнаем... | Личностные УУД: - формируют ценностные ориентиры и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные УУД: -учитывают разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную задачу, - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - выделяют существенную информацию, - формулируют проблему, самостоятельно создают способы решения проблемы, - ищут разнообразные способы решения задачи, - структурируют знания. |
5. | Реализация построенного проекта Цель для учителя: побудить обучающихся к активности при изучении нового материала. Цель для учащихся: уметь видеть характерные особенности перелётных птиц. Задачи: - организовать работу с загадками; - организовать рассказ детей из старших классов о перелётных птицах; - организовать работу с рассказом о птицах. Методы: опора на жизненный опыт, эмоциональные (поощрение), рассказ учителя, наглядные, практические, беседа, социальные (поиск контактов). (12 мин.) | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад – вперёд по пашне вскачь… А зовётся птица … (грач) ) (Power Point слайд 7,8) - Грач –актёр: Грачи прилетают из Средней Азии одни из первых. Грачи не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара. - Отгадайте следующую загадку: Своё гнездо он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песня и полёт Вошли в стихотворения! (Жаворонок) ) (Power Point слайд 9,10) - Жаворонок – актёр: Это птица светло-коричневого цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе люди издавна определяют приход весны по первой песенке жаворонка. - Зимуют жаворонки в Средиземноморье. - А это что за птица: На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его … (Скворец) ) (Power Point слайд 11,12) - Скворец-актёр: Широким и важным шагом, кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая из земли дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки. - Скворцы появляются в конце марта. Они прилетают из Туркменистана. - Послушайте рассказ М. Богданова: Соловей – актёр: «Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все пёрышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке. Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. – Давайте послушаем пение соловья. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников. Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни. Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют. На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья». - Соловьи прилетают из Африки. Прилетел к нам наконец Самый лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. (Соловей) ) (Power Point слайд 13,14) - Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? - Почему соловьи любят кустарники? - Как они выводят птенцов? - Чем пение соловья отличается от пения других птиц? - А вот наша следующая гостья: Путь проделав длинный. Прилетает к нам с теплом, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) ) (Power Point слайд 15,16) -Ласточка –актёр: Прилетают ласточки в середине мая из Африки. Их легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. - Следующая загадка: Он живёт на крыше дома, Строит гнёзда из соломы. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) ) (Power Point слайд 17,18) - Аист – актёр: В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселится. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету. - На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. - Так ли это на самом деле? - Что делают птицы весной? (Птицы строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца, высиживают птенцов) - Нам пора отдохнуть. Физкультминутка Стая птиц летит домой, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля – Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и дом. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) - Давайте с вами прочитаем в учебнике рассказ "Птичьи разговоры". Какие же птицы прилетают первыми? | Личностные УУД: - формируют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные УУД: - формулируют собственное мнение (позиции), - используют речь для регуляции своего действия, - строят монологическое высказывание. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную задачу, - учитывают правила в планировании и контроле способа решения, различают способ и результат действия. Познавательные УУД: - используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач, - ищут разнообразные способы решения задач, -устанавливают причинно-следственные связи. |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель для учителя: организовать и направить учебную деятельность обучающихся на осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний. Цель для учащихся: должны уметь по описанию определять перелётную птицу, применять полученные знания при выполнении заданий, знать места обитания птиц, работать в группах. Задачи: - побудить учащихся участвовать в конкурсах; - организовать работу с кроссвордом; - организовать работу с ребусами; - организовать работу в группах. Методы: наглядные, практические, работа в группах, методы формирования познавательного интереса, социальные (создание ситуации взаимопомощи). Здоровьесберегающие технологии. Критерии: правильно – неправильно выполнили задания, проверка по образцу, взаимопроверка. (14 мин) | - Чтобы узнать, кто лучше слушал материал урока, мы проведём игру «Справочное бюро». - Разделимся на 5 команд. - Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. - Командам будут предлагаться конкурсные задания. По итогам каждого конкурса победившая команда будет получать бумажную деталь скворечника. Какая команда быстрее соберёт свой скворечник, та и победит. Итак, начнём! - Первый конкурс «Местообитания птиц». (переход со слайда 18 Power Point на слайд4 Mimio Studio (нажать на скворечник)) - Второй конкурс «Кроссворд». (Приложение 1) 1. Длин 1. Клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это ?…(Цапля) 2. Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.(Дятел) 3. Эта птичка – Птичка – невеличка, Жёлтенький жилетик, Синенький биретик.(Синица) 4. На шесте – дворец, Во дворце – певец.(Скворец) 5. Всю ночь летает, Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло.(Сова) - Следующий конкурс «Чьё это гнездо?» (Mimio Studio слайд 6) - И заключительный конкурс «Кто как поёт?» (Звучит аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья, ласточки) (Mimio Studio слайд 7) - Отлично, ребята! У всех команд скворечники готовы. - А смогут ли скворцы жить в таких скворечниках? - Конечно, нет. - Сейчас вы научились строить скворечники из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом постройте настоящий. - Мы должны знать, любить и беречь природу, потому что человек, живя в городе или деревне, живёт в общем доме – на планете Земля. - Какова роль человека в жизни птиц? - Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник? - Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен. | Личностные УУД: - формируют мотивы достижения целей, формирование границ «знания» и «незнания», - нравственно – этическая ориентация – выражают позитивное отношение к живой природе. Коммуникативные УУД: - понимают возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентируются на позицию партнёра, - стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, - умеют договариваться, приходят к общему решению, - контролируют действия партнёра, - строят понятные для партнёра высказывания, учитывающих, что он знает, а что нет, - используют речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную задачу, - учитывают правила в планировании и контроле способа решения, - различают способ и результат действия. Познавательные УУД: - структурируют знания, - строят речевое высказывание в устной и письменной форме, - устанавливают причинно-следственные связи, - доказательство. |
7. | Этап рефлексии учебной деятельности. Цель для учителя: определить степень усвоения изученного материала. Цель для учащихся: продемонстрировать степень усвоения полученных знаний. Задачи: - организовать самостоятельную работу. Методы: самостоя- тельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности. Критерии: выполнение самостоятельной работы. (4 мин.) | - Ребята, о ком же мы сегодня говорили? (О птицах) - Предлагаю выполнить самостоятельную работу по вариантам. (Приложение 2) - Оценить свою работу одним кружком: зелёным, жёлтым, красным. - А теперь предлагаю высказать своё мнение, выбрав начало фразы. (Power Point слайд 19) (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске): Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я … Я понял, что… Я научился… У меня получилось … Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… – Покажите на смайликах, с каким настроением мы заканчиваем урок. (Ребята показывают выбранный смайлик ) (переход со слайда 20 Power Point на слайд 8 Mimio Studio (нажать на утку)) – Мне приятно, что урок вам понравился. -Ребята, спасибо вам за работу на уроке! Вы молодцы! Мне было очень интересно с вами работать! | Личностные УУД: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные УУД: - воспринимают оценку учителя, - адекватная самооценка. Познавательные УУД: - строят речевое высказывание в устной и письменной форме, - анализируют, - осуществляют синтез, - устанавливают причинно-следственные связи. |