СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир "Птичьи разговоры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан в рамках  учебно-методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» для 1 класса.  Урок входит в раздел «Родная природа».  Он проводится в третьей четверти. Для проведения урока были подобраны формы и методы, которые направлены на формирование учебных универсальных действий: регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных. В этапе ознакомления с новым материалом задействованы учащиеся  старших классов. На уроке используются ИКТ. Показывается видеоролик, с помощью которого дети видят изменения в живой и неживой природе весной. Ученики работают на доске с помощью приставки Mimio Studio.  Учащиеся добывают новые знания через игру, практическую работу,  закрепляют полученные знания через соревнование между командами, получая за правильный ответ деталь скворечника.  Ученики в конце урока оценивают свою работу и работу всего класса в целом.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир "Птичьи разговоры"»

Департамент по образованию администрации Волгограда Советское территориальное управление, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, «Центр развития образования Волгограда» (МОУ ЦРО) Советский районный отдел, Районный конкурс методических разработок





Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 106

Советского района города Волгограда





Урок окружающего мира

"Птичьи разговоры"



Кузьминцева Екатерина Александровна,

учитель начальных классов,



Волгоград, 2020

Пояснительная записка.

Данный урок был разработан в рамках учебно-методической системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» для 1 класса. Урок входит в раздел «Родная природа». Он проводится в третьей четверти. Для проведения урока были подобраны формы и методы, которые направлены на формирование учебных универсальных действий: регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных. В этапе ознакомления с новым материалом задействованы учащиеся старших классов. На уроке используются ИКТ. Показывается видеоролик, с помощью которого дети видят изменения в живой и неживой природе весной. Ученики работают на доске с помощью приставки Mimio Studio. Учащиеся добывают новые знания через игру, практическую работу, закрепляют полученные знания через соревнование между командами, получая за правильный ответ деталь скворечника. Ученики в конце урока оценивают свою работу и работу всего класса в целом.

Продолжительность урока 40 минут.

Средства обучения: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Оборудование: презентация в программе Mimio Studio, видеоролик, маски - птицы, кроссворды, детали скворечника, карточки для самостоятельной работы.

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с жизнью птиц весной, прилётом, гнездованием, изучением правил отношения к птичьим гнёздам; способствовать развитию коммуникативных навыков.



Планируемые результаты образования:

Предметные: учатся наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилётом, гнездованием).

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполняют задания в соответствии с целью, отвечают на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – осуществляют смысловое чтение; предметные – знакомятся с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием.

Коммуникативные: взаимодействие – ведут устный диалог в соответствии с грамматическими и  синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения.



Тип урока: открытие нового знания

Средства обучения: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Оборудование: для учителя - презентация в программе Mimio Studio, презентация в программе Power Point видеоролик, детали скворечника, маски птиц; для уч-ся: клей, картон, учебник.























Этапы работы.

Содержание этапа.

Планируемый результат

1.

Этап мотивации к учебной деятель -

ности

Цель для учителя:

создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить учеников к продуктивной работе на уроке.

Цель для учащихся:

подготовиться к продуктивной работе на уроке, позитивно настроиться на урок.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный, иллюстративный.


(1 мин.)


- Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

– Покажите, пожалуйста, на смайликах, какой настрой у вас на сегодняшний урок.

(Ребята показывают выбранный смайлик)

(переход со слайда 2 Power Point на слайд1 Mimio Studio (нажать на воробьёв))

– Я надеюсь, что и урок у нас получится интересным и познавательным. А настроение останется хорошим и даже улучшится.
– А что надо, чтобы получился урок?
– Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего мира.


Регулятивные УУД: осуществление учебных действий- организовывают рабочее место под руководством учителя.


2.



Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Цель для учителя:

создать проблемную ситуацию для постановки учебной задачи.

Цель для учащихся:

осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Задачи:

- организовать работу с загадками;

-организовать инсценировку для определения темы урока.

Методы: создание проблемной ситуации, наглядный, практический, змоциональный метод (поощрение).


(3 мин.)
























- Посмотрите фильм и скажите, что это за время года? (Power Point слайд 3)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна. Зовут меня… (весна)

- Скажите, что мы с вами наблюдали на экскурсии в неживой природе? (Сейчас чаще и ярче светит солнце. День стал длиннее ночи. Температура воздуха выше нуля. Появились проталины. Растаял снег, много воды.) (Power Point слайд 4)

- Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление)

- А что происходит в живой природе? (Цветут некоторые деревья, появляются насекомые.)

- Посмотрите сценку:

Автор: Встретились однажды Дятел и Зяблик.

Дятел: Здравствуй, Зяблик старый!

Зяблик: Здравствуй, дятел молодой!

Дятел: А ты как узнал, что я молодой?

Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?

Дятел: По носу! Нос – то у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый.

Герои сценки уходят за кулисы.

- Ну что, ребята, догадались кому посвящается наш сегодняшний урок? (Птицам)












Познавательные УУД:
- ищут и выделяют информацию,
- умеют  строить речевое высказывание,
- анализируют объекты с целью выделения признаков,
- осуществляют синтез,
- выбирают основание и критерии для сравнения,
- классифицируют объекты,
- подводят под понятие,
- выдвигают гипотезы; их обосновывают,
- сравнивают, классифицируют.

Регулятивные УУД:
- планируют свои действия,
- различают способ и результат действия,
- вносят необходимые коррективы в действие.

Коммуникативные УУД:
- умеют задавать вопросы,
- формулируют собственное мнение,

Личностные УУД:
- есть потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

3

Этап выявления места и причины затруднений.

Цель для учителя:

организовать работу по анализу учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Цель для учащихся:

соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

Задачи:

- организовать учебный диалог;

- организовать работу по распределению птиц по группам.

Методы: словесный, практический, наглядный.

(3 мин.)

-Но не просто птицам, а определённой группе птиц. А какой группе - вы скажите мне позже.

- Вспомните отличительные признаки птиц. (Имеются крылья, тело покрыто перьями) (Power Point слайд 5)

- Верно, по оперению и крыльям мы обычно и узнаём птицу.

- А чем они отличаются друг от друга? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом) (Power Point слайд 6)





- Каких птиц мы называем перелётными, а каких оседлыми?

- Распределите картинки на группы и дайте каждой группе общее название. (переход со слайда 6 Power Point на слайд2 Mimio Studio (нажать на уток))



- Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомые и рыбы)

- Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

- О какой же группе птиц мы будем говорить? (О перелётных птицах)

- Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время и из определённого места.


Познавательные УУД:
- используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач,
- ищут разнообразные способы решения задач,
- структурируют знания,
- устанавливают причинно-следственные связи,
- строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулируют проблемы,
- создают способы решения проблемы.

Коммуникативные:
- строят понятные для партнёров высказывания,
- используют речь для регуляции своих действий.

Личностные УУД:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

4.

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Цель для учителя:

создать условия для формулировки главных целей и темы урока, выбора способа разрешения проблемы, выбора метода и средств.

Цель для учащихся:

сформулировать конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировать, какие знания им нужно построить и чему научиться);

предложить и согласовать тему урока;

выбрать способ построения нового знания;

выбрать средства для построения нового знания.


Задачи:

-организовать работу по дополнению цели урока с помощью слов - помощников.


Методы: словесный.

(3 мин.)


- Что же мы сегодня с вами:

Повторим...

Изучим...

Узнаем...

Личностные УУД:
- формируют ценностные ориентиры и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные УУД:
-учитывают разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу,
- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:
- выделяют существенную информацию,
- формулируют проблему, самостоятельно создают способы решения проблемы,
- ищут разнообразные способы решения задачи,
- структурируют знания.


5.

Реализация построенного проекта


Цель для учителя:

побудить обучающихся к активности при изучении нового материала.

Цель для учащихся: уметь видеть характерные особенности перелётных птиц.

Задачи:

- организовать работу с загадками;

- организовать рассказ детей из старших классов о перелётных птицах;

- организовать работу с рассказом о птицах.

Методы: опора на жизненный опыт, эмоциональные (поощрение), рассказ учителя, наглядные, практические, беседа, социальные (поиск контактов).

(12 мин.)



  • Отгадайте загадки и рассмотрите картинки с изображением перелётных птиц.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь…

А зовётся птица … (грач) ) (Power Point слайд 7,8)



- Грач –актёр: Грачи прилетают из Средней Азии одни из первых. Грачи не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.



- Отгадайте следующую загадку:

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения! (Жаворонок) ) (Power Point слайд 9,10)



- Жаворонок – актёр: Это птица светло-коричневого цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе люди издавна определяют приход весны по первой песенке жаворонка.



- Зимуют жаворонки в Средиземноморье.



- А это что за птица:

На шесте – дворец,
Во дворце – певец,

А зовут его … (Скворец) ) (Power Point слайд 11,12)



- Скворец-актёр: Широким и важным шагом, кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая из земли дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки.



- Скворцы появляются в конце марта. Они прилетают из Туркменистана.



- Послушайте рассказ М. Богданова:



Соловей – актёр:

«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все пёрышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый.

Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь.

– Давайте послушаем пение соловья.

Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения.

Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».







- Соловьи прилетают из Африки.





Прилетел к нам наконец

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. (Соловей) ) (Power Point слайд 13,14)



- Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему?

- Почему соловьи любят кустарники?

- Как они выводят птенцов?

- Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

- А вот наша следующая гостья:

Путь проделав длинный.

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка) ) (Power Point слайд 15,16)



-Ласточка –актёр: Прилетают ласточки в середине мая из Африки. Их легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.



- Следующая загадка:

Он живёт на крыше дома,

Строит гнёзда из соломы.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист) ) (Power Point слайд 17,18)



- Аист – актёр: В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселится. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.



- На первый взгляд жизнь птиц беззаботна.

- Так ли это на самом деле?

- Что делают птицы весной? (Птицы строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца, высиживают птенцов)

- Нам пора отдохнуть.



Физкультминутка

Стая птиц летит домой,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и дом. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)



- Давайте с вами прочитаем в учебнике рассказ "Птичьи разговоры". Какие же птицы прилетают первыми?






Личностные УУД:
- формируют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные УУД:
- формулируют собственное мнение (позиции),
- используют речь для регуляции своего действия,
- строят монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу,
- учитывают правила в планировании и контроле способа решения, различают способ и результат действия.

Познавательные УУД:
- используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач,
- ищут разнообразные способы решения задач,
-устанавливают причинно-следственные связи.


6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи



Цель для учителя:

организовать и направить учебную деятельность обучающихся на осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний.

Цель для учащихся:

должны уметь по описанию определять перелётную птицу, применять полученные знания при выполнении заданий, знать места обитания птиц, работать в группах.

Задачи:

- побудить учащихся участвовать в конкурсах;

- организовать работу с кроссвордом;

- организовать работу с ребусами;

- организовать работу в группах.

Методы: наглядные, практические, работа в группах, методы формирования познавательного интереса, социальные (создание ситуации взаимопомощи).

Здоровьесберегающие технологии.

Критерии: правильно – неправильно выполнили задания, проверка по образцу, взаимопроверка.


(14 мин)

- Чтобы узнать, кто лучше слушал материал урока, мы проведём игру «Справочное бюро».

- Разделимся на 5 команд.

- Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы.

- Командам будут предлагаться конкурсные задания. По итогам каждого конкурса победившая команда будет получать бумажную деталь скворечника. Какая команда быстрее соберёт свой скворечник, та и победит. Итак, начнём!

- Первый конкурс «Местообитания птиц». (переход со слайда 18 Power Point на слайд4 Mimio Studio (нажать на скворечник))

- Второй конкурс «Кроссворд». (Приложение 1)

1. Длин 1. Клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это ?…(Цапля)

2. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.(Дятел)

3. Эта птичка –

Птичка – невеличка,

Жёлтенький жилетик,

Синенький биретик.(Синица)

4. На шесте – дворец,

Во дворце – певец.(Скворец)

5. Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.(Сова)



- Следующий конкурс «Чьё это гнездо?» (Mimio Studio слайд 6)

- И заключительный конкурс «Кто как поёт?» (Звучит аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья, ласточки) (Mimio Studio слайд 7)



- Отлично, ребята! У всех команд скворечники готовы.

- А смогут ли скворцы жить в таких скворечниках?

- Конечно, нет.







- Сейчас вы научились строить скворечники из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом постройте настоящий.

- Мы должны знать, любить и беречь природу, потому что человек, живя в городе или деревне, живёт в общем доме – на планете Земля.

- Какова роль человека в жизни птиц?

- Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник?

- Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен.

Личностные УУД:
- формируют мотивы достижения целей,
формирование границ «знания» и «незнания»,

- нравственно – этическая ориентация – выражают позитивное отношение к живой природе.


Коммуникативные УУД:
- понимают возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентируются на позицию партнёра,
- стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умеют договариваться, приходят к общему решению,
- контролируют действия партнёра,
- строят понятные для партнёра высказывания, учитывающих, что он знает, а что нет,
- используют речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу,
- учитывают правила в планировании и контроле способа решения,
- различают способ и результат действия.

Познавательные УУД:
- структурируют знания,
- строят речевое высказывание в устной и письменной форме,
- устанавливают причинно-следственные связи,
- доказательство.


7.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель для учителя:

определить степень усвоения изученного материала.

Цель для учащихся:

продемонстрировать степень усвоения полученных знаний.

Задачи:

- организовать самостоятельную работу.

Методы: самостоя- тельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности.

Критерии: выполнение самостоятельной работы.

(4 мин.)

- Ребята, о ком же мы сегодня говорили? (О птицах)

- Предлагаю выполнить самостоятельную работу по вариантам. (Приложение 2)

- Оценить свою работу одним кружком: зелёным, жёлтым, красным.

- А теперь предлагаю высказать своё мнение, выбрав начало фразы. (Power Point слайд 19)



(Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Теперь я …

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

– Покажите на смайликах, с каким настроением мы заканчиваем урок. (Ребята показывают выбранный смайлик )

(переход со слайда 20 Power Point на слайд 8 Mimio Studio (нажать на утку))



– Мне приятно, что урок вам понравился.

-Ребята, спасибо вам за работу на уроке! Вы молодцы!  Мне было очень интересно с вами работать!    


Личностные УУД:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные УУД:
- воспринимают оценку учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные УУД:
- строят речевое высказывание в устной и письменной форме,
- анализируют,
- осуществляют синтез,
- устанавливают причинно-следственные связи.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!