Урок окружающего мира
Тема: « Органы чувств»
3 класс "В"
учитель Шангина С.М.
Дата проведения :07.12.18.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока:
показать роль и специфику разных органов чувств;
показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают.
Задачи:
Образовательные задачи:
познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
расширение и углубление знаний о работе органов чувств;
расширение и углубление знаний о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Развивающие задачи:
развитие исследовательских умений, речи, логического мышления;
развивать умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в паре,группе;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
содействовать развитию творческой личности;
прививать бережное отношение к своему организму;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формирование умения определять и высказывать общие для всех людей правила.
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД:
формировать умение учиться определять цель деятельности на уроке;
формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
формировать умение устанавливать аналогии;
формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
уметь объяснять значение терминов «помощник». «органы чувств»;
расширить знания об органах чувств;
работать в классе, с учебником, в тетради.
Ход урока
Орг. момент
Учитель:
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
Актуализация знаний
Учитель:
Сегодня у нас урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
Кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания).
Учащиеся:
те, кто изучают, наблюдают, проводят опыты.
Учитель:
Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком (дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка с пустым лицом, у каждого на парте)
Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук.)
Выдвижение проблемы.
Постановка учебной задачи.
Учитель:
Изучение нового материала.
Учитель:
Почему органы называются органами чувств? Получили такое название?
Приступаем к исследованию 1
Есть у каждого лица карточка
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (глаза)
Учитель:
Правильно ребята. Как вы думаете, а за чем нам нужны глаза? Что мы можем сделать с их помощью?
Смотреть, видеть предметы, разглядывать...
Видеть вокруг, читать книги, смотреть телевизор, играть на компьютере...
Опыт 1.
Мячик
Какую информацию мы можем получить с помощью глаз? (цвет, форма, размер, материал)
Посмотри и опиши предмет (мяч)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - работа с пословицей Почему так говорят ?
К какому органу чувств относятся глаза? Глаза - орган зренияУчитель:
Глаза - самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Глазами мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время, именно глаза больше всего говорят о человеке. (90 %)
-Зрение надо беречь. Какие правила зрения вы знаете?
-Рассмотрите внимательно рисунки и сформулируйте правила, которые позволят сохранить зрение.
Проведем зарядку для глаз
-Но достаточно ли человеку иметь только этот орган чувств?
Исследование 2
У зверушки - на макушке.
А у нас - ниже глаз.(уши)
Учитель:
Правильно ребята. Как вы думаете, а за чем нам нужны уши? Что мы можем сделать с их помощью? (слышать звуки, речь, музыку...)
Проведем следующий опыт: закройте глаза. Слушаем звуки .........
(Тиканье часов, капает вода из крана ,шаги за дверью)
- Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)
- Что помогло вам услышать звуки? (Уши)
- Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать)
К какому органу чувств они относятся ?(орган слуха)
Как вы думаете, какие правила ухода за ушами надо знать?
Что еще важно знать? (громкий звук вредят слуху)
Сейчас ребята назовут вам правила ухода за ушами, а вы определите кто это?
В холодную погоду носи тёплую шапку.
Старайся избегать попадания воды в уши.
Чисти уши каждый день.
Не включай громко телевизор. Громкие звуки вредят слуху.
Какой орган помог определить человека по голосу?
Исследование 3
Беседа о языке - органе вкуса.
Первым пробовать привык
Угощенья все … (язык)
Проведем 1 опыт: на столе у меня стоят стаканы с водой (сладкая, соленая, простая, кислая).
- Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, какая это вода? (Нет)
- А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык). (Дети пробуют воду и определяют вкус)
Язык покрыт крохотными сосочками, которые помогают определить вкусовые признаки предметов.
опыт 2 (кусочки яблока, огурца, лимона)
- Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)
Какие правила надо соблюдать?
К какому органу чувств относится язык? Язык - орган вкуса.
А какую ещё функцию выполняет язык? (речь)
Исследование 4
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит -
То заходит, то выходит. (нос)
Учитель:
Подумайте, когда вы идете в столовую или в медицинский кабинет, как вы можете определить что попали в нужное помещение? (В столовой пахнет едой, а в медкабинете лекарствами.)
Опыты
1. кофе в закрытом пакете, духи (шарфик) – 2 чел.
2. в паре, закрыв глаза (лук, апельсин)
К какому органу чувств относится нос?
Обоняние – это способность человека чувствовать и различать запахи.
Пахучие вещества попадают в носовую полость, где находятся чувствительные окончания нервных клеток, информация передается в мозг. Человек чувствует запах.
У людей каких профессий это важно? (парфюмер, повар и т.д.)
Как будем ухаживать за носом? (у человека, с заложенным носом, безвкусная еда) Давайте возьмем наши листочки и нарисуем человечку нос.
Исследование 5
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (кожа)
Правильно ребята. Как вы думаете, а зачем нам нужна кожа? Что мы можем сделать с её помощью? ( для красоты, она покрывает тело...,чувствовать тепло, холод... )
Работа в парах(ребята с закрытыми глазами угадывают предметы друг у друга)
Учитель:
Правильно. Все это нам позволяет чувствовать кожа. А теперь давайте посмотрим, как правильно беречь кожу. Мы с вами узнали, что кожа - это орган осязания. Давайте возьмем наши листочки и раскрасим человечку лицо, придам цвет коже.
7. Закрепление изученного материала.
(Органы чувств называют нашими помощниками, потому что они помогают нам видеть все вокруг, слышать звуки, чувствовать запахи, различать пищу на вкус и понять какой предмет на ощупь.)
Можно ли сказать, какой орган главный?
Какой вы вывод можете сделать?
Сравните его с тем, которые сделали авторы учебника.
Работа в рабочей тетради. Задания по выбору
8. Рефлексия. Подведение итогов.
Оценка урока.
Что понравилось. Что было трудно?