Урок окружающего мира в 3 классе: Как природа залечивает раны
(по программе «Школа-2100»)
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: урок групповой работы
Формы организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Образовательные результаты:
Предметные:
Формируют правила сохранения природы и фиксируют прочитанный текст в виде схем, графических знаков.
Метапредметные: анализируют экологический текст в соответствии с учебной задачей и определяют главную мысль, назначение текста
Коммуникативные:
Формируем умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, умение работать в группах, формируем умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения
Личностные:
Умеют применять новые правила на практике
Регулятивные: Создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока. Формировать умения оценивать учебные действия
Цель: Формирование научных знаний о природе и её охране с помощью чтения и анализа экологического текста
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (листы с проблемными ситуациями, шаблоны природоохранных знаков).
Оборудование:
презентация, мультимедиа проектор, компьютер, видео - фильм, учебник, рабочий лист, карточки, музыка.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас.
Актуализация знаний (звучит музыка) (слайд 1)
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
-О чём это стихотворение?
-Все мы любим свою землю, природу.
-А какая бывает природа?
-Сейчас мы проведём с вами блиц-опрос «Знатоков природы» (слайд 2)
(приём «Свободный микрофон»)
-Ребята, на столах у каждой группы лежат: план программы действий, список советов для работы, деформированный текст, критерии оценивания работы в группах и лист самооценки на этапах урока. Кроме того, у вас ножницы, клей-карандаш и основа для памятки
Команда №1.
Назовите предметы неживой природы. (камень – земля – вода - солнце)
Команда № 2
Назовите лесных потребителей. (жук – дятел – курица – бабочка – мышка)
Команда № 3
Назовите разрушителей экосистемы (дождевой червь – грибы – бактерии – улитки– речной рак)
Команда № 4
Назовите производителей экосистемы. (трава – дерево – цветок – водоросли - ягоды)
-Молодцы, спасибо. (шум леса)
Постановка проблемы. Введение в новую тему.
-Ребята, где мы с вами оказались? (В лесу, на лугу) (слайд 4 – загрязнённый лес)
-До нас, здесь кто-то побывал.
-Что можно сказать об этом?
-Да, люди нанесли «рану» природе.
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)
-Верно, мы будем говорить, как природа залечивает свои раны. (слайд 5)
- Каждая команда получает карточку. Прочитайте внимательно текст, обсудите в командах о какой «ране», нанесенной природе, говорится в тексте.
Карточки для команд:
Команда №1- «Землетрясение» «Наводнения»
_________________ называют подземные толчки и колебания земной поверхности. Каждый год на Земле происходит около полумиллиона _____________. Причем большая их часть проходит незаметно для жителей и улавливается лишь специальными приборами.
Когда в реке, озере или море резко повышается уровень воды, это грозит _________— затоплением всех прилегающих пространств суши. Обычно реки выходят из берегов весной из-за обильного таяния снега или сильных ливней. Морское ________ может быть вызвано сильными ветрами с моря или высокими океанскими приливами. Большое ___________— беда для человека.
(слайд)
Команда №2- «Пожары», «Вулканы»
______________ может возникнуть и по нашей вине и по вине людей, и из-за стихии. Во время _________ главное не паниковать, а действовать решительно и быстро. Очень опасен лесной __________, его жертвой может стать огромные площади деревьев и лесные обитатели. Если ты оказался вблизи очага ________, немедленно предупреди всех находящихся по близости людей и постарайся покинуть опасную зону.
Древние римляне считали, что бог огня __________ живет глубоко под землей. Когда он гневается, то на поверхности Земли образуются трещины, из которых вырываются пламя, дым и расплавленная огненная масса, а пространство вокруг покрывается пеплом и камнями. _________ представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород — лава.
(слайд)
Команда №3 - «Пожары» , «Вулканы»
Чем лучше условия для жизнедеятельности организмов, тем _________ разрушители. Они могут успешно справиться с переработкой _________.
В озере круговорот веществ не замкнут, поэтому ______________ накапливаются на дне. В результате озеро становится __________. Но и в болоте разрушители не успевают переработать все органические остатки. Они продолжают накапливаться, поднимая болото над водой и осушая его. Болото превращается в ______. Но и на лугу круговорот остаётся __________. Поэтому луг со временем превращается в _______.
Причины смены экосистем во всех случаях очень похожи. Незамкнутый круговорот веществ приводит к накоплению отходов в виде торфа или валежника, которые __________ не может переработать. Условия обитания меняются, что приводит к появлению других растений и животных. Закономерная смена экосистем завершается развитием экосистемы с замкнутым круговоротом.
(слайд)
– Ребята, к какому выводу мы пришли? (Пожары, извержения вулканов, землетрясения, наводнения и тысячи других причин время от времени разрушают экосистемы)
Поиск решения проблемы.
– Чтобы произошло с нашей планетой, если бы природа не научилась восстанавливать экосистемы?
- А мы как-то можем помочь природе? (правильно вести себя в природе, соблюдать правила поведения, нарисовать плакат, написать правила, советы)
- А кому могут пригодиться ваши советы по поведению в природе? (человеку)
Физкультминутка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр,
В футбол играли-
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули от души!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две развитых нами склянки,
Две разбитые баранки-
Словом, мусора гора!
-Эй, скорей же детвора!
За работу нам пора (дети собирают оставленный мусор).
-Ребята, сейчас мы приступаем к составлению памяток для человека. В своей работе вы должны соблюдать правила работы в группах. Ваша памятка должна быть аккуратной, понятной.
- У вас на столах в конвертах лежат советы, которые помогают сохранять природу. Выберите те советы, которые вы считаете правильными и придумайте свои полезные советы.
- Напишите для кого предназначена памятка
- Оформите свою памятку, обсудите в группе, подготовьтесь к защите своей памятки. Не забывайте свою деятельность в листе самооценки.
Команда - Для одаренных детей: При помощи иллюстрации составить свод правил по поведению человека в природе)
Закрепление. (защита памяток)
Итог урока.
Рефлексия (в листе самооценки у каждого ученика есть анкета- клише-отзыв о уроке)
Анкета для самооценки обучающихся
1 | На уроке я работал | Активно/пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | Доволен/не доволен |
3 | Моё настроение | Стало лучше/ стало хуже |
4 | Материал урока мне был | Понятен/ не понятен Интересен/не интересен |
5 | Домашнее задание мне кажется | Полезное/ бесполезное |
Домашнее задание.
– Придумайте разрешающие и запрещающие знаки поведения в природе и нарисуйте их.
- Придумайте призыв о бережном отношении к природе.