СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе: "Как природа залечивает раны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок формирования и совершенствования знаний. Вид урока - урок групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе: "Как природа залечивает раны"»

Урок окружающего мира в 3 классе: Как природа залечивает раны

(по программе «Школа-2100»)


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок групповой работы

Формы организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Образовательные результаты:

Предметные:

Формируют правила сохранения природы и фиксируют прочитанный текст в виде схем, графических знаков.

Метапредметные: анализируют экологический текст в соответствии с учебной задачей и определяют главную мысль, назначение текста

Коммуникативные:

Формируем умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, умение работать в группах, формируем умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения

Личностные:

Умеют применять новые правила на практике

Регулятивные: Создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока. Формировать умения оценивать учебные действия



Цель: Формирование научных знаний о природе и её охране с помощью чтения и анализа экологического текста



Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (листы с проблемными ситуациями, шаблоны природоохранных знаков).


Оборудование:

  • презентация, мультимедиа проектор, компьютер, видео - фильм, учебник, рабочий лист, карточки, музыка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас.

  1. Актуализация знаний (звучит музыка) (слайд 1)

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

-О чём это стихотворение?

-Все мы любим свою землю, природу.

-А какая бывает природа?

-Сейчас мы проведём с вами блиц-опрос «Знатоков природы» (слайд 2)

(приём «Свободный микрофон»)

-Ребята, на столах у каждой группы лежат: план программы действий, список советов для работы, деформированный текст, критерии оценивания работы в группах и лист самооценки на этапах урока. Кроме того, у вас ножницы, клей-карандаш и основа для памятки

Команда №1.

Назовите предметы неживой природы. (камень – земля – вода - солнце)

Команда № 2

Назовите лесных потребителей. (жук – дятел – курица – бабочка – мышка)

Команда № 3

Назовите разрушителей экосистемы (дождевой червь – грибы – бактерии – улитки– речной рак)

Команда № 4

Назовите производителей экосистемы. (трава – дерево – цветок – водоросли - ягоды)

-Молодцы, спасибо. (шум леса)

  1. Постановка проблемы. Введение в новую тему.

-Ребята, где мы с вами оказались? (В лесу, на лугу) (слайд 4 – загрязнённый лес)

-До нас, здесь кто-то побывал.

-Что можно сказать об этом?

-Да, люди нанесли «рану» природе.

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)

-Верно, мы будем говорить, как природа залечивает свои раны. (слайд 5)

- Каждая команда получает карточку. Прочитайте внимательно текст, обсудите в командах о какой «ране», нанесенной природе, говорится в тексте.


Карточки для команд:


Команда №1- «Землетрясение» «Наводнения»

_________________ называют подземные толчки и колебания земной поверхности. Каждый год на Земле происходит около полумиллиона _____________. Причем большая их часть проходит незаметно для жителей и улавливается лишь специальными приборами.



Когда в реке, озере или море резко повышается уровень воды, это грозит _________— затоплением всех прилегающих пространств суши. Обычно реки выходят из берегов весной из-за обильного таяния снега или сильных ливней. Морское ________ может быть вызвано сильными ветрами с моря или высокими океанскими приливами. Большое ___________— беда для человека.



(слайд)


Команда №2- «Пожары», «Вулканы»


______________ может возникнуть и по нашей вине и по вине людей, и из-за стихии. Во время _________ главное не паниковать, а действовать решительно и быстро. Очень опасен лесной __________, его жертвой может стать огромные площади деревьев и лесные обитатели. Если ты оказался вблизи очага ________, немедленно предупреди всех находящихся по близости людей и постарайся покинуть опасную зону.

Древние римляне считали, что бог огня __________ живет глубоко под землей. Когда он гневается, то на поверхности Земли образуются трещины, из которых вырываются пламя, дым и расплавленная огненная масса, а пространство вокруг покрывается пеплом и камнями. _________ представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород — лава.

(слайд)



Команда №3 - «Пожары» , «Вулканы»

Чем лучше условия для жизнедеятельности организмов, тем _________ разрушители. Они могут успешно справиться с переработкой _________.

В озере круговорот веществ не замкнут, поэтому ______________ накапливаются на дне. В результате озеро становится __________. Но и в болоте разрушители не успевают переработать все органические остатки. Они продолжают накапливаться, поднимая болото над водой и осушая его. Болото превращается в ______. Но и на лугу круговорот остаётся __________. Поэтому луг со временем превращается в _______.

Причины смены экосистем во всех случаях очень похожи. Незамкнутый круговорот веществ приводит к накоплению отходов в виде торфа или валежника, которые __________ не может переработать. Условия обитания меняются, что приводит к появлению других растений и животных. Закономерная смена экосистем завершается развитием экосистемы с замкнутым круговоротом.

(слайд)


– Ребята, к какому выводу мы пришли? (Пожары, извержения вулканов, землетрясения, наводнения и тысячи других причин время от времени разрушают экосистемы)



  1. Поиск решения проблемы.


– Чтобы произошло с нашей планетой, если бы природа не научилась восстанавливать экосистемы?

- А мы как-то можем помочь природе? (правильно вести себя в природе, соблюдать правила поведения, нарисовать плакат, написать правила, советы)

- А кому могут пригодиться ваши советы по поведению в природе? (человеку)



Физкультминутка

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули от души!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две развитых нами склянки,

Две разбитые баранки-

Словом, мусора гора!

-Эй, скорей же детвора!

За работу нам пора (дети собирают оставленный мусор).

-Ребята, сейчас мы приступаем к составлению памяток для человека. В своей работе вы должны соблюдать правила работы в группах. Ваша памятка должна быть аккуратной, понятной.

- У вас на столах в конвертах лежат советы, которые помогают сохранять природу. Выберите те советы, которые вы считаете правильными и придумайте свои полезные советы.

- Напишите для кого предназначена памятка

- Оформите свою памятку, обсудите в группе, подготовьтесь к защите своей памятки. Не забывайте свою деятельность в листе самооценки.

Команда - Для одаренных детей: При помощи иллюстрации составить свод правил по поведению человека в природе)



  1. Закрепление. (защита памяток)

  2. Итог урока.

Рефлексия (в листе самооценки у каждого ученика есть анкета- клише-отзыв о уроке)


Анкета для самооценки обучающихся


1

На уроке я работал

Активно/пассивно

2

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3

Моё настроение

Стало лучше/ стало хуже

4

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Интересен/не интересен

5

Домашнее задание мне кажется

Полезное/ бесполезное



  1. Домашнее задание.

– Придумайте разрешающие и запрещающие знаки поведения в природе и нарисуйте их.

- Придумайте призыв о бережном отношении к природе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!