СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе "Надёжная защита организма. Кожа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: рассмотреть строение кожи; обучить правильному уходу за кожей;  расширить представление обучающихся о функциях кожи;  пополнять словарный запас обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе "Надёжная защита организма. Кожа"»

Урок: Окружающий мир


Класс: 3
Тема урока: Надёжная защита организма. Кожа


Цель: Познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями.


Планируемые результаты: рассмотреть строение кожи; обучить правильному уходу за кожей; расширить представление обучающихся о функциях кожи; пополнять словарный запас обучающихся.


Оборудование: презентация «Кожа – надёжная защита организма», микроскоп, тесты для проверки домашнего задания и нового материала, бортовые журналы.



Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу (кожа)
Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека.
Тема урока «Кожа – надёжная защита организма». ( слайд 1)
О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас поговорим о коже как о самом большом органе человека.
3. Проведение исследований.

- На сегодняшнем уроке нам предстоит быть с вами исследователями, проводить наблюдения, делать выводы и делать пометки и записи в вашем бортовом журнале. Для этого нам нужно разделиться на группы.
- Вам предстоит ответить на вопросы (слайд 2)

Какая у нас кожа?

Зачем человеку кожа?

Как человек заботится о своей коже?

а) Наблюдение «Какая у нас кожа?» (слайд 3)

- Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни. Попробуйте согнуть палец, случайно ли кожа имеет складки?

- Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как вы это объясните?

- Рассмотрим кожу через микроскоп. Что вы на ней видите? Постарайтесь увидеть маленькие отверстия поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют? (сделайте вывод в своих группах).

Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу и не даёт ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

б) Теперь проведём практическую работу «Зачем человеку кожа?»

- Закройте глаза. Пусть кто-нибудь положит вам на ладонь сначала тёплый предмет, потом холодный. Что вы почувствовали?

- Слегка уколите палец иголкой, что вы почувствовали?

Сделайте вывод в своих группах (слайд 4)

Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло или холод ,жару, мороз, боль.

4. Строение кожи.

- Работа по таблице ( слайд 5)

Кожа состоит из трёх слоёв.
Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС.
Наружный слой, очень тонкий, он постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) слущиваются, образуются новые, которые растут изнутри (показать). Таким образом, наша кожа производит миллиарды новых клеток и именно столько же мы теряем старых клеток. На протяжении всей жизни наша кожа постоянно обновляется. Полный процесс обновления кожи за всю жизнь происходит примерно 1000 раз.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу. (слайды )
Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.

Для чего же служит верхний слой кожи?
Скажите, может ли человек промокнуть, так чтобы его можно было отжать ? (Нет)
Значит можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая. ( На доску вывешивается слово – водонепроницаемость)
Возьмите лупу, лежащую на парте. Посмотрите через неё на верхний слой кожи. Что вы видите? (волоски, отверстия).
Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. Для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит) Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа - это орган дыхания? (Да)
(На доску вывешивается – орган дыхания)
Это не единственное назначение пор. О других функциях пор узнаем чуть позже. Второй слой называется ДЕРМА - это и есть сама кожа. Этот сравнительно толстый слой богат железами, вырабатывающими кожное сало. Как из тюбика выдавливается крем и через поры в коже — кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы её высушили, и она бы растрескалась. Сальные железы — не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Через поры выделяется пот. На вкус он солоноватый. А откуда берётся пот, как он возникает? Его вырабатывают миллионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются разные вредные вещества, а также много воды и соли, и их потери нужно постоянно возмещать. Можно ли сказать, что кожа – орган выделения? (надпись – орган выделения).
Вспомните, выйдя летом из воды даже если на улице жарко, вам становится холодно. Точно также работают потовые железы.
Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Почему так происходит? В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме.
Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.
(на доске надпись – регулятор температуры)

И третий слой – ГИПОДЕРМА или подкожная жировая клетчатка, состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов.
Итак, кожа – это самый большой и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа – защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя.
Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган.
Почему кожа у людей имеет разный цвет? (показ слайдов). Человек рождается с кожей определённого цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определённое количество цветных зёрнышек, которые называются пигментом. (на доску) А бывает и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами, про них мы уже знаем.
Правда, белую кожу можно немножко подкрасить солнышком. Солнце — источник жизни. И дело тут даже не в красивом загаре, а в чём-то более важном: только кожа способна с помощью солнца вырабатывать очень ценное вещество — витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям — для нормального развития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить.
5. Физкультминутка.

6. Работа с кластером « Значение кожи».

7. Работа по группам.

1 группа. Гигиена кожи.

2 группа. Правила ухода за кожей.

3 группа. Причины повреждения кожи.

8. Игра « Выбери ответ» ( показ слайдов)

9. Рефлексия.

- Что вам сегодня понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

- Что интересного расскажите родителям сегодня?

10. Итог урока.

Д/ зад. придумать сказку по нашей теме.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс. М.: «Просвещение», 2008 год;

  2. А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть. М.: «Просвещение», 2009 год;

  3. А. Дорохов «Про тебя самого». М.: «Детская литература», 1989 год;

  4. Современная мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия – М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2008 год;

  5. Физминутка - http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!