СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Во времена Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Во времена Древней Руси"»

Класс: 4 "Б"

Тема: "Во времена Древней Руси"

Цель: Создание условий для формирования у учащихся представлений о первых русских князьях, об образовании государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.



Личностные результаты:

· предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

· слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

Метапредметные результаты :

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

·умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

·умение ориентироваться на развороте учебника;

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

· умение излагать мысли в четкой логической последовательности;

· отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию

Коммуникативные УУД:

· умение слушать и понимать других;

·умение оформлять свои мысли в устной форме;

· умение работать в паре.




Этап урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Ф.р.

Виды контроля

1

2

3

4

5

6

7

1.

Мотивационный этап


Словесный(беседа)

Наглядный (презентация)


- Здравствуйте, ребята.

-посмотрите на слайд и прочтите высказывание.

"История -это фонарь, зажженный в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее "

-Как вы понимаете это высказывание?

-приветствие

-читают

- рассуждают






Ф

Устный контроль

2.

Актуализация

знаний

Словесный(беседа)

Наглядный (рабочая тетрадь)

Практический


- на прошлом уроке мы говорили о жизни и обычаях древних славян. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

-Откройте рабочие тетради на странице 13-14 и выполните задания


-работают в тетрадях




И

Устный контроль

3.

Самоопределение

Словесный(беседа)

Наглядный (карточки, презентация)



– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны.

-Чтобы узнать о чем мы в этот раз поговорим на уроке, решите ребус в парах. (Просит назвать правила работы в парах.)

-исходя из слов "Древняя Русь", как вы думаете , как будет звучать тема урока?

-наша тема будет звучать так: " Во времена Древней Руси "

-Чтобы составить цель и план урока на слайде нудно правильно вставить слова.

- вывешивает тему и план занятия:

Тема:" Во времена Древней Руси "

Цель: ознакомиться с событиями происходящими в Древней Руси

План урока:

1. Узнать, как возникло государство Древняя Русь

2. Рассмотреть Крещение Руси князем Владимиром


-решают в парах ребус, получаются слова"Древняя Русь"






-расставляют слова со слайда


П

Устный контроль

4.

ОНЗ

Словесный(беседа, рассказ)

Наглядный (учебник, презентация)

Практический


- В те далёкие времена правления у славян не было, такого как у нас. Государей не было, а в каждой семье делами заправлял старший. Для решения важных дел собирались на вече (собрании) и решали дела сообща. Если не получалось миром, то начиналась драка и прав был тот, кто побеждал. Только в последствии стали править князья.

-давайте прочтем на стр. 40 , как возникло Древнерусское госудаство и узнаем, какие князья в нем правили.

-Как звали князя, который первым начал править в Новгороде? Кто правил после него?

-Как возникло Древнерусское государство?

-какой город был столицей Древней Руси?

- А как вы думаете, почему Древнерусское государство назвали именно Русью?

- Русь - это название варяжского племени, из которого вышли древнейшие русские князья (Рюрик и Олег)

-Обратите внимание на карту на стр. 41.

-просит одного ученика выйти к доске и показать на карте торговый путь "Из варяг в греки" ; покажите границы Древней Руси;

- сравните территорию Древней Руси в конце 9 века и территорию Руси в середине 11 века, что изменилось?

-Как вы думаете, почему территория увеличилась?

- как вы думаете, какие обязанности были у князя?

-Основными обязанностями князей была война, суд и управление государством.

- кто помогал в правлении князю? Его советниками и помощниками были бояре, а опорой и поддержкой- верные и преданные дружинники(воины)

-Давайте прочитаем о военном подвиге князя Олега на стр. 42

-какую хитрость придумал Олег, чтобы овладеть Византией?

-Что по обычаю прибил Олег к воротам Царьграда?

- В народе Олега называли Вещим, ребята, что значит "Вещий"?

Князя звали так за его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».

(физминутка)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

- Следующем князем о котором мы поговорим – Владимир . Владимира в народе прозвали Красным Солнышком. Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни. О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

- Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его.

– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике на с.43. "Князь Владимир и крещение Руси."

– Чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко?

– Что такое крещение? Прочитайте определение на с. 43.

-все ли люди хотели принимать новую веру? Некоторые люди хотели жить по старым обычаям и не хотели принимать новую веру.

-Какое значение было у принятия Русью христианства?

-Распространение грамотности, просвещения

Развитие искусства и ремёсел

Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего

Укрепление связей с другими государствами.





-слушают рассказ учителя







-отвечают: Рюрик, Олег, Олег под своей властью объединил Новгород и Киев, Киев



-рассуждают





-один ученик показывает на слайде остальные работают с картой в учебнике




-территория стала больше


- Князья завоевывали эти территории земли.







-читают

-Чтобы преодолеть преграду в виде цепи, он поставил корабли на колеса и двинул их к городу, византийцы не ожидали этого, перепугались и сдались

-щит


-рассуждают









-выполняют физминутку






-слушают рассказ учителя












-

читают


-он вошел в историю, как креститель Руси

-крещение- обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви: его погружают в воду или окропляют водой.

-нет



-рассуждают и отвечают



Ф



















И




Ф





























Ф





Устный контроль

5.

Закрепление

Словесный(беседа)

Наглядный (презентация)


-А сейчас проверим на сколько хорошо вы усвоили новый материал, выполним с вами тест. (на слайде)

1. Какой город был столицей Древней Руси?

  1. Москва

  2. Владимир

  3. Киев

2.Какое прозвище дал народ князю Олегу?

  1. Мудрый

  2. Вещий

  3. Бравый

3. Кто был главой Руси?

  1. князь

  2. царь

  3. боярин

4. С какой страной сражался князь Олег?

  1. с Древним Римом

  2. с Древним Египтом

  3. с Византией

5. У какого князя в дружине были знаменитые русские богатыри?

  1. Рюрик

  2. Олег

  3. Владимир

6. При каком правителе произошло Крещение Руси?

  1. при Иване Калите

  2. при Дмитрии Донском

  3. при Владимире Красном Солнышке

7. Какую веру приняли славяне?

  1. христианство

  2. ислам

  3. буддизм

8. Какой год считается годом крещения на Руси?

  1. 899 год

  2. 988 год

  3. 1098 год

9. В какой реке совершился первый обряд крещения на Руси?

  1. в Двине

  2. в Волге

  3. в Днепре

10. Что благодаря христианству строили по всей Руси?

           1. мощные крепости

           2. рыцарские замки

           3. церкви, соборы

           4. корабли

           5. торговые ряды





-выполняют устно тест

Ф

Устный контроль

6.

Инструктаж ДЗ

Словесный

Наглядный(доска)

-Говорит ученикам открыть свои дневники и записать ДЗ.

- на стр. 45 в разделе "проверь себя" устно ответить на вопросы 1-4

-записывают ДЗ в дневник.

Ф


Устный контроль

7.

Рефлексия

Словесный

Наглядный( Кубик Блума)

Практический

- предлагает оценить свою работу на уроке поработав с кубиком Блума. Нужно подбросить его и закончить выпавшую фразу:

Я научился(ась)…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Сегодня я узнал(а)…

Я смог(ла)…

-работают с кубиком Блума


Ф

Устный контроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!