СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"»





Открытый урок:


«Жизнь древних славян»

4 класс




УМК «Школа России»

А.А.Плешаков «Окружающий мир»



















Подготовила: учитель начальных классов

Магомедова Джамиля Максудовна





Тема урока: Жизнь древних славян.

Метапредметная тема: знание.

Цели урока:

Обучающие:

  • Формировать представления об истории как о науке формирование у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян;

  • Учить детей давать определения историческим терминам.

  • Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Развивающие:

  • Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

  • Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Метапредметные - организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории.

  • При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.


Задачи урока:

1. Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

2. Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

3. Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся.

4. Формировать понятие «уметь учиться».


Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения: урок-исследование

Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание, энциклопедии.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»

А.А. Плешаков 4 класс, лист самооценки, карточки пробного действия, план – исследования, тесты.

Ход урока:


I. Организационный момент. (Создание ситуации успеха)

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Развернитесь и друг другу улыбнитесь!

-От этих улыбок, мы будем с вами добрее, веселее. Я желаю вам успеха, а вы - пожелайте мне удачи!


II. Повторение изученного материала.

- Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы истории человечества». (на доске))

- Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)





Слайд 2


Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время


Прежде чем начать нашу с вами работу, восстановим в памяти ход мировой истории человечества: посмотрим с вами хронологию основных исторических событий мировой истории. Вспомним основные временные периоды мировой истории.


1

Первобытная история

Свыше 2млн. лет назад, 40 тыс. лет назад

2

История древнего мира: Египет

Греция, Рим

5 тыс. лет назад

3-4 тыс. лет назад

3

Средние века.

С конца 5 в. до конца 15 века (1000 л.)

4

Новое время.

С начала 16 до конца 19 века (с 1500 до 1900, 400 лет)

5

Новейшее время.

С начала 20 века


-А теперь я хочу дать возможность каждому из вас показать свои знания, работая с тестом. Итоги своей работы вы узнаете на следующем уроке.


Тест

1) Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а) история новейшего времени;

б) история древнего мира;

в) первобытная история.

2) Какое место выбирали для строительства замков?

а) пустыни;

б) остров по среди реки, высокий холм;

в) на берегах реки Нил.


3) Какой материк называют Новым Светом?

а) Африка;

б) Америка;

в) Антарктида.


4) Здание для молитв у христиан называется:

а) мусульманская мечеть;

б) церковь;

в) буддистский храм.


5) Это техническое изобретение ХХ века:

а) паровоз;

б) автомобиль;

в) компьютер.

Слайд 3

- На прошлом уроке, вы получили задание

- Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например,

в настоящее время.

Потомки - это люди, которые будут жить после нас.


- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры. Чтобы узнать у какого народа мы побываем, разгадайте кроссворд.


1. Наука о прошлом.

2. Имя путешественника, открывшего Америку?

3. Большое животное, на которое охотились древние люди.

4. Отрезок времени в 100 лет.

5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

6. На берегах, какой реки возникло Египетское государство.

7. Наука, которую называют «наукой лопаты»


Слайд 4




- О жизни какого народа мы узнаем на уроке? (славяне)


- Предлагаю каждому заполнить голубое поле листа самооценки.



-Известен ли вам смысл данных исторических терминов? (Большинству в классе не известен смысл данных исторических терминов).

-А хотели бы вы узнать, что обозначают данные термины? (Ответы детей)

-Почему мы не можем объяснить термины? (не хватает знаний)

III. Целеполагание и построение выхода из затруднения.


-Давайте определим цель нашего урока. (Узнать о жизни славян в Древней Руси. Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись.)

-И построим проект выхода из затруднения, т.е наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новое знание, какие знания нам пригодятся.

План открытия нового знания :

1.Расселение древних славян. (исследуем карту)

2.Занятия древних славян ( с помощью учебника и энциклопедий).

3.Быт и жилища древних славян( с помощью учебника и рисунков).

4.Верования древних славян ( учебник и энциклопедия).

Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с картой, с учебником, умение находить главную мысль)



Слайд 5



IV. Работа над новой темой урока.


1. Слово учителя с использованием ИКТ (рисунок славянина, жилище древних ).

- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. На огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне. Жили славяне племенами. Племен было много (перечисление - восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

- Перед вами КАРТОЧКА , с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.


Карточка

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»


- Название, каких вы встретили в тексте?


2 Работа с картой.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)


Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.


Работа в тетради. (контурная карта с. 13)



Слайд 7










Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

стр 13 контурную карту. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.


- А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.


V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа в группах.

- Надо подготовить рассказ о расселении, быте, занятиях и верованиях древних славян.

Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3, 4. У каждой группы свой предмет исследования - учебник и исторические источники, выбранные мною из исторической литературы (обратите внимание на выставку книг) и материалов Интернета. Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения задания. Работа в группе осуществляется по определённому плану.

В ходе исследования должны выяснить:

1 группа: занятия восточных славян.

  1. группа: быт и жилища восточных славян.

  2. группа: внешний вид восточных славян.

  3. группа: верования древних славян.

Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? Приступайте к работе.

  1. Древние славяне занимались:









Охотой – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Рыболовством – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.

Скотоводством - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Собирательством- диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.

Бортничеством - славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).

Гончарное дело.

Строительство.

Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой.


  1. «Жилища славян»












Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. 

И дома было удобно строить на такой земле.
Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Посудой служили глиняные горшки да чашки.


  1. «Внешний вид славян»












«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.


Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Обувь представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов.


  1. «Верования славян»












Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги: Стрибог – повелитель ветра, Мокошь- божество плодородия, Ярило – бог Солнца. Одним из главных богов был Перун – бог молнии и грома.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.

У славян не было жрецов, но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Родной мир славяне населяли фантастическими существами: домовыми, лешими, водяными, русалками.

VI. Физминутка


Славяне умели не только трудиться, но и веселиться. (Танец учащихся с народными инструментами)

VII. Славянские праздники.


- Накануне несколько детей получили задание, узнать о славянских праздниках

Сообщение о Масленице. (рассказывает учащийся)

Праздник Масленицу на Руси отмечали и тогда, когда ещё не было христианства. В те времена этот  праздник назывался иначе. Как и многие другие языческие народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами зимы и встречи весны. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса. Этот праздник олицетворял  пробуждение  природы от зимнего сна, означал начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный, сытый, поэтому она была и остаётся обильной и очень сытной. После принятия христианства на Руси этот праздник остался. Причём, его считают народным праздником, а не праздником Христианской Церкви, поскольку христианского переосмысления Масленица не получила. Он в XVI веке стал называться Масленицей. Масленицу отмечают за семь недель до Пасхи. Сразу после Масленицы начинается Великий пост. Интересно отметить, что уже во время самой Масленицы, продолжающейся семь дней, мясо не едят. Главное угощение на Масленицу - блины.

Масленица была праздником весёлым, её ждали с большим нетерпением. Неслучайно её называли честная, широкая, весёлая, жирная, объедуха, сырная неделя Масленица продолжается семь дней, и каждый день этой праздничной недели имел своё название и свой смысл, и об этом стоит поговорить отдельно. (Видеоклип Фрагмент из фильма Снегурочка «Масленица»)


Сообщение о Яриле . (рассказывает учащийся)

Совсем иным было яркое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это бог Ярило – древний бог весны, бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярило был у древних славян так же богом плодородия. Ярование - пение веснянок в старину, когда еще не была утрачена языческая обрядовая сторона богослужения: танцы, пляска, состязания, гадание, пение, игра на музыкальных инструментах: дудках и гуслях, принесение жертвы в лесу, обычно на белом камне. Приносили чаще всего ягненка, который и был символом единения людей с Небом.. «Ярилин венок», надетый на шею возлюбленной, означал предложение. Влюбленные клялись именем Ярилы в вечной верности друг другу, ходили трижды вокруг цветущего куста и считались с этого дня женихом и невестой. Отсюда и поговорка «Вокруг куста венчаны», ибо оба надевали на головы венки и были таким образом «увенчаны». Ярила был, кроме того, богом весеннего сева. В народе считали, что на Ярилу все цветы расцветали особенно пышно, а рожь колосилась обильно. В честь его празднуют время первых посевов.

Ярилин день, что приходится на 4 июня. В Православием. На этот день приходится праздник Святой Троицы). ( Видеоклип Фрагмент из фильма «Снегурочка» - Поклонение Солнцу)

Традиции праздника Ивана Купала (рассказывает учащийся)

Июль – месяц летнего солнцестояния. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население.
Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные. Считалось, что в этот день они в самую силу входят.
Повсеместно в Купальскую ночь жгли костры. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. Этот день заполнен обрядами, связанными с водой..
По древнему поверью, Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Девушки гадали. Они плели венки и пускали их по реке. Если венок зацепится за что-то недалеко – значит, девушка выйдет замуж на родной стороне. Если уплывёт – значит, жених будет издалека. В день Купалы купались в росе и воде. Считалось, что в этот вода обладает чудодейственной силой. (Видеоклип Фрагмент из фильма «Финист – ясный сокол» - Праздник Иван Купала)


VIII. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.


Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.

А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.


А теперь проверка. На доске ответы.


-Ещё раз проговариваем основные положения темы. А теперь, заполните листы самооценки на розовом поле.














IX. Подведение итогов урока.


- Какую тему мы сегодня исследовали? Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»

Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?

-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?

-Кому работа на уроке показалась интересной?


X. Домашнее задание.


- Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)

- Подумайте, чем могли заниматься дети древних славян?
- Нарисуйте жилище древних славян (материал найдите в учебнике, дополнительной литературе или в интернете).


XI. Рефлексия.


Самооценка работы учащихся на уроке (выведение итоговой оценки)


Составьте синквейн.
1. Славяне
2. Гостеприимные, смелые.
3. Защищали, сеяли, ловили.
4. Славяне свободолюбивый народ, который не терпел насилия.
5. Предки.


На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.



НАКАЗ ОТ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

  1. Прославляй свою страну хорошими

поступками и делами.

  1. Будь честный: не воруй и не обмани.

  2. Поступай без коварства и зла.

  3. Соблюдай целомудрие.

  4. Проявляй мужественность и настойчивость

во благо семьи, страны.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя