СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе "Зона арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Зона арктических пустынь»

Тип урока: изучение нового материала

УМК: Школа России

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с зоной арктических пустынь.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Зона арктических пустынь"»

«Технологическая карта урока»


Ф.И.О педагога: Федорова Екатерина Николаевна Должность: учитель

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кватчинская средняя общеобразовательная школа" (МБОУ "Кватчинская СОШ») Можгинского района, Удмуртской республики

Предмет: Окружающий мир Класс: 4 класс

Тема урока: «Зона арктических пустынь»

Тип урока: изучение нового материала

УМК: Школа России

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с зоной арктических пустынь.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать представление о растительном и животом мире зоны арктических пустынь;

  2. Развивающая: развивать интерес к предмету, устную речь, кругозор, наблюдательность.

  3. Воспитательная: воспитывать экологическую культуру школьника, воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к сверстнику и учителю.


Планируемые результаты:

Предметные: сформируется представление о растительном и животом мире зоны арктических пустынь;

Метапредметные:

- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

- познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

- коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группах, с учётом конкретных познавательных задач;

Личностные результаты: понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия, умение осуществлять самооценивание.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть А.А.Плешаков, раздаточный материал: таблица ЗХУ, предметы самооценивания, карточки с информацией, наглядность (полотно из фетра «Зона арктических пустынь», животные и растения из фетра, картинки: унты, «Северное сияние»), коробочка с вопросами, ТСО.



Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приёмы обучения

1.Мотивационно-целевой (2 мин)

мотивирование учащихся на деятельность

нацеливание

- Здравствуйте, ребята

- Вы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

- Вчера вечером, готовясь к уроку, я прочитала удивительное описание природы.

“Стенами чертогов (объяснение) были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.»

-Кто вспомнит, из какого произведения этот отрывок и что за край здесь описывается.

-Правильно. Жила она в ледяной зоне, которая как называлась?

- Кто скажет тему сегодняшнего урока?

- Верно, какую цель мы поставим перед собой на уроке?



- Что будем делать для достижения этой цели?

- (приветствие учителя)







- (слушают отрывок и мелодию вьюги)













- «Снежная королева» из сказки Г.Х.Андерсена

- Арктическая пустыня.


-Зона арктических пустынь

- Узнать как можно больше про эту зону, кто там обитает, где она находится, климат и т.д.)

- (усердно работать)

Беседа, фронтальная форма работы, прослушивание аудио-отрывка.

2.Ориентировочный (3 мин)

Систематизировать знания учащихся по пройденному материалу


продолжаем проверять ваши знания, поможет мне в этом коробочка с вопросами. Я буду к вам подходить, а вы должны будите ответить на попавшийся вам вопрос:

1. Как меняются природные зоны?

2. В чём причина смены природных зон?

3. Что такое высотная поясность?





4. Самое большое озеро России?

5. Эльбрус – это?

Проблемный вопрос: 6. Что с греческого означает слово «Арктос»?

- Возьмите и покажите треугольник, если вы ответили на все вопросы правильно, кубик – были ошибки

(затрудняются ответить)

(1.С севера на юг)

(2.Неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли)

(3. закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты )

(Каспийское)

(высочайшая в России гора)

(затрудняются ответить)


Вопросно-ответный метод, постановка проблемы.

3. Поисково-исследователь-ский (11 мин)

Систематизирование знаний о зоне арктических пустынь,

распределение детей по группам, определение цели каждой группы, вспомнить правила работы в группе

-В переводе с греческого «Арктос» - медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой медведицы, т.е. вокруг Северного полюса.

- У вас на столах лежат таблицы: «Знаю, хочу узнать, узнал». Заполните, пожалуйста, что вы знаете о зоне арктических пустынь и что бы вы хотели узнать. У вас 2 минутки.

- Что вы уже знаете про зону арктических пустынь?

- Что бы вы хотели узнать?



- Хорошо, для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону и ответить на ваши вопросы, я предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику. Мы все будем являться членами этой экспедиции. Сегодня мы попробуем себя в роли: ботаников и зоологов. Поэтому мы разделимся на группы.

- 1 пара войдёт в роль ботаников, чем они займутся?

(комментарий, если дети не знают данные понятия)

- Ребята, как вы думаете, чем будут заниматься зоологи?

- Зоологами будут 2 и 3 группы, про кого каждая из групп будет рассказывать, они узнают, отгадав загадки, которые у вас на партах под № 1.

Пусть один из членов вашей команды прочтет загадку.

- Все отгадали? Итак, 1 пара зоологов расскажет нам о главных хищниках – это?


- 2 пара расскажет нам о ком?

- Задание для 4 группы исследователей: выбрать из текста самые интересные факты об Арктике, выделить их (текст в приложении).

- Но прежде чем перейти к работе, что необходимо вспомнить?

- Как надо работать в паре?



- Изучают информацию из учебника. Хорошо, молодцы.









- Обратите внимание, на столе каждой пары членов экспедиции имеются карточки – помощники. Там пропущены некоторые слова, вам необходимо ответить на вопросы и вставить подходящие слова. Также вы можете пользоваться информацией из учебника.

- В какую одежду мы должны одеться?




- Что такое унты? (наглядность, тактильный материал - мех)

- Используйте информацию из учебника на стр.76 – 83

- Работаем складно, активно, но при этом тихо.

- На подготовку у вас 5 минут. Приступаем к работе.

- (предполагаемые ответы учащихся)



(заполняют таблицу)

Дети с нарушением зрения думают устно над поставленным вопросом.













(будут изучать растительность зоны арктических пустынь)


(дети дают предполагаемые ответы, будут изучать животных)




Зрячие дети читаю вслух загадку в своих группах.

Белые медведи, касатки, моржи - хором


О птицах (тупиков)

Об интересных фактах в арктике


Правила работы в группе


(правила работы в паре)

-(будут работать с картой

-(«Правила работы в группе»

-Слушай, что говорят другие.

-Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

-Говори спокойно ясно, только по делу.

-Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

-Помогай товарищам, если они об этом просят.

-Точно выполняй возложенную на тебя роль.)


(тёплую: меховые костюмы, меховые шапки, варежки, шерстяные маски, чтобы закрывать лицо, унты)

унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие

унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо,

тёмные очки

(обувь из меха )

Беседа, вопросно-ответный метод, объяснение, поисково-исследовательский

4. Практический этап

Формирование знаний детей об обитателях зоны арктических пустынь, развитие двигательной активности, воспитание бережного отношения к природе

- Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 м и более. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны.

(на доску в это время вывешивается плакат с изображением пустой Арктики).

- Как вы думаете, есть ли в таких климатических условиях растения? Давайте, спросим у ботаников. (Выступление ботаников).

Вопросы на карточке:

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?













- У оставшихся членов экспедиции есть что дополнить? Спасибо, присаживайтесь. (имя ребёнка) оцените работу группы. Как вы работали?

- Да, мне тоже очень понравилось, как вы работали (или указать на недостатки).

- Спасибо, пожалуйста, разместите некоторые из видов растений на плакате. Где растут мхи и лишайники?

- а какие растения есть в воде?




- Оцените работу своей группы.

- Спасибо, водоросли, ребята, обогащают воду кислородом и очищают от бактерий.


- Чтобы нам с вами двигаться дальше давайте проведём физкультминутку, для того, чтобы не замёрзнуть:

Физ.мин:

Поднимайтесь,4 класс!

Слепим мы снежки сейчас!

Снежок – первый, вот – второй,

Покрутили головой!

Снежок – три, снежок – четыре,

Руки разведём пошире!

Снежок – пять, а вот и шесть,

У нас силы ещё есть!

Семь снежок, а вот и восемь,

Помощи мы не попросим!

Ох, устали мы резвиться,

Дальше будем мы учиться


Посмотрите на плакат, раз есть некоторые виды растений, значит, и животные в Арктике есть?!

- Давайте узнаем из уст зоологов.














- Члены экспедиции 4 группы, желаете ли вы дополнить выступление?

- Оцените, пожалуйста, работу своей группы.

- В основном, чем питаются животные арктической пустыни?

- Да, конечно, посмотрите на плакат, можно ли назвать Арктику пустыней?
























- Правильно, ребята, но многие животные Арктики занесены в Красную книгу (Белый медведь, моржи), их осталось очень мало, как вы думаете, почему?!

Льды Арктики потихоньку тают, площадь вечной мерзлоты сокращается. Животным приходится приспосабливаться к новым условиям обитания, многие гибнут.

- Что должны делать люди, чтобы избежать?

- С этими людьми более подробно вы будите знакомиться в старших класса




- Да, вы совершенно правы. Уважаемые исследователи, в Арктике, как и в любом другом месте, есть необычайные животные, а также интересные явления, давайте послушаем, приглашается 6 группа.

















- спасибо, оцените работу своей группы.

- Возьмите треугольник – если вы хорошо работали в группе и кубик – если мало помогали.









(предполагают)

Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом изображений растений:

На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений - водорослей.













(на камнях, а также полярные маки)

(Водоросли) дети приклеивают на клей растения. Выполненные из фетра


(оценивание)







(Выполнение физ.мин.)
















Информацию озвучивает ребенок с ОВЗ, другой прикрепляет медведя на полотно.

(производится оценка работы группы)

Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, заполняя пустоты Арктики на плакате:

Животных арктической зоны кормит (море). Морскими водорослями питаются (рачки), а ими – (рыбы). Основная пища птиц и животных – это (рыбы) . На скалистых берегах собираются (чайки), (кайры) и (гагарки), здесь они выводят (потомство). Птиц с необычайными клювами называют (тупики). Все звери – прекрасные (пловцы). От холода их защищает (слой жира). Это (моржи) и (тюлени). На тюленей охотится (белые медведи).  У них длинная густая шерсть (белого) цвета и (широкие) лапы, чтобы удобнее было (передвигаться по льду и снегу)

(дополняют ответы)


(оценивание)

(рыбой)


(В Арктике не пусто. Несмотря на суровые условия, там растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей.)


(предполагают: потому что там суровый климат, потому что люди их истребляют и т.д.)



(запретить охоту, ограничить рыбную ловлю, создавать заповедники, пускать суда-губки, собирающие нефть.)


(карточка с текстом + некоторые сведения)

(- Поморник живет разбоем, разоряет гнезда, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек. – Пингвины в Арктике не обитают, они живут намного южнее. - Единственный в России Музей вечной мерзлоты в городе Игарка уникален тем, что располагается в вечномерзлом грунте на глубине 7-10 м. Игарское подземелье было выкопано вручную в конце 30-х годов прошлого века. Здесь можно увидеть разрез вечномерзлого грунта, различные виды природных льдов, ледяные кристаллы.

-  Размах крыльев белой совы достигает 1,5 метров.)

(оценивание)

Наглядный метод, рассказ, работа с учебником, с дополнительным материалом, доклад.

5. Рефлексивно-оценочный

Обобщить знания полученные на уроке, провести самооценивание учащихся, задать домашнее задание.

- Наше небольшое исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения.

- Возьмите таблицу «Знаю, Хочу узнать, Узнал»

И заполните последний столбик. Итак, что вы узнали? На все ли вопросы получили ответ?

- Хорошо. А теперь возьмите треугольник, если вы узнали много информации и хорошо работали на уроке, кубик, если вы не получили никакой новой информации и у вас ничего не получалось.

- Поднимите руки кто взял кубик, почему?

Почему?

(Учитель комментирует ответы, даёт перспективу на будующие)

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Учебник стр. 76-83 прочитать, выполнить задания в рабочей тетради на странице 39-41




(заполняют последнюю графу таблицы)


(производят самооценку, рефлексию)







(Объясняют, по какой причине что-то не получилось)

Беседа, работа с таблицей, вопросно-ответный метод.



























- ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ



- ПОЛУЧИЛОСЬ

НЕ ВСЁ



- НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!