1.Мотивационно-целевой (2 мин) | мотивирование учащихся на деятельность нацеливание | - Здравствуйте, ребята - Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. - Вчера вечером, готовясь к уроку, я прочитала удивительное описание природы. “Стенами чертогов (объяснение) были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.» -Кто вспомнит, из какого произведения этот отрывок и что за край здесь описывается. -Правильно. Жила она в ледяной зоне, которая как называлась? - Кто скажет тему сегодняшнего урока? - Верно, какую цель мы поставим перед собой на уроке? - Что будем делать для достижения этой цели? | - (приветствие учителя) - (слушают отрывок и мелодию вьюги) - «Снежная королева» из сказки Г.Х.Андерсена - Арктическая пустыня. -Зона арктических пустынь - Узнать как можно больше про эту зону, кто там обитает, где она находится, климат и т.д.) - (усердно работать) | Беседа, фронтальная форма работы, прослушивание аудио-отрывка. |
2.Ориентировочный (3 мин) | Систематизировать знания учащихся по пройденному материалу | продолжаем проверять ваши знания, поможет мне в этом коробочка с вопросами. Я буду к вам подходить, а вы должны будите ответить на попавшийся вам вопрос: 1. Как меняются природные зоны? 2. В чём причина смены природных зон? 3. Что такое высотная поясность? 4. Самое большое озеро России? 5. Эльбрус – это? Проблемный вопрос: 6. Что с греческого означает слово «Арктос»? - Возьмите и покажите треугольник, если вы ответили на все вопросы правильно, кубик – были ошибки | (затрудняются ответить) (1.С севера на юг) (2.Неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли) (3. закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты ) (Каспийское) (высочайшая в России гора) (затрудняются ответить) | Вопросно-ответный метод, постановка проблемы. |
3. Поисково-исследователь-ский (11 мин) | Систематизирование знаний о зоне арктических пустынь, распределение детей по группам, определение цели каждой группы, вспомнить правила работы в группе | -В переводе с греческого «Арктос» - медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой медведицы, т.е. вокруг Северного полюса. - У вас на столах лежат таблицы: «Знаю, хочу узнать, узнал». Заполните, пожалуйста, что вы знаете о зоне арктических пустынь и что бы вы хотели узнать. У вас 2 минутки. - Что вы уже знаете про зону арктических пустынь? - Что бы вы хотели узнать? - Хорошо, для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону и ответить на ваши вопросы, я предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику. Мы все будем являться членами этой экспедиции. Сегодня мы попробуем себя в роли: ботаников и зоологов. Поэтому мы разделимся на группы. - 1 пара войдёт в роль ботаников, чем они займутся? (комментарий, если дети не знают данные понятия) - Ребята, как вы думаете, чем будут заниматься зоологи? - Зоологами будут 2 и 3 группы, про кого каждая из групп будет рассказывать, они узнают, отгадав загадки, которые у вас на партах под № 1. Пусть один из членов вашей команды прочтет загадку. - Все отгадали? Итак, 1 пара зоологов расскажет нам о главных хищниках – это? - 2 пара расскажет нам о ком? - Задание для 4 группы исследователей: выбрать из текста самые интересные факты об Арктике, выделить их (текст в приложении). - Но прежде чем перейти к работе, что необходимо вспомнить? - Как надо работать в паре? - Изучают информацию из учебника. Хорошо, молодцы. - Обратите внимание, на столе каждой пары членов экспедиции имеются карточки – помощники. Там пропущены некоторые слова, вам необходимо ответить на вопросы и вставить подходящие слова. Также вы можете пользоваться информацией из учебника. - В какую одежду мы должны одеться? - Что такое унты? (наглядность, тактильный материал - мех) - Используйте информацию из учебника на стр.76 – 83 - Работаем складно, активно, но при этом тихо. - На подготовку у вас 5 минут. Приступаем к работе. | - (предполагаемые ответы учащихся) (заполняют таблицу) Дети с нарушением зрения думают устно над поставленным вопросом. (будут изучать растительность зоны арктических пустынь) (дети дают предполагаемые ответы, будут изучать животных) Зрячие дети читаю вслух загадку в своих группах. Белые медведи, касатки, моржи - хором О птицах (тупиков) Об интересных фактах в арктике Правила работы в группе (правила работы в паре) -(будут работать с картой -(«Правила работы в группе» -Слушай, что говорят другие. -Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. -Говори спокойно ясно, только по делу. -Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. -Помогай товарищам, если они об этом просят. -Точно выполняй возложенную на тебя роль.) (тёплую: меховые костюмы, меховые шапки, варежки, шерстяные маски, чтобы закрывать лицо, унты) унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо, тёмные очки (обувь из меха ) | Беседа, вопросно-ответный метод, объяснение, поисково-исследовательский |
4. Практический этап | Формирование знаний детей об обитателях зоны арктических пустынь, развитие двигательной активности, воспитание бережного отношения к природе | - Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 м и более. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. (на доску в это время вывешивается плакат с изображением пустой Арктики). - Как вы думаете, есть ли в таких климатических условиях растения? Давайте, спросим у ботаников. (Выступление ботаников). Вопросы на карточке: 1.Какие растения прижились в Арктике? 2.Почему только эти растения? 3.Как они приспособились к таким условиям? 4.Каково значение растений данной зоны? - У оставшихся членов экспедиции есть что дополнить? Спасибо, присаживайтесь. (имя ребёнка) оцените работу группы. Как вы работали? - Да, мне тоже очень понравилось, как вы работали (или указать на недостатки). - Спасибо, пожалуйста, разместите некоторые из видов растений на плакате. Где растут мхи и лишайники? - а какие растения есть в воде? - Оцените работу своей группы. - Спасибо, водоросли, ребята, обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. - Чтобы нам с вами двигаться дальше давайте проведём физкультминутку, для того, чтобы не замёрзнуть: Физ.мин: Поднимайтесь,4 класс! Слепим мы снежки сейчас! Снежок – первый, вот – второй, Покрутили головой! Снежок – три, снежок – четыре, Руки разведём пошире! Снежок – пять, а вот и шесть, У нас силы ещё есть! Семь снежок, а вот и восемь, Помощи мы не попросим! Ох, устали мы резвиться, Дальше будем мы учиться Посмотрите на плакат, раз есть некоторые виды растений, значит, и животные в Арктике есть?! - Давайте узнаем из уст зоологов. - Члены экспедиции 4 группы, желаете ли вы дополнить выступление? - Оцените, пожалуйста, работу своей группы. - В основном, чем питаются животные арктической пустыни? - Да, конечно, посмотрите на плакат, можно ли назвать Арктику пустыней? - Правильно, ребята, но многие животные Арктики занесены в Красную книгу (Белый медведь, моржи), их осталось очень мало, как вы думаете, почему?! Льды Арктики потихоньку тают, площадь вечной мерзлоты сокращается. Животным приходится приспосабливаться к новым условиям обитания, многие гибнут. - Что должны делать люди, чтобы избежать? - С этими людьми более подробно вы будите знакомиться в старших класса - Да, вы совершенно правы. Уважаемые исследователи, в Арктике, как и в любом другом месте, есть необычайные животные, а также интересные явления, давайте послушаем, приглашается 6 группа. - спасибо, оцените работу своей группы. - Возьмите треугольник – если вы хорошо работали в группе и кубик – если мало помогали. | (предполагают) Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом изображений растений: На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений - водорослей. (на камнях, а также полярные маки) (Водоросли) дети приклеивают на клей растения. Выполненные из фетра (оценивание) (Выполнение физ.мин.) Информацию озвучивает ребенок с ОВЗ, другой прикрепляет медведя на полотно. (производится оценка работы группы) Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, заполняя пустоты Арктики на плакате: Животных арктической зоны кормит (море). Морскими водорослями питаются (рачки), а ими – (рыбы). Основная пища птиц и животных – это (рыбы) . На скалистых берегах собираются (чайки), (кайры) и (гагарки), здесь они выводят (потомство). Птиц с необычайными клювами называют (тупики). Все звери – прекрасные (пловцы). От холода их защищает (слой жира). Это (моржи) и (тюлени). На тюленей охотится (белые медведи). У них длинная густая шерсть (белого) цвета и (широкие) лапы, чтобы удобнее было (передвигаться по льду и снегу) (дополняют ответы) (оценивание) (рыбой) (В Арктике не пусто. Несмотря на суровые условия, там растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей.) (предполагают: потому что там суровый климат, потому что люди их истребляют и т.д.) (запретить охоту, ограничить рыбную ловлю, создавать заповедники, пускать суда-губки, собирающие нефть.) (карточка с текстом + некоторые сведения) (- Поморник живет разбоем, разоряет гнезда, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек. – Пингвины в Арктике не обитают, они живут намного южнее. - Единственный в России Музей вечной мерзлоты в городе Игарка уникален тем, что располагается в вечномерзлом грунте на глубине 7-10 м. Игарское подземелье было выкопано вручную в конце 30-х годов прошлого века. Здесь можно увидеть разрез вечномерзлого грунта, различные виды природных льдов, ледяные кристаллы. - Размах крыльев белой совы достигает 1,5 метров.) (оценивание) | Наглядный метод, рассказ, работа с учебником, с дополнительным материалом, доклад. |
5. Рефлексивно-оценочный | Обобщить знания полученные на уроке, провести самооценивание учащихся, задать домашнее задание. | - Наше небольшое исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения. - Возьмите таблицу «Знаю, Хочу узнать, Узнал» И заполните последний столбик. Итак, что вы узнали? На все ли вопросы получили ответ? - Хорошо. А теперь возьмите треугольник, если вы узнали много информации и хорошо работали на уроке, кубик, если вы не получили никакой новой информации и у вас ничего не получалось. - Поднимите руки кто взял кубик, почему? Почему? (Учитель комментирует ответы, даёт перспективу на будующие) - Открываем дневники, записываем домашнее задание. Учебник стр. 76-83 прочитать, выполнить задания в рабочей тетради на странице 39-41 | (заполняют последнюю графу таблицы) (производят самооценку, рефлексию) (Объясняют, по какой причине что-то не получилось) | Беседа, работа с таблицей, вопросно-ответный метод. |