СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Вода и её свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытие нового знания. Использована технология системно- деятельностного подхода и приёмы критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Вода и её свойства"»

Урок окружающего мира

«Вода и её свойства» 3 класс


Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: создать условия для формирования умения определять основные свой­ства воды, ее значение для живых организмов и хозяйствен­ной деятельности человека.

Задачи:

Предметные:

- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.


Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: урок-исследование

Технологиятехнология деятельностного метода.



Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение.

-Жду вопрос: «Почему?»

- Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение.

- Почему особое?

- Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

Девизом нашего урока будет пословица: «Знанье не водица – в рот само не станет литься».

-Почему именно эта пословица? Как вы понимаете данную пословицу? (Потому что знания надо самостоятельно добывать.)

Мы к этой пословице ещё вернемся в конце урока.

- Какие знания вы открывали на прошлом уроке? (О воде).

- У вас получилось самостоятельно добыть знания? Да

-Значит и сегодня у вас все получится.

- У вас всё получится?

Все хором.

У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ.

- Сегодня на уроке мы будем открывать новую тайну.

-А как мы открываем неизвестное?

(По шагам учебной деятельности)

- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить. (Знаю. Не знаю. Сам найду способ.)

- Молодцы! Вы правильно определили шаги нашей работы.

- Кто же эти шаги должен сделать? (Мы сами.)

- Почему вы так считаете? (Главное правило ученика: «Делаю всё сам».)

- Какая роль тогда будет у меня? (Вы будете нашим помощником.)

− Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи! В путь!

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

− С чего вы начнете свою работу? (Мы начинаем работу с повторения необходимых знаний и пробного действия).

- Начнём с игры «Верите ли вы…» Один ученик работает у доски и записывает ответы с обратной стороны доски.

У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

1

2

3

4

5

6

7

8


















1. Верите ли вы, что вода занимает большую часть поверхности нашей планеты?

2. Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

3.Верите ли вы, что вода входит в состав живых организмов?

4. Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

5. Верите ли вы, что вода в океанах и морях пресная?

6. Верите ли вы, что водяной пар – это жидкое состояние воды?

7. Верите ли вы, что вода для многих организмов является природным домом?

8. Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Проверяем. А ребята сигналят знаками, если они согласны или не согласны с учеником, работающим у доски.

И во втором столбце ставим знак «+» , если правильно ответили и «-« , если неправильно ответили.

- Ребята, оцените свои знания, как вы поработали, при помощи знаков.

(На доске корзина знаний.)

-Ребята, посмотрите, на доске корзина знаний. Давайте поместим в эту корзину все ваши знания о воде. Поделитесь своими знаниями, что вы знаете о воде? (За каждый правильный ответ помещается в корзине цветок)

- Вы все ответили, что вода обладает разными свойствами. А какими, вы знаете?

-На столе у вас карточка, возьмите её.

1. Запишите, какими свойствами обладает вода?__________________

2. Что происходит с водой при нагревании?_____________________

3. Вода растворяет все ли вещества?__________________________

- Почему вы не поместили в корзину знаний, эти знания? ( Мы ещё это не изучали и, поэтому у нас недостаточно знаний про воду)

-Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)

-Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)

-Это вам интересно? (Да.)

(Ребятам выполняют задания пробного действия)

(На доске карточка- 1 вопрос, 2 вопрос, 3 вопрос.)

- Но всё - таки поделитесь своими догадками, предположениями, о том, как вы думаете, а я данные предположения буду фиксировать на доске. (Записываю все правильные и неправильные ответы, под каждым вопросом).

- Итак, вот ваши предположения, догадки и мы пока поставим знаки вопроса, до выяснения, кто же прав, какие утверждения верны?

- Почему мы не можем сказать, какие утверждения верны? (У нас нет эталона.)

- Вы можете обосновать, что выполнили задание правильно? (Нет, так как недостаточно знаний и нет эталона.)

- Какой шаг будет следующим? (Нам необходимо разобраться в наших затруднениях).

  1. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить? (назвать свойства воды, что происходит с водой при нагревании, все ли вещества растворяет вода )

- Почему вы не смогли выполнить задание? Каких знаний вам не хватает? (Мы не знаем, что происходит с водой при нагревании, о свойствах воды.)

  1. Реализация построенного проекта

Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.

- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?

- А что вы будете исследовать? Исследовать воду и узнать о её свойствах и ответить на вопросы, которые вызвали затруднения.

Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы, которые вызвали у нас затруднение.

- А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.

1) Правила работы в лабораториях.

- В нашей лаборатории работают четыре научных групп. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»..)

Выберите в своих группах:

- старшего научного сотрудника (проводит опыты), (ученик получает пейдж)

- помощника (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.


- Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.

- Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?

- А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране.


2) План работы в лабораториях.

- Осталось обсудить план работы. Посмотрите на экран, прочитайте порядок выполнения работы, обсудите его в группе, если что-то не понятно, то я готова разъяснить вам.

3) Исследовательская работа в группах.

- Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листах. После этого, вы найдете у себя на парте конверт с вариантами утверждений. Они различны. Ваша задача: выбрать верное утверждение. Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой «SOS», которая есть в каждой лаборатории, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.


- Есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы. Я очень рада, что их не возникло. Это значит, что вы были внимательны во время моего инструктажа и не упустили никаких мелочей! Я хочу пожелать вам удачи в ваших исследованиях!


Выступление учащихся из каждой лаборатории:


Постепенно на доске составляется эталон.(карточки). Кластер.

Свойства воды


П розрачная Бесцветная Без запаха

При нагревании – расширяется

При охлаждении – сжимается Вода- растворитель

Текучесть Испаряемость


И на слайде появляется эталон. Ребята сверяются с теми выводами, которые они сделали.


  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Какое задание мы не смогли выполнить при выполнении пробного действия? (Мы не смогли назвать свойства воды, что происходит с водой при нагревании и все ли вещества растворяет вода.)

- Теперь мы сможем выполнить правильно задание на пробное действие? Давайте вернемся к карточкам на пробное действие и выполним это задание.

(Слайд)

- Давайте уберем с доски те утверждения, которые оказались неверными.

- Мы преодолели затруднение? (да)

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

(На слайде запись соедини стрелочками.).Карточка ( Слайд )

Вода –это… не имеет

При нагревании вода … растворителем

При охлаждении вода .. не имеет

Цвета вода … расширяется

Вкуса вода …. жидкость

Вода является …… сжимается

- Проверьте, все ли записи на слайде верны? Исправьте ошибки, если они есть. (карточка)

− А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

  1. Включение в систему знаний.

- Где вы сможете использовать открытые знания? (В жизни)

- Как в жизни вы сможете эти знания использовать? (Вода – это источник жизни. Нам надо это знать.)

Поработайте с учебником с. 63-64 и составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.


«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что…?

Когда…?

Может…?

Зачем…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

Предположим, что будет, если…?


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, о свойствах воды.)

- Достигли ли вы цели? Почему вы так считаете? (Да, мы составили эталон).

- В чем возникали затруднения на уроке?

- Кто помнит девизом нашего урока была какая пословица ? «Знанье не водица – в рот само не станет литься».

- О каком свойстве воды здесь говорится? (текучесть)

- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

- Докажите. (Мы сами открывали новое знание)

- Над чем еще вам надо будет поработать? (Рассказать родителям о воде, как источнике жизни и её свойствах).

-У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите, пожалуйста, дома информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги.

- Я прочитаю четверостишие, а вы постарайтесь узнать, какое знание мы будем открывать на следующем уроке.

Человек, запомни навсегда –

Символ жизни на земле ВОДА!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете Не одни!

(О том, как надо экономить и беречь воду).

- Оцените свою работу на уроке. (Слайд ).

У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте их оживим:

-Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – нарисуйте у этой капельки веселое лицо.

-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – нарисуйте грустное лицо.

- А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море.

-Что я вижу!!!

-Я вижу «Море УСПЕХА»! Какие вы молодцы! Сколько веселых капелек воды в нашем море!

Всем, спасибо за урок!


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!