Урок окружающего мира
«Вода и её свойства» 3 класс
Тема: Вода. Свойства воды.
Цель: создать условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.
Задачи:
Предметные:
- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: урок-исследование
Технология: технология деятельностного метода.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение.
-Жду вопрос: «Почему?»
- Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение.
- Почему особое?
- Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
Девизом нашего урока будет пословица: «Знанье не водица – в рот само не станет литься».
-Почему именно эта пословица? Как вы понимаете данную пословицу? (Потому что знания надо самостоятельно добывать.)
Мы к этой пословице ещё вернемся в конце урока.
- Какие знания вы открывали на прошлом уроке? (О воде).
- У вас получилось самостоятельно добыть знания? Да
-Значит и сегодня у вас все получится.
- У вас всё получится?
Все хором.
У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ.
- Сегодня на уроке мы будем открывать новую тайну.
-А как мы открываем неизвестное?
(По шагам учебной деятельности)
- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить. (Знаю. Не знаю. Сам найду способ.)
- Молодцы! Вы правильно определили шаги нашей работы.
- Кто же эти шаги должен сделать? (Мы сами.)
- Почему вы так считаете? (Главное правило ученика: «Делаю всё сам».)
- Какая роль тогда будет у меня? (Вы будете нашим помощником.)
− Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи! В путь!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
− С чего вы начнете свою работу? (Мы начинаем работу с повторения необходимых знаний и пробного действия).
- Начнём с игры «Верите ли вы…» Один ученик работает у доски и записывает ответы с обратной стороны доски.
У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.
1. Верите ли вы, что вода занимает большую часть поверхности нашей планеты?
2. Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?
3.Верите ли вы, что вода входит в состав живых организмов?
4. Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
5. Верите ли вы, что вода в океанах и морях пресная?
6. Верите ли вы, что водяной пар – это жидкое состояние воды?
7. Верите ли вы, что вода для многих организмов является природным домом?
8. Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
- Проверяем. А ребята сигналят знаками, если они согласны или не согласны с учеником, работающим у доски.
И во втором столбце ставим знак «+» , если правильно ответили и «-« , если неправильно ответили.
- Ребята, оцените свои знания, как вы поработали, при помощи знаков.
(На доске корзина знаний.)
-Ребята, посмотрите, на доске корзина знаний. Давайте поместим в эту корзину все ваши знания о воде. Поделитесь своими знаниями, что вы знаете о воде? (За каждый правильный ответ помещается в корзине цветок)
- Вы все ответили, что вода обладает разными свойствами. А какими, вы знаете?
-На столе у вас карточка, возьмите её.
1. Запишите, какими свойствами обладает вода?__________________
2. Что происходит с водой при нагревании?_____________________
3. Вода растворяет все ли вещества?__________________________
- Почему вы не поместили в корзину знаний, эти знания? ( Мы ещё это не изучали и, поэтому у нас недостаточно знаний про воду)
-Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)
-Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)
-Это вам интересно? (Да.)
(Ребятам выполняют задания пробного действия)
(На доске карточка- 1 вопрос, 2 вопрос, 3 вопрос.)
- Но всё - таки поделитесь своими догадками, предположениями, о том, как вы думаете, а я данные предположения буду фиксировать на доске. (Записываю все правильные и неправильные ответы, под каждым вопросом).
- Итак, вот ваши предположения, догадки и мы пока поставим знаки вопроса, до выяснения, кто же прав, какие утверждения верны?
- Почему мы не можем сказать, какие утверждения верны? (У нас нет эталона.)
- Вы можете обосновать, что выполнили задание правильно? (Нет, так как недостаточно знаний и нет эталона.)
- Какой шаг будет следующим? (Нам необходимо разобраться в наших затруднениях).
Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить? (назвать свойства воды, что происходит с водой при нагревании, все ли вещества растворяет вода )
- Почему вы не смогли выполнить задание? Каких знаний вам не хватает? (Мы не знаем, что происходит с водой при нагревании, о свойствах воды.)
Реализация построенного проекта
Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.
- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?
- А что вы будете исследовать? Исследовать воду и узнать о её свойствах и ответить на вопросы, которые вызвали затруднения.
- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы, которые вызвали у нас затруднение.
- А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.
1) Правила работы в лабораториях.
- В нашей лаборатории работают четыре научных групп. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»..)
Выберите в своих группах:
- старшего научного сотрудника (проводит опыты), (ученик получает пейдж)
- помощника (читает задание)
Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)
А я буду руководителем ваших лабораторий.
- Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
- Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?
- А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране.
2) План работы в лабораториях.
- Осталось обсудить план работы. Посмотрите на экран, прочитайте порядок выполнения работы, обсудите его в группе, если что-то не понятно, то я готова разъяснить вам.
3) Исследовательская работа в группах.
- Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листах. После этого, вы найдете у себя на парте конверт с вариантами утверждений. Они различны. Ваша задача: выбрать верное утверждение. Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой «SOS», которая есть в каждой лаборатории, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.
- Есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы. Я очень рада, что их не возникло. Это значит, что вы были внимательны во время моего инструктажа и не упустили никаких мелочей! Я хочу пожелать вам удачи в ваших исследованиях!
Выступление учащихся из каждой лаборатории:
Постепенно на доске составляется эталон.(карточки). Кластер.
Свойства воды
П розрачная Бесцветная Без запаха
При нагревании – расширяется
При охлаждении – сжимается Вода- растворитель
Текучесть Испаряемость
И на слайде появляется эталон. Ребята сверяются с теми выводами, которые они сделали.
Первичное закрепление во внешней речи
- Какое задание мы не смогли выполнить при выполнении пробного действия? (Мы не смогли назвать свойства воды, что происходит с водой при нагревании и все ли вещества растворяет вода.)
- Теперь мы сможем выполнить правильно задание на пробное действие? Давайте вернемся к карточкам на пробное действие и выполним это задание.
(Слайд)
- Давайте уберем с доски те утверждения, которые оказались неверными.
- Мы преодолели затруднение? (да)
- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
(На слайде запись соедини стрелочками.).Карточка ( Слайд )
Вода –это… не имеет
При нагревании вода … растворителем
При охлаждении вода .. не имеет
Цвета вода … расширяется
Вкуса вода …. жидкость
Вода является …… сжимается
- Проверьте, все ли записи на слайде верны? Исправьте ошибки, если они есть. (карточка)
− А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Включение в систему знаний.
- Где вы сможете использовать открытые знания? (В жизни)
- Как в жизни вы сможете эти знания использовать? (Вода – это источник жизни. Нам надо это знать.)
Поработайте с учебником с. 63-64 и составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.
«тонкие» вопросы | «толстые» вопросы |
Что…? Когда…? Может…? Зачем…? Верно ли…? | Объясните, почему…? Почему вы считаете…? Предположим, что будет, если…? |
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, о свойствах воды.)
- Достигли ли вы цели? Почему вы так считаете? (Да, мы составили эталон).
- В чем возникали затруднения на уроке?
- Кто помнит девизом нашего урока была какая пословица ? «Знанье не водица – в рот само не станет литься».
- О каком свойстве воды здесь говорится? (текучесть)
- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
- Докажите. (Мы сами открывали новое знание)
- Над чем еще вам надо будет поработать? (Рассказать родителям о воде, как источнике жизни и её свойствах).
-У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите, пожалуйста, дома информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги.
- Я прочитаю четверостишие, а вы постарайтесь узнать, какое знание мы будем открывать на следующем уроке.
Человек, запомни навсегда –
Символ жизни на земле ВОДА!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете Не одни!
(О том, как надо экономить и беречь воду).
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд ).
- У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте их оживим:
-Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – нарисуйте у этой капельки веселое лицо.
-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – нарисуйте грустное лицо.
- А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море.
-Что я вижу!!!
-Я вижу «Море УСПЕХА»! Какие вы молодцы! Сколько веселых капелек воды в нашем море!
Всем, спасибо за урок!
3