СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира. 3 класс. Император-освободитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: "Император-освободитель". Учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. («Мое Отечество»). 3 класс.– М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. Программа: авторская программа: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах/ Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. 3 класс. Император-освободитель.»

Урок окружающего мира в 3 классе по ОС «Школа 2100»

учебник «Моё Отечество» (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)


Тема: «Император – освободитель»


Цель: формирование у учащихся образа освободительных реформ Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.


Задачи: - учить понимать, объяснять и связывать между собой разные факты;

- формировать умение делать выводы на основе анализа полученных знаний;

- учить самостоятельно давать оценки чужим поступкам, определять своё отношение к происходящему в обществе.

Планируемые результаты образования:

- предметные (получит возможность оценить последствия отмены крепостного права для развития России);

- метапредметные:

регулятивные (умение формулировать проблему урока, определять тему и цели урока; высказывать своё предположение по решению проблемы; выполнять учебные задачи по заданному алгоритму; давать самооценку своей деятельности);

познавательные (умение извлекать необходимую информацию для решения проблемы урока с помощью материалов учебника, презентации, раздаточного материала, схем, иллюстраций);

коммуникативные (умение вступать в речевое общение, строить монологическое выступление);

- личностные (умение высказать свое отношение к реформам Александра II, их значения для развития России).



Оборудование: учебник «Моё Отечество», рабочая тетрадь, мультимедиа.


Ход урока

1.Вводная часть.

а) Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ли ребус отгадают, слово главное узнают?

И 100 рия



- Мы начинаем очередной урок окружающего мира, который посвящен истории нашего Отечества.


б) Самостоятельная работа в парах

Цель: проверить умение различать времена в истории России.

- Перед вами лежат листы с заданиями, ваша задача расставить названия нашего государства в хронологическом порядке, пронумеровав кружки цифрами.





2. Актуализация знаний.


- С какой эпохой мы сейчас с вами знакомимся? (Российская империя)

- О какой войне мы говорили на прошлом уроке? (Отечественная) Слайд 2

- Когда это произошло? В каком году? (1812 г.)

- Почему войну 1812 года назвали Отечественной? Слайд 2

- Какое название получило самое кровопролитное сражение за всю историю Отечественной войны?

- Кто командовал русской армией? (М.И.Кутузов) Слайд 3

- Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?

(Наполеон Бонапарт) Слайд 3


3. Проблемная ситуация.


- Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.

- Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?

- Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель. Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока. Слайд 4

- Какие вопросы у вас возникли, когда вы услышали тему урока?

(На доске предполагаемые вопросы детей).

Как звали императора? Когда он правил? Почему назвали освободителем?


- Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?

- Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)

- Итак, открываем учебники на стр. 84


4. “Открытие” нового знания.

а) Чтение вслух диалога на с. 84.

- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?

(Да. Императора звали Александр II) Слайд 5

- На все ли вопросы мы смогли ответить? (Нет. Почему Александра II назвали освободителем?)


- Какое противоречие вы заметили в рассказе проводника?

- Какой возникает вопрос?

Чем объяснить, что за первые 50 лет 19 века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие полвека – десятки железных дорог? Слайд 6


б) Работа с иллюстрацией по учебнику с. 85

«Русская деревня и европейский город в первой половине 19 века».

Цель работы: создать образ отставания сельскохозяйственной крепостнической страны от промышленных стран, от свободного рынка.


- Сравните труд рабочих и крестьян в России и Западной Европе.

(в России – ручной и подневольный характер труда в крепостной деревне;

в Европе – машинный, вольнонаёмный характер труда в городе).

-Хозяйством занимались по старинке. Слайд 7


5.Поиск решения проблемы.

а) Отмена крепостного права

- Какая же задача стояла перед Россией?

- Что необходимо было сделать, чтобы облегчить жизнь крестьянам?

-Нужно было отменить крепостное право. Дать свободу крестьянам.

- Давайте проверим наши предположения по учебнику с. 85 (самостоятельное чтение 1 абзац).

- Кому принадлежит отмена крепостного права? В каком году?

- Можем ли мы ответить еще на один вопрос, поставленный в начале нашего урока? (почему император-освободитель) Слайд 8

- У Илюши возник вопрос: изменилась ли жизнь российских крестьян, стали ли они жить хорошо?) Что же ответил ему проводник?

(чтение текста учебника на с. 85 вслух)

-Какой вывод мы можем сделать?


Вывод: по-прежнему помещики жили в богатых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права – в темных избах.


6. Расширение нового знания.

- Итак, крестьянская реформа изменила всю жизнь страны.

Рабочая тетрадь с.39 № 2 (по заданию)

- Изменения, которые происходят в обществе, называют реформа.


Физминутка


- Вслед за отменой крепостного права Александр II провёл ряд других преобразований. Об этих реформах вам расскажут ваши одноклассники.





Сообщения одноклассников.

Слайд 9. 1. Городская реформа вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы.


Слайд 10. 2. Раньше крестьян судили помещики. Теперь создавались новые суды. Кроме судей в них заседали и простые честные люди – присяжные. Они решали голосованием: виновен человек или нет.


Слайд 11. 3. По военной реформе создавалась новая армия. Солдаты служили уже не 25 лет, как раньше, а всего 6. Юношей призывали армию с 21 года. Русскую армию вооружили новыми ружьями и пушками. Большая часть крестьян оставалась неграмотной, а солдат стали учить читать и писать. После военной реформы русская армия значительно окрепла.

Слайд 12. 4. Cтроились новые школы и университеты, открывались новые театры и музеи.

Слайд 13. 5. Реформы, начатые императором Александром II, вызвали необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было построено много железных дорог, связавших между собой крупные города.

- Итак, какие реформы провёл в России Александр II? Слайд 14

7. Работа с рабочим листом.

- А для того чтобы вы лучше запомнили то главное, что сделал Александр II во время своего царствования, я предлагаю вам прочитать текст, который представлен у вас в рабочих листах.

а) Чтение текста учащимися про себя.

б) Работа со схемой в парах.

- А теперь попробуйте в парах обсудить полученную информацию и заполнить свободные места в схеме.

- Пользуясь схемой, расскажите, за что народ должен быть благодарен Александру II?

- Жизнь людей стала быстро изменяться. В городах строили новые фабрики и заводы, электростанции, между городами железные дороги. Хозяева всех этих богатств, которых называли капиталистами, быстро богатели. Многие крестьяне перебирались в города, нанимались на работу к хозяевам заводов и фабрик и становились рабочими.

Слайд 14. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны. Итак, отмена крепостного права в 1861 году открыла новую главу в русской истории.

- Давайте попробуем проанализировать жизнь России до и после отмены крепостного права.

Россия до отмены крепостного права

Россия после отмены крепостного права

Крестьяне работали на хозяина.

Хозяин мог подарить, наказать крестьян.

Люди прикреплены к земле, уйти не могут.

Крестьяне работают на себя.

Крестьяне могут уйти в город на заработки.

Люди свободно меняют место жительства в пределах страны.

У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги.


- Почему же Александра II назвали Императором-Освободителем?

8. Итог урока.

- Какие вопросы у вас возникли в начале урока?

- Смогли ли вы найти на них ответы?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке?

1 вагон – те, кто на отлично справился с заданиями, активно работал на уроке, успешно выполнял задания.

2 вагон – те, кто усвоил новую тему, кому помогли одноклассники в выполнении заданий.

3 вагон – те, кто усвоил тему, но им необходимо еще раз прочитать учебник, найти дополнительную информацию, повторить изученный материал.

- Что мы посоветуем тем, кто сел в 3 вагон, во 2 вагон, в 1 вагон?


9. Домашнее задание: рабочая тетрадь с. 40 задание 3, 4.















Рабочий лист

1. Прочитайте текст.

«Согласно «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» крестьяне могут без разрешения помещика торговать, жениться, а также отлучаться с места жительства. Они получают право поступать в учебные заведения, открывать фабрики и торговые лавки.

Но крестьяне всё ещё обязаны работать на помещика до тех пор, пока они не выкупят свой участок земли, и платить ему за разрешение ловить рыбу и заготавливать дрова».

2. Представьте графически информацию, содержащуюся в тексте, заполнив свободные места в схеме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!