Урок окружающего мира в 3 классе по ОС «Школа 2100»
учебник «Моё Отечество» (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)
Тема: «Император – освободитель»
Цель: формирование у учащихся образа освободительных реформ Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.
Задачи: - учить понимать, объяснять и связывать между собой разные факты;
- формировать умение делать выводы на основе анализа полученных знаний;
- учить самостоятельно давать оценки чужим поступкам, определять своё отношение к происходящему в обществе.
Планируемые результаты образования:
- предметные (получит возможность оценить последствия отмены крепостного права для развития России);
- метапредметные:
регулятивные (умение формулировать проблему урока, определять тему и цели урока; высказывать своё предположение по решению проблемы; выполнять учебные задачи по заданному алгоритму; давать самооценку своей деятельности);
познавательные (умение извлекать необходимую информацию для решения проблемы урока с помощью материалов учебника, презентации, раздаточного материала, схем, иллюстраций);
коммуникативные (умение вступать в речевое общение, строить монологическое выступление);
- личностные (умение высказать свое отношение к реформам Александра II, их значения для развития России).
Оборудование: учебник «Моё Отечество», рабочая тетрадь, мультимедиа.
Ход урока
1.Вводная часть.
а) Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ли ребус отгадают, слово главное узнают?
И 100 рия
- Мы начинаем очередной урок окружающего мира, который посвящен истории нашего Отечества.
б) Самостоятельная работа в парах
Цель: проверить умение различать времена в истории России.
- Перед вами лежат листы с заданиями, ваша задача расставить названия нашего государства в хронологическом порядке, пронумеровав кружки цифрами.
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/8/218cac4d0f00303e132d353862aabe30d4b04e2d/urok-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-impierator-osvoboditiel_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/8/218cac4d0f00303e132d353862aabe30d4b04e2d/urok-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-impierator-osvoboditiel_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/8/218cac4d0f00303e132d353862aabe30d4b04e2d/urok-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-impierator-osvoboditiel_3.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/8/218cac4d0f00303e132d353862aabe30d4b04e2d/urok-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-impierator-osvoboditiel_4.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/8/218cac4d0f00303e132d353862aabe30d4b04e2d/urok-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-impierator-osvoboditiel_5.png)
2. Актуализация знаний.
- С какой эпохой мы сейчас с вами знакомимся? (Российская империя)
- О какой войне мы говорили на прошлом уроке? (Отечественная) Слайд 2
- Когда это произошло? В каком году? (1812 г.)
- Почему войну 1812 года назвали Отечественной? Слайд 2
- Какое название получило самое кровопролитное сражение за всю историю Отечественной войны?
- Кто командовал русской армией? (М.И.Кутузов) Слайд 3
- Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?
(Наполеон Бонапарт) Слайд 3
3. Проблемная ситуация.
- Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.
- Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?
- Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель. Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока. Слайд 4
- Какие вопросы у вас возникли, когда вы услышали тему урока?
(На доске предполагаемые вопросы детей).
Как звали императора? Когда он правил? Почему назвали освободителем?
- Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?
- Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)
- Итак, открываем учебники на стр. 84
4. “Открытие” нового знания.
а) Чтение вслух диалога на с. 84.
- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?
(Да. Императора звали Александр II) Слайд 5
- На все ли вопросы мы смогли ответить? (Нет. Почему Александра II назвали освободителем?)
- Какое противоречие вы заметили в рассказе проводника?
- Какой возникает вопрос?
Чем объяснить, что за первые 50 лет 19 века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие полвека – десятки железных дорог? Слайд 6
б) Работа с иллюстрацией по учебнику с. 85
«Русская деревня и европейский город в первой половине 19 века».
Цель работы: создать образ отставания сельскохозяйственной крепостнической страны от промышленных стран, от свободного рынка.
- Сравните труд рабочих и крестьян в России и Западной Европе.
(в России – ручной и подневольный характер труда в крепостной деревне;
в Европе – машинный, вольнонаёмный характер труда в городе).
-Хозяйством занимались по старинке. Слайд 7
5.Поиск решения проблемы.
а) Отмена крепостного права
- Какая же задача стояла перед Россией?
- Что необходимо было сделать, чтобы облегчить жизнь крестьянам?
-Нужно было отменить крепостное право. Дать свободу крестьянам.
- Давайте проверим наши предположения по учебнику с. 85 (самостоятельное чтение 1 абзац).
- Кому принадлежит отмена крепостного права? В каком году?
- Можем ли мы ответить еще на один вопрос, поставленный в начале нашего урока? (почему император-освободитель) Слайд 8
- У Илюши возник вопрос: изменилась ли жизнь российских крестьян, стали ли они жить хорошо?) Что же ответил ему проводник?
(чтение текста учебника на с. 85 вслух)
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: по-прежнему помещики жили в богатых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права – в темных избах.
6. Расширение нового знания.
- Итак, крестьянская реформа изменила всю жизнь страны.
Рабочая тетрадь с.39 № 2 (по заданию)
- Изменения, которые происходят в обществе, называют реформа.
Физминутка
- Вслед за отменой крепостного права Александр II провёл ряд других преобразований. Об этих реформах вам расскажут ваши одноклассники.
Сообщения одноклассников.
Слайд 9. 1. Городская реформа вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы.
Слайд 10. 2. Раньше крестьян судили помещики. Теперь создавались новые суды. Кроме судей в них заседали и простые честные люди – присяжные. Они решали голосованием: виновен человек или нет.
Слайд 11. 3. По военной реформе создавалась новая армия. Солдаты служили уже не 25 лет, как раньше, а всего 6. Юношей призывали армию с 21 года. Русскую армию вооружили новыми ружьями и пушками. Большая часть крестьян оставалась неграмотной, а солдат стали учить читать и писать. После военной реформы русская армия значительно окрепла.
Слайд 12. 4. Cтроились новые школы и университеты, открывались новые театры и музеи.
Слайд 13. 5. Реформы, начатые императором Александром II, вызвали необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было построено много железных дорог, связавших между собой крупные города.
- Итак, какие реформы провёл в России Александр II? Слайд 14
7. Работа с рабочим листом.
- А для того чтобы вы лучше запомнили то главное, что сделал Александр II во время своего царствования, я предлагаю вам прочитать текст, который представлен у вас в рабочих листах.
а) Чтение текста учащимися про себя.
б) Работа со схемой в парах.
- А теперь попробуйте в парах обсудить полученную информацию и заполнить свободные места в схеме.
- Пользуясь схемой, расскажите, за что народ должен быть благодарен Александру II?
- Жизнь людей стала быстро изменяться. В городах строили новые фабрики и заводы, электростанции, между городами железные дороги. Хозяева всех этих богатств, которых называли капиталистами, быстро богатели. Многие крестьяне перебирались в города, нанимались на работу к хозяевам заводов и фабрик и становились рабочими.
Слайд 14. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны. Итак, отмена крепостного права в 1861 году открыла новую главу в русской истории.
- Давайте попробуем проанализировать жизнь России до и после отмены крепостного права.
Россия до отмены крепостного права | Россия после отмены крепостного права |
Крестьяне работали на хозяина. Хозяин мог подарить, наказать крестьян. Люди прикреплены к земле, уйти не могут. | Крестьяне работают на себя. Крестьяне могут уйти в город на заработки. Люди свободно меняют место жительства в пределах страны. У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги. |
- Почему же Александра II назвали Императором-Освободителем?
8. Итог урока.
- Какие вопросы у вас возникли в начале урока?
- Смогли ли вы найти на них ответы?
- Что нового узнали?
- Оцените свою работу на уроке?
1 вагон – те, кто на отлично справился с заданиями, активно работал на уроке, успешно выполнял задания.
2 вагон – те, кто усвоил новую тему, кому помогли одноклассники в выполнении заданий.
3 вагон – те, кто усвоил тему, но им необходимо еще раз прочитать учебник, найти дополнительную информацию, повторить изученный материал.
- Что мы посоветуем тем, кто сел в 3 вагон, во 2 вагон, в 1 вагон?
9. Домашнее задание: рабочая тетрадь с. 40 задание 3, 4.
Рабочий лист
1. Прочитайте текст.
«Согласно «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» крестьяне могут без разрешения помещика торговать, жениться, а также отлучаться с места жительства. Они получают право поступать в учебные заведения, открывать фабрики и торговые лавки.
Но крестьяне всё ещё обязаны работать на помещика до тех пор, пока они не выкупят свой участок земли, и платить ему за разрешение ловить рыбу и заготавливать дрова».
2. Представьте графически информацию, содержащуюся в тексте, заполнив свободные места в схеме.
![](https://fhd.multiurok.ru/2/1/8/218cac4d0f00303e132d353862aabe30d4b04e2d/urok-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-impierator-osvoboditiel_6.png)