СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Среди лесов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  окружающего мира УМК "Перспектива" по теме:  "Среди лесов" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Среди лесов"»

Тема урока: «Среди лесов»



Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-Интерес к изучению предмета;

-Осознание себя жителями планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

-Осознание роли леса для жизни растений и животных.

-Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

-Оценка собственной деятельности на уроке;

Предметные УУД:

-Применение знаний о природной зоне России, её растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;

-Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;

-Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;

-Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;

-Выделение характерных особенностей природных объектов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;

-Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

Познавательные УУД:

-Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы;

-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира

 лесной зоны и обсуждение полученных сведений;

-Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

-Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;

Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

-Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-Управление поведением партнера, коррекция действий партнера.

Оборудование: Для учителя:- Учебник для 4  класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков; Компьютер, интеракт. Доска,, мультимедийный проектор, диск с презентацией, карта природных зон.

Для учащихся:  Учебник для 4 класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков, Р/т №1, Тесты заданием.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой. 
У: Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Пожалуйста, садитесь. 
Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра. 
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора. 
Мы затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку, 
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного! 
- Я желаю вам плодотворно потрудиться. 

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами продолжим путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникальности и неповторимости. Чтобы отправиться, нам нужно вспомнить, где мы с вами побывали на прошлых уроках.

1)Тест 

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры

а) рыболовство;  б) оленеводство; в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся .

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а)    тюлени, моржи, киты;  б)    песцы, волки, лемминги; 
в)    верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения - лемминги - пол. совы; б) комары - пол. куропатки – песцы;
в) растения - кречеты -” волки.

9. Тундровый заповедник расположен

а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр;

в) на Кольском полуострове.

10.Какой вред тундре наносит деятельность человека:

а )нарушается поверхность почвы из-за добычи нефти;

б )загрязняется воздух; в )вырубаются леса; г )вылавливается много рыбы.

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б); 10 а)

2) Индивидуальный опрос.

Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр. 85.

III. Подготовка к активной познавательной деятельности. 
-Послушайте стихотворение. 
У: Здравствуй, лес, дремучий лес,  Полный сказок и чудес! 
Ты о чем шумишь листвою  Ночью темной, грозовою? 
Что там шепчешь на заре,  Весь в росе, как в серебре? 
Кто в глуши твоей таится?  Что за зверь? Какая птица? 
Все открой, не утаи: Ты же видишь- мы свои! 
У: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? 
Д: Сегодня на уроке мы будем говорить о лесе. 
У: Молодцы, ребята, вы правильно определили объект изучения. 
У: Тема нашего сегодняшнего урока «Среди лесов». Мы с вами отправимся в экспедицию в лесную зону. 
У: Какие познавательные вопросы поставите по теме? Чему каждый из вас хотел бы научиться? 
Д: -Я хочу узнать какие виды леса существуют. 
Д: Я познакомлюсь с животным и растительным миром. 
Д: Я совершенствую умения работать с картой. 
У:- Ребята, давайте вернемся к стихотворению. Почему автор говорит дважды: 
« Здравствуй, лес, дремучий лес…» 
- Что значит ДРЕМУЧИЙ ? 
Д: «Дремучий»- это значит «темный, страшный, как в сказке». Но не все леса тёмные. Например, в березовой роще светло. 
У: Верно. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? 
IV. Работа над новым материалом.

1.Найдите на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? 

У. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

Д. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.

У. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

Д. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето.

У. Какая поверхность у зоны лесов? 

Д. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.

У. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Д. Это самая большая природная зона.

-В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

2.Работа с учебником с 86-87

У. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 5.

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес.  В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не крупные листья, которые они сбрасывают на зиму. 
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. 
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком. 
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы. 

3. Работа по учебнику с 88 - 89 

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над темой урока.

1. Интерактивная доска (работа с тренажёром)

2. Рассказ учителя: Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

3. Работа с учебником с. 87. «Животный мир лесов», назовите животных этой зоны.

Д. -Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.

У. -Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Как много здесь разных видов животных! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

4. Значение леса для человечества? 

Кормилец человека и животных (Грибы, ягоды, орехи, съедобные побеги)

Древесина

Сами деревья – мощные фабрики биомассы. На каждом гектаре лесов ее сосредоточено более 250 тонн. Древесина для топлива, строек, поделок, сырье для промышленности – дубильное, лекарственное, красящее:

Охотничьи угодья

Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье. Белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из русских лесов!

Оздоровитель и ресурс отдыха

В лесу человек черпает силы, отдыхает от бешенного теперь ритма жизни, оздоравливается.

Украшение ландшафта

Лес – это просто красиво. Источник вдохновения

VI. Закрепление изученного материала.

1.Работа в рабочей тетради стр.50 №2,3

 VII. Рефлексия.

1.Запиши деревья, используя текст учебника на стр.87,88. Слайд 10.


2.Работа в рабочей тетради стр 51 №4 Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 87. учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.
VIII. Подведение итогов урока.

- Чем отличается природные условия лесов и тундры?

- Какие части зоны лесов мы видим на карте природных зон?

- Какое значение имеет зона лесов в экологии планеты?.

- Какой вклад мы можем внести в охрану лесов?

IX. Домашнее задание.

1.учебник: прочитать с. 86-89. Ответы на вопросы «Проверь себя» с.89.

2.Рабочая тетрадь: С.50-51 №1,5.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!