Тема урока: «Среди лесов»
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-Интерес к изучению предмета;
-Осознание себя жителями планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
-Осознание роли леса для жизни растений и животных.
-Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
-Оценка собственной деятельности на уроке;
Предметные УУД:
-Применение знаний о природной зоне России, её растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;
-Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;
-Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;
-Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;
-Выделение характерных особенностей природных объектов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;
-Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.
Познавательные УУД:
-Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы;
-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира
лесной зоны и обсуждение полученных сведений;
-Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
-Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;
Коммуникативные УУД:
-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
-Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-Управление поведением партнера, коррекция действий партнера.
Оборудование: Для учителя:- Учебник для 4 класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков; Компьютер, интеракт. Доска,, мультимедийный проектор, диск с презентацией, карта природных зон.
Для учащихся: Учебник для 4 класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков, Р/т №1, Тесты заданием.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
У: Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Пожалуйста, садитесь.
Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Мы затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!
- Я желаю вам плодотворно потрудиться.
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами продолжим путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникальности и неповторимости. Чтобы отправиться, нам нужно вспомнить, где мы с вами побывали на прошлых уроках.
1)Тест
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена ...
а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.
3. В тундре ...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения тундры
а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.
5. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся .
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
7. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, волки, лемминги;
в) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажи верную цепь питания:
а) растения - лемминги - пол. совы; б) комары - пол. куропатки – песцы;
в) растения - кречеты -” волки.
9. Тундровый заповедник расположен
а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
10.Какой вред тундре наносит деятельность человека:
а )нарушается поверхность почвы из-за добычи нефти;
б )загрязняется воздух; в )вырубаются леса; г )вылавливается много рыбы.
Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б); 10 а)
2) Индивидуальный опрос.
Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр. 85.
III. Подготовка к активной познавательной деятельности.
-Послушайте стихотворение.
У: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: Ты же видишь- мы свои!
У: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Д: Сегодня на уроке мы будем говорить о лесе.
У: Молодцы, ребята, вы правильно определили объект изучения.
У: Тема нашего сегодняшнего урока «Среди лесов». Мы с вами отправимся в экспедицию в лесную зону.
У: Какие познавательные вопросы поставите по теме? Чему каждый из вас хотел бы научиться?
Д: -Я хочу узнать какие виды леса существуют.
Д: Я познакомлюсь с животным и растительным миром.
Д: Я совершенствую умения работать с картой.
У:- Ребята, давайте вернемся к стихотворению. Почему автор говорит дважды:
« Здравствуй, лес, дремучий лес…»
- Что значит ДРЕМУЧИЙ ?
Д: «Дремучий»- это значит «темный, страшный, как в сказке». Но не все леса тёмные. Например, в березовой роще светло.
У: Верно. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые?
IV. Работа над новым материалом.
1.Найдите на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
У. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
Д. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.
У. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
Д. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето.
У. Какая поверхность у зоны лесов?
Д. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.
У. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
Д. Это самая большая природная зона.
-В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.
2.Работа с учебником с 86-87
У. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.
Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 5.
Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы.
3. Работа по учебнику с 88 - 89
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над темой урока.
1. Интерактивная доска (работа с тренажёром)
2. Рассказ учителя: Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
3. Работа с учебником с. 87. «Животный мир лесов», назовите животных этой зоны.
Д. -Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.
У. -Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Как много здесь разных видов животных! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
4. Значение леса для человечества?
Кормилец человека и животных (Грибы, ягоды, орехи, съедобные побеги)
Древесина
Сами деревья – мощные фабрики биомассы. На каждом гектаре лесов ее сосредоточено более 250 тонн. Древесина для топлива, строек, поделок, сырье для промышленности – дубильное, лекарственное, красящее:
Охотничьи угодья
Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье. Белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из русских лесов!
Оздоровитель и ресурс отдыха
В лесу человек черпает силы, отдыхает от бешенного теперь ритма жизни, оздоравливается.
Украшение ландшафта
Лес – это просто красиво. Источник вдохновения
VI. Закрепление изученного материала.
1.Работа в рабочей тетради стр.50 №2,3
VII. Рефлексия.
1.Запиши деревья, используя текст учебника на стр.87,88. Слайд 10.
2.Работа в рабочей тетради стр 51 №4 Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 87. учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.
VIII. Подведение итогов урока.
- Чем отличается природные условия лесов и тундры?
- Какие части зоны лесов мы видим на карте природных зон?
- Какое значение имеет зона лесов в экологии планеты?.
- Какой вклад мы можем внести в охрану лесов?
IX. Домашнее задание.
1.учебник: прочитать с. 86-89. Ответы на вопросы «Проверь себя» с.89.
2.Рабочая тетрадь: С.50-51 №1,5.
6