Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа им. М. Горького»
Конспект открытого урока окружающего мира
в 1 классе
«Куда текут реки?»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Данилова Татьяна Александровна
село Боголюбово
2016 год
Цель урока:
расширить знания детей о реках и морях;
познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту;
способствовать бережному отношению к воде и водоемам.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные: демонстрация личностных качества в процессе общения: использование « вежливых» слов в общении;
Метапредметные:
Регулятивные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
Познавательные – научатся ориентироваться в учебнике; работать с лабораторным оборудованием.
Коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики;
Предметные – узнают куда впадают реки, научатся сравнивать реку и море.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, изображение Муравьишки, конверт с загадками, картинки с изображением рек, стаканчики, ложки, поваренная соль.
Ход урока:
1.Организационное начало урока.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
На уроке ваши глаза внимательно
Смотрят и всё … (видят).
Ушки внимательно слушают
И всё … (слышат).
Голова хорошо … (думает).
2.Мотивация познавательной деятельности.
- Ребята, к нам на каждый урок приходит наш помощник. Кто это? (Муравьишка)
- Что он любит больше всего? (Задавать вопросы)
- Ребята, что он держит в лапках? (Конверт)
- А в конверте вопросы:
1) Верите ли вы, что кораблик из реки Вопь может попасть в Чёрное море?
2) Можно ли дома искупаться в морской воде?
- Хотелось бы вам вместе с Муравьишкой ответить на эти вопросы? (Да!)
3.Актуализация необходимых знаний.
- Ребята, чтобы ответить на наши вопросы, вспомним, откуда в наш дом приходит вода? (Из-под земли, из реки)
- А Муравьишка принёс нам загадку:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
- Почему узкий кончик в роднике?
- А почему широкий в море?
- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить?
- Прочитайте тему урока на стр. 66.
- Прочитаем, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
4.Работа по теме урока.
1.Учебник.
- Вспомните, что вам известно о реках и морях.
- Предположите, куда текут реки?
- Чтобы верно ответить на этот вопрос, проследим путь воды-путешественницы. Рассмотрите рисунок. Сегодня Муравьишка предлагает нам совершить путешествие.
- Найдите на рисунке небольшую реку Осётр. Здесь возле старинного города мы установим свои корабли. Это начало пути.
- Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока)
- Плывём дальше! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва-река) И она тоже впадает в Оку.
- Плывём дальше. Река ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга)
- Что вы знаете об этой реке? Может быть, кто-то был на Волге?
- Мы продолжаем путешествие по Волге. Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится эта река. А куда же впадает река Волга? (В Каспийское море)
- Наше путешествие заканчивается в Каспийском море. Давайте понаблюдаем, что мы можем увидеть с борта корабля?
- Куда же текут реки? (В море)
- Давайте сравним наше путешествие с рассказом в учебнике. Читаем стр. 92.
- Кто знает, как называется река, которая протекает у нас? (Вопь)
- Куда она впадает? (В Днепр)
- А куда несёт свои воды Днепр? (В Чёрное море)
2.Рабочая тетрадь.
- Ребята, Муравьишка следил за нашим путешествием и составил цепочки, какие реки куда впадают, но, по-моему, он что-то перепутал. Поможем Муравьишке найти его ошибку. Выполняем № 1 на стр. 43.
- Спасибо!
Физминутка
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура, на месте замри!
3.Учебник.
- Рассмотрите рисунки на стр. 67. Скажите, чем отличается река от моря?
- А у Муравьишки в конверте ещё одна загадка:
Кругом вода –
А с питьём – беда! (Море)
- Почему же в море с питьём беда? Чем речная вода отличается от морской? (В море вода солёная)
4.Практическая работа в парах.
- Хотите узнать, какая она, морская вода?
- Что у вас на столе? (Стакан с водой, ложка)
- Попробуйте воду на вкус.
- А теперь сами приготовьте морскую воду.
- Мы использовали обычную пищевую соль. А морскую соль можно купить в аптеке. Её используют для лечебных ванн.
- Нарисуйте, как вы получили морскую воду.
5.Закрепление.
- Ребята, пока мы беседовали, Муравьишка решил искупаться в море, не выходя из дома.
- Рассмотрите рисунок. Скажите, как это у него получилось?
5.Рефлексия.
- Ответим на вопросы учебника.
- Молодцы! Вам было интересно?