I.Мотива-ция к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний
III. Самоопределение к деятельности
IV. Этап освоения новых знаний
V. Продолжение работы по теме
VI. Этап проверки понимания усвоения материала.
VII.Этап оценивания, итог. | -Доброе утро! Я рада вас видеть!
-А сейчас мы проведем небольшую разминку .Игра « Третий лишний» (карточки у каждого на парте)
-Я буду называть трех животных, одно из которых лишнее. Закройте фишкой кружок , который по счету соответствует названию «лишнего» животного.
-корова, жираф, дятел. -кузнечик, синица ,бабочка. -ласточка, окунь, щука.
-Наш Муравьишка как обычно не может обойтись без своих любимых загадок. 1. | По лужку он важно бродит. Из воды сухим выходит. Носит красные ботинки. Дарит мягкие перинки (гусь) | | 2. | Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. (воробей) | | 3. | На шесте – дворец. Во дворце – певец. А зовут его ….. (соловей) | | 4. | Всех перелётных птиц черней. Чистит пашни он червей. Взад – вперёд по пашне вскачь. А зовется птица ….. (грач) | | 5. | Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор | | (дятел)
(на доске карточки со словами) Гусь Воробей Скворец Дятел Грач - Кто это? - Как отличить птиц от других животных? - Каких вы еще знаете перелетных птиц? -Каких зимующих птиц знаете? -Чем они отличаются? - Какое сейчас время года? - Каково птицам зимой? -Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой? - Каково птицам зимой? -Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам. Работа с учебником. -- Каких птиц вы видите? -Какие из них живут у нас круглый год? (синицы, воробьи, поползни) - Какие птицы прилетают на зиму? (свиристели, снегири) -Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зимы (т.е. холод), но т.к. зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их улетать в теплые края. Не все птицы улетают в теплые края. В родных местах остаются те, которые и зимой могут находить пропитание, такие птицы называются зимующие.(рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций) Синицы круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало. Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев. Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы. -Каких птиц вы видели на улице? В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам. На кормушке мы видим гостей которые прилетели к нам зимовать. Это – перелетные птицы. Свиристель – таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины, клюквы. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается края крыльев и хвостика ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет. Снегири прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Работа в рабочей тетради: -Рассмотрите иллюстрации. Какие птицы изображены? Прочитайте задание, Что нужно сделать? -Выполните задание.
2) (показать кормушку из коробки) -Ребята, Муравьишка выполнил домашнее задание. Здесь и гам , и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте , что это? (кормушка) -Рассмотрим рисунки, какие кормушки могут быть?( учебник стр.74)
3) Практическая работа в парах. -Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им приходится во время сильных морозов и снегопадов, -У кого есть во дворе кормушки для птиц? Какие птицы прилетают? -Сегодня мы изготовим кормушки из подручного материала. -Рассмотрим схему инструкцию в рабочей тетради. (выставка кормушек) 4) . Ребята, у каждого из вас на парте лежит листочек. Попробуйте вместе с соседом по парте составить меню для птичьих столовых. Потом мы составим одно общее меню (дети зачитывают, то что они написали, а учитель записывает на доске общее меню). Меню Арбузные семечки Дынные семечки Семечки подсолнуха Просо Пшено Овес Кедровые орешки Ягоды рябины, бузины, черемухи Хлебные крошки Кусочки сала (несоленого)
-Работа со школьным словариком « Птицы России» Прочитайте информацию про зимующих птиц. (ребята делятся по группам каждая выбирает 1зимующую птицу, читающий ученик знакомит группу с текстом, кто-то готовит рассказ)
Рефлексия. -Вернемся к учебной задаче урока .Вы научились различать птиц и узнавать их на картинке ? -Теперь вы сможете сделать кормушки для птиц и правильно подобрать корм?
Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы. | -Чему были посвящены наши предыдущие уроки? -Что узнали нового? -Сегодня мы на уроке не только узнаем много нового , но и выполним небольшую практическую работу. Как вы думаете , что будем делать? (Личностные УУД)
формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности
(взаимопроверка) -Почему именно это животное вы выбрали? -Докажите правильность выполненного задания. Объясни своему товарищу. (Коммуникативные УУД)
-Предположите ,о чем пойдет речь на уроке? -Где можно найти название темы? –Прочитайте в учебнике ,какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Познавательные и личностные УУД) формируются личностные ууд - формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения
-Как вы думаете, почему эти слова я написала в 2 столбика?
(В 1 столбике – перелетные птицы) - (Во 2 столбике – зимующие птицы) -Ребята, как вы думаете, а почему птицы улетают в теплые края? -А почему зимующие остаются с нами? (Коммуникативные УУД)
(Познавательные УУД) получение новой информации
(Личностные УУД)
проявление интереса, познавательные – выделение общих признаков, классификация
-Как будете выполнять?
- Как вы думаете, для чего авторы учебника поместили это задание? (чтобы умели различать птиц)
(Регулятивные УУД) удерживание цели деятельности до получения результата.
-Предположите что это такое? Почему вы так думаете?
(Регулятивные УУД)
-Как думаете, в какой из них птице будет удобнее? Почему? Докажите! А что бы вы изменили в этих кормушках? (Познавательные и регулятивные УУД)
формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию, получение новой информации
-Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Личностные УУД)
-Как будем выполнять работу? -Что нужно знать , чтобы справиться с заданием? -Расскажите ,в какой последовательности будете выполнять работу? (Регулятивные УУД) умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
-Что нужно вспомнить , чтобы выполнить это задание?
(Познавательные УУД) - формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов, получение новой информации
(Коммуникативные УУД)
формировать умение сотрудничать для достижения цели. (Познавательные и коммуникативные УУД) – формировать умение сотрудничать для достижения цели. получение новой информации ,умение вычленять нужную информацию из общей информации.
Как будете работать в группе? Как разделите обязанности? (Кто-то читает, кто-то слушает, кто-то потом рассказывает). -Что нового узнали? Поделитесь своими знаниями с одноклассниками из других групп. (Коммуникативные и регулятивные УУД) – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера, оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, -Оцените свои достижения. На парте приготовлены розовый и желтый квадрат. -Кто может объяснить материал сегодняшнего урока товарищу -приклейте в тетрадь –розовый прямоугольник ,кто не совсем понял материал -желтый. (Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД) формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью, способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности. |